Лето 2018 года для меня оказалось довольно насыщенным на интересные поездки. В том числе и осуществилась моя давняя мечта – три дня я провела в Париже. У Парижа много символов, достопримечательностей, но сегодня все говорят об одном из главных символов французской столицы, символе не только Парижа, но и всей Франции и даже всей западной католической цивилизации – Соборе Парижской Богоматери. Этот символ человечество чуть было не потеряло безвозвратно совсем недавно. И поскольку собор вряд ли вновь будет прежним, а на его восстановление по самым оптимистичным подсчетам понадобится 5 лет, а по реалистичным – от 10 до 30, хочу поделиться своими впечатлениями о том, каким был этот грандиозный и величественный собор еще совсем недавно – до пожара, который в прямом эфире транслировался всеми СМИ.


 
За три дня пребывания в Париже к Собору мы ходили трижды – один раз группой в сопровождении гида, который рассказывал нам об истории Нотр-Дам, о его реликвиях, событиях, с ним связанных. На второй и третий день мы ходили гулять к нему уже самостоятельно. И, кроме того, во время вечерней прогулки на кораблике полюбовались им с Сены .

 
 
Нотр-Дам находится на острове Сите – это место, откуда, собственно и берет свое начало Париж. Не буду вдаваться в подробности его долгой истории, скажу только, что начало его строительства относится к 12 веку, он был построен на месте сгоревшего (!) более раннего храма. Вообще его многократно перестраивали, достраивали.

 


 
Известность ему принес роман Виктора Гюго, сделавший это название почти нарицательным. Во многом именно благодаря Гюго собор вообще сохранился, ведь его вообще хотели снести из-за плачевного состояния, в котором он оказался. Еще более известным он стал благодаря написанному по мотивам романа одноименному мюзиклу – «Нотр-Дам».
 
Грандиозное здание с огромным шпилем, которого больше нет, было видно с любой смотровой точки Парижа. Это был своего рода центр Парижа, его ось, не случайно здесь же находится и т.н. «нулевой километр» - точка, от которой ведется отсчет расстояния от Парижа до любого места Франции. Эта точка в виде «звезды» находится прямо в нескольких метрах от входа в Нотр-Дам, так что, если слышите: в стольких-то километрах от Парижа, то это значит – не от въезда в сам город, а от Нотр-Дам.
 
Западный или главный фасад собора венчают две башни – колокольни, чуть ниже находится знаменитая роза – один из нескольких уникальных витражей собора. Кстати, все витражи, в том числе и боковые, удалось сохранить, так как они были демонтированы на время ремонта. Еще ниже – ряд статуй библейских царей, головы многих из них увенчаны коронами, которые сослужили им дурную службу в конце 18 века.
 
Во время революции, той самой, которая до сих пор у французов (в отличие от нашей Октябрьской) называется Великой, взбунтовавшиеся парижане, разрушив Бастилию (день, когда это произошло у них до сих пор является государственным праздником – люди умеют дорожить своей историей), принялись за Нотр-Дам. К счастью, собору повезло больше, чем тюрьме, и Нотр-Дам уцелел, не повезло только иудейским царям, которых, не разобравшись, приняли за французских королей и массово отрубили им головы, чтобы неповадно было столетиями народ угнетать. В самом же Соборе устроили Храм Разума, вынеся оттуда все святыни, революционеры ведь были атеистами, и первыми объявили, что «религия – это опиум для народа».
 
Для меня внешний вид собора – настоящая головоломка, здесь столько деталей, всевозможных элементов, каждый из которых что-то значит и символизирует. Разглядывать и разгадывать их можно бесконечно. Считается, что все элементы собора содержат в себе закодированную тайную информацию, понятную только посвященным – знания из алхимии, тайных учений тамплиеров, оккультизма и т.п.

 
 
Есть и своя легенда о причастности дьявола к строительству собора. Вот сколько я была в готических соборах Европы, в каждом из них хранят свою такую легенду – о том, что архитектор или мастер заключил сделку с дьяволом, чтобы создать архитектурный шедевр. Здесь эта легенда связана с кованым декором ворот – они, действительно, уникальны, и поверить, что это сделано без современной техники только лишь руками человека, очень сложно. Вот так и рождались легенды о том, что без нечистой силы здесь не обошлось.
 
В первый день наш гид многое добавил к той информации, которая уже была нам известна о соборе, в частности, рассказал много интересного о трех порталах главного фасада и связанных с ними легендами, о башнях и звонницах, о знаменитых колоколах. Напомню, что знаменитый горбун Квазимодо из романа Гюго был именно звонарем. Один из колоколов собора настолько тяжел и огромен, что его раскачивают только по особым случаям, Квазимодо, несмотря на свое уродство, обладал недюжинной силой, и мог в одиночку раскачать этот колокол. Количество легенд, сложенных о Соборе, конечно, не перечесть, и у каждого экскурсовода свой набор. Слушать их можно часами. А в свободное время мы долго гуляли вокруг собора, рассматривали и рассматривали, поражаясь его величию.

 
Совершенно фантастически выглядит его апсидная (задняя) часть, обрамленная многочисленными арками. Мне почему-то он напомнил какой-то космический корабль.
 
 
Внутри он впечатлял не менее чем снаружи. Очень строгий, даже аскетичный, он вызывал, во всяком случае, у меня, какой-то трепет. Вход в него бесплатный, приходить, конечно, лучше утром, когда туристов мало.

 
Здесь тоже было на что посмотреть: можно было познакомиться с этапами строительства собора – здесь были представлены стенды, рассказывающие об истории храма, а в одной из боковых ниш – его макет.

 
Обилие витражей, скульптур, многие из которых, судя по внешнему виду, восходили к весьма отдаленным временам раннего средневековья, росписей – все это должно было не просто восхищать прихожан, но и внушать им трепет перед величием Бога и церкви.

 
 
Центральная часть украшена величественной Пьетой – скульптурной композицией, изображающей Деву Марию, держащую на руках Христа, только снятого с креста. Удивительно, но во время пожара ни Пьета, ни крест, судя по фотографиям, сильно не пострадали.
 
В глубине собора находилась часовня рыцарей Гроба Господня, где можно было увидеть реликварий с самым ценным сокровищем Собора Парижской Богоматери – терновым венцом Христа. Столетиями идет спор между учеными и верующими о подлинности этой реликвии, но это, как говорится, только вопрос веры. К счастью, и эта реликвия была спасена во время пожара.
 
Отдельно нужно сказать несколько слов о площади перед Собором. Как я уже писала, здесь находится нулевой километр, также здесь находится археологическая крипта и стоит памятник одному из самых могущественных королей франков – Карлу Великому, основавшему огромную империю, правда, оказавшуюся недолговечной. Кстати, слово «король» - титул европейских монархов, происходит от имени Карл. Рядом с конной статуей Карла находится пешая фигура еще одной легендарной личности – первого правителя франков – Хлодвига, человека крайне жестокого, как и подобает варвару, но, тем не менее, именно он начал обращать франков в христиан.
 
На площади перед собором всегда было множество туристов, это одна из самых популярных точек для сэлфи, а еще здесь можно увидеть и такое: группа людей занимается гимнастикой. А что? Почему бы и нет?
 
Ну и конечно, как и везде в Париже, здесь шагу нельзя ступить, чтобы не увидеть китайских товарищей, радостно и шумно разглядывающих достопримечательности.
 
С восточной стороны собора расположен небольшой садик, где стоит статуя папы римского Иоанна Павла II. Вообще, этот папа польского происхождения был крайне популярен у католиков, он очень много сделал для возрождения веры, для возвращения авторитета католической церкви. Что интересно, вот уж неожиданность, автор этой скульптуры ни кто иной, как … Зураб Церетели.
 
За собором был (пишу: был, так как не знаю, сохранилось ли все это после пожара) также небольшой уютный садик с розарием, где стоит памятник писателю итальянского происхождения Карло Гольдони, автору комедии «Слуга двух господ» (по ней у нас был снят музыкальный фильм Труффальдино из Бергамо с Райкиным и Гундаревой). Хотя, конечно, я бы ожидала здесь где-нибудь памятник Виктору Гюго, который вдохнул новую жизнь в историю собора. Ну или скульптурную композицию с Квазимодо и танцующей Эсмеральдой. Но ничего этого здесь нет, а туристам бы понравилось.
 
Единственное, о чем я жалею, особенно в свете случившегося, так это о том, что нам не удалось подняться на крышу и сделать фотографии со знаменитыми горгульями. Крыша уже тогда реставрировалась, а вокруг здания кое-где были установлены строительные леса. Конечно, безумно жаль, что многое из этой красоты утрачено. Даже если все будет восстановлено точь-в-точь, это все равно будет новодел, копия, не имеющая той ценности и сакрального смысла, который имел оригинал. Так вот на наших глазах исчезают шедевры человеческого наследия, существовавшие столетиями, и не разрушенные ни войнами, ни революциями. Будем надеяться, что через какое-то время мы сможем вновь увидеть Собор Парижской Богоматери во всей его красе и величии, пусть даже и обновленный.