Летом во время автобусного тура по нескольким европейским столицам мы три дня провели в Париже. По программе тура первые два дня были довольно насыщенными, на третий день нас ожидала альтернатива: либо ехать в Парижский Диснейленд, либо провести целый свободный день в Париже. Часть группы (в основном, молодежь и туристы с детьми) выбрали первый вариант, другая часть осталась в городе. Мы выбрали второй вариант, очень уж хотелось погулять по Парижу. Мы разработали свой маршрут по Парижу, тем более к этому времени набрали много карт и буклетов о городе.

Поскольку отель был в пригороде, нас на автобусе привезли в 8 утра в центр города, где и оставили, условившись вечером встретиться «у Макдональдса» на Риволи. Для себя мы заранее продумали маршрут. Изначально решили, что будем исключительно ходить пешком, хотя расстояние по нашему импровизированному маршруту оказалось приличным.

Наш маршрут по Парижу пешком

1. Еще разок (в третий раз) побродить вокруг Нотр-Дам де Пари
2. Подняться на Эйфелеву башню
3. Дойти до Дома Инвалидов и посмотреть на могилу Наполеона
4. Прогуляться по набережной Сены до Лувра, рядом с которым была условленная встреча
5. Ну и обязательным пунктом моей программы было попробовать знаменитый луковый суп в каком-нибудь уличном кафе.
«Высадка» у нас была утром – в 8.30 на площади, которая называется Отель-де-Вилль, расположенной у роскошного здания мэрии Парижа. Это не только одна из самых красивых площадей Парижа, но и одна из самых легендарных. Сложно поверить, но это именно та самая знаменитая Гревская площадь, на которой совершались публичные казни, начиная с 13 века и до конца 18! Сначала это была первая пристань Парижа, потом – рыночная площадь, на которой всегда было множество народа. Этот же люд собирался на самые популярные зрелища – казни, осуществлявшиеся в то время с большой выдумкой и фантазией. Сегодня же площадь – это место гуляний, а зимой здесь заливают самый большой открытый (бесплатный для посетителей) каток Парижа.

Помимо самого здания ратуши, построенного в конце позапрошлого столетия, в районе площади есть еще одна интересная достопримечательность, мимо которой нельзя пройти – буквально в нескольких метрах от нее находится здание Центра Жоржа Помпиду – огромного сооружения, внешний вид которого трудно с чем-то перепутать: все коммуникации вынесены наружу и выкрашены в разные цвета. В итоге все здание опутано множеством труб, каких-то соединений, больше напоминая нефтеперерабатывающий завод.

В Центре расположено несколько выставочных залов, галерей, музей современного искусства, центры изучения современного искусства, библиотека с бесплатным входом для всех! Посещение самого Центра не входило в наши планы: во-первых, в такое раннее время он был еще закрыт (он начинает работу с 10.00), во-вторых, мы были еще готовы к встрече с современным искусством, хотелось все-таки поближе познакомиться с «классическим» Парижем.

Сделав пару снимков, мы пошли в противоположную сторону – к собору Нотр-Дам. Не буду подробно останавливаться на его описании, я уже рассказывала о своем посещении собора здесь .

С моста, ведущего на остров Сите, полюбовались на впечатляющий Консьержери – первый королевский дворец Парижа, превратившийся потом в тюрьму. С этой же точки, но с другой стороны хорошо видно одинокую «свечку» Монпарнаса – делового центра, на котором располагается одна из самых популярных смотровых площадок Парижа.

Вообще, конечно, по Парижу нужно гулять пешком. Какая красота по сторонам: старинные здания, бистро и кафешки в богемном стиле и со своей славной историей, красивейшие мосты, роскошные особняки и многое, многое другое.

Вот на пути нам «встретилось» помпезное здание Института Франции. Это здание было построено на средства, завещанные королю кардиналом Мазарини (он был преемником кардинала Ришелье и тоже  известен нам по книге Дюма). Кардинал также завещал учебному заведению свою огромную библиотеку. За это он был удостоен чести быть похороненным в часовне Института.

Нельзя не заметить внушительное здание музея Д'Орсэ, купола павильонов Гран Пале. Вот на другом берегу Сены – Лувр, но нам пока некогда, мы спешим к Эйфелевой башне, а к Лувру мы еще вернемся.

На пути к Эйфелевой башне зашли в Российский православный духовно-культурный центр, в котором расположен православный храм, открывшийся совсем недавно. Обращает на себя внимание его необыкновенная архитектура – одновременно современная и строгая, особенно матовые позолоченные купола. Мы зашли внутрь – убранство тоже довольно сдержанное, но все выдержано в традиционных православных канонах.

Идем дальше. Обратите внимание на стену, полностью покрытую зеленью, это внешняя стена весьма известного Музея Бранли, в котором собрана крупнейшая в мире коллекция примитивного (первобытного) искусства самых разных народов Азии, Америки, Африки, Австралии, Океании. Опять же, посещение музея в наши планы, к сожалению, не входит, а было бы интересно. Время, время… Его катастрофически не хватает.

Кстати, с Эйфелевой башни хорошо видно и купола храма и довольно большую площадь музея, которая больше напоминает скопление контейнеров  в каком-нибудь  порту.

Наконец, мы подошли к Эйфелевой башне. Подробный рассказ о том, как мы поднимались на нее, с какими трудностями столкнулись, и как их избежать, можно прочитать здесь .

Потратив немало времени и не меньше сил и нервов, мы с чувством выполненного долга: «Ура! Мы сделали это – побывали на Эйфелевой башне», пошли гулять дальше. Наш импровизированный маршрут дальше пролегал в сторону от набережной – к Дому Инвалидов через Марсово Поле.

Погуляв по Марсову полю, посидев немного в тени деревьев, мы дошли до здания Военной Академии (его, кстати, тоже очень хорошо видно с башни), а оттуда повернули налево к Дому Инвалидов.

Дом Инвалидов – одна из главных достопримечательностей Парижа. Это огромный комплекс, состоящий из центрального Собора и нескольких зданий, между которыми расположены внутренние площади. Свое название он получил из-за того, что первоначально в 18 веке, во времена очередного  из Людовиков, здесь было построено благотворительное  учреждение – госпиталь и приют для ветеранов армии. Несмотря на то, что сегодня здесь находится нескольку музеев, в том числе Музей армии,  и некрополь, где покоятся выдающиеся французские военные, в том числе и сам Наполеон Бонапарт, это название за дворцом так и осталось.

Мы, честно, планировали зайти и посмотреть на некрополь, где находится крипта Наполеона, но то ли усталость уже сказывалась, то ли уже денег пожалели, то ли времени,  но в музей мы не пошли, ограничившись только прогулкой вокруг Дворца.

От Дворца по масштабной эспланаде (площади) Инвалидов мы вернулись на набережную, выйдя прямиком к мосту Александра III. Этот мост считается одним из самых красивых в Париже. Построен он был в конце 19 века в честь подписания франко-русского союза.

Мы перешли по мосту на другую сторону реки, отсюда можно выйти к Елисейским полям, пройдя мимо Большого Дворца (Гран Пале) или повернуть вправо к Площади Согласия, что мы и сделали. Площадь Согласия – это центральная площадь Парижа. Сначала она именовалась площадью Людовика XV, здесь стояла его статуя. Потом, в годы Великой Французской революции, сюда с Гревской площади была перенесена гильотина, установленная на месте этой самой статуи. Именно здесь полетела с плеч голова  его сына - следующего короля Людовика – уже XVI, а также его венценосной супруги - Марии Антуанетты. Потом та же участь постигла и самих вождей революции – Дантона и Робеспьера. В конце концов,  парижане угомонились, убрали гильотину, а саму площадь назвали площадью Согласия в знак примирения.

В настоящее время посреди площади стоит несколько необычный для Парижа памятник – Луксорский обелиск, привезенный из Египта. Ранее он стоял у входа в знаменитый Луксорский храм Рамзеса II и был подарен Франции египетским султаном, как говорят, в знак благодарности за то, что именно француз Шампольон помог расшифровать египетские иероглифы. За обелиском находится знаменитая церковь Мадлен, очень напоминающая античный храм.

Кроме обелиска на площади находится несколько фонтанов, статуй, все в таком помпезном, классическом стиле, который является образцовым для Парижа.
Как я уже сказала, от площади Согласия можно пойти по Елисейским полям к Триумфальной арке, в принципе, можно было пройтись, а потом вернуться, если бы было побольше времени, но, поскольку, Триумфальную арку мы уже видели, и по Елисейским полям до этого покатались,  мы предпочли пойти в прилегающий к площади Согласия парк Тюильри.

Это одно из самых популярных мест Парижа: расположенный между площадью Согласия и Лувром, улицей Риволи и набережной Сены, он представляет собой излюбленное место отдыха парижан и туристов. Здесь находится множество статуй, скульптур, в центре располагается искусственный водоем – бассейн «октагон». Мне очень понравилось, что в парке во многих местах расставлены стулья, кстати, очень удобные, которые можно свободно (бесплатно) брать и ставить как удобно. Например, пришли вы небольшой компанией, поставили стулья в кружок и общайтесь в тени парка.

Парк появился здесь еще в 16 веке, до этого здесь была окраина Парижа, свалка и карьер, в котором добывалась глина. Королева Екатерина Медичи приказала построить недалеко от Лувра новый дворец - Тюильри, а между двумя дворцами – разбить сад в итальянском стиле, где могли бы прогуливаться придворные. Дворца уже давно нет – он был разрушен во время очередной французской революции – уже в конце 19 века, а парк остался.

Вдоль улицы Риволи в парке находятся аттракционы, в том числе и колесо обозрения, а площадь, отделяющая парк от Лувра, называется Каррузель. Здесь находится еще одна триумфальная арка, чуть поменьше, чем та, которой заканчиваются Елисейские поля. Построена она была по приказу императора Наполеона в честь побед его армии.

Немного погуляв по Тюильри, мы перешли на улицу Риволи, а потом на улицу Сент-Оноре, где решили, наконец-то подкрепиться. Нам приглянулся ресторанчик De la Regence, где мы заказали на двоих:  две порции лукового супа (по 9 евро), себе - один горячий салат с креветками (9.50 евро) и дочке - одну порцию макарон с томатно-базиликовым соусом (14.50 евро). Обошлось нам это в 42 евро, плюс оставили 3 евро чаевых (итого 45 евро), хотя, нам сказали потом, что это для чаевых даже много.

Что могу сказать про луковый суп? Попробовать однозначно стоит – мне очень понравилось, дочка была не в восторге, но не из-за вкуса, а из-за того, что не совсем понятно было, как его есть. Сыра насыпали от души, поэтому есть горячий суп было крайне неудобно – толстенная сырная корочка безжалостно тянулась, рискуя полностью покинуть тарелку. В итоге сначала съели бульон с гренкой, а потом – остывшую сырную корочку. Салат заслуживал всяческих похвал, хотя порция небольшая. Макароны обычные – аль-денте, но соус приятный, пикантный – базилика и других травок не пожалели.

День подходил к концу, до встречи в условленном месте у нас оставался почти час и мы пошли на площадь Лувра к фонтану. Это был последний час в Париже, поэтому хотелось провести его в знаковом месте.

В самом музее мы уже были (подробный рассказ об этом здесь ), и мы уселись прямо у фонтана у знаменитой пирамиды Лувра. Сам музей был закрыт (это был вторник, музей в этот день не работает), но, тем не менее, людей было очень много, и все без всякого стеснения сидели, погрузив ноги в фонтан, что не преминули сделать и мы.

Господи, какое же это счастье, после долгого гуляния по жаркому Парижу опустить ноги в прохладную воду фонтана и просто сидеть, рассматривая пирамиду, дворец, слышать речь на самых разных языках. К 18 часам у нас было время сбора рядом с Лувром на улице Риволи, мы покидали Париж.

Вот так мы провели свободный день в Париже. С умом мы его потратили или нет – решать вам. Конечно, не хватило времени на посещение некоторых музеев, где хотелось побывать, но в целом мы свободно осмотрели основные достопримечательности города.

Наш маршрут показан на карте (сиреневым контуром), может кто-то тоже захочет прогуляться по нему и мои советы помогут спланировать свободный день в этом прекрасном городе.