Лето 2018 года для меня оказалось довольно насыщенным на интересные поездки. В том числе и осуществилась моя давняя мечта – три дня я провела в Париже. У Парижа много символов, достопримечательностей, но сегодня все говорят об одном из главных символов французской столицы, символе не только Парижа, но и всей Франции и даже всей западной католической цивилизации – Соборе Парижской Богоматери. Этот символ человечество чуть было не потеряло безвозвратно совсем недавно. И поскольку собор вряд ли вновь будет прежним, а на его восстановление по самым оптимистичным подсчетам понадобится 5 лет, а по реалистичным – от 10 до 30, хочу поделиться своими впечатлениями о том, каким был этот грандиозный и величественный собор еще совсем недавно – до пожара, который в прямом эфире транслировался всеми СМИ.
![](/images/original/2019/05/14/d4ab3e620791550b345ea9795cd6ed68.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/1b542f4d7999223cce233aff94df47d4.jpg)
За три дня пребывания в Париже к Собору мы ходили трижды – один раз группой в сопровождении гида, который рассказывал нам об истории Нотр-Дам, о его реликвиях, событиях, с ним связанных. На второй и третий день мы ходили гулять к нему уже самостоятельно. И, кроме того, во время
![](/images/original/2019/05/14/45ad0971b1ff0ca90a62e6ab70c5187c.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/6c5e110e6a955b69d62543905e06a458.jpg)
Нотр-Дам находится на острове Сите – это место, откуда, собственно и берет свое начало Париж. Не буду вдаваться в подробности его долгой истории, скажу только, что начало его строительства относится к 12 веку, он был построен на месте сгоревшего (!) более раннего храма. Вообще его многократно перестраивали, достраивали.
![](/images/original/2019/05/14/25c64b7475e4cc56bfed60512395eea6.jpg)
Известность ему принес роман Виктора Гюго, сделавший это название почти нарицательным. Во многом именно благодаря Гюго собор вообще сохранился, ведь его вообще хотели снести из-за плачевного состояния, в котором он оказался. Еще более известным он стал благодаря написанному по мотивам романа одноименному мюзиклу – «Нотр-Дам».
![](/images/original/2019/05/14/d73bc6222936ee353475763fa816cdf0.jpg)
Грандиозное здание с огромным шпилем, которого больше нет, было видно с любой смотровой точки Парижа. Это был своего рода центр Парижа, его ось, не случайно здесь же находится и т.н. «нулевой километр» - точка, от которой ведется отсчет расстояния от Парижа до любого места Франции. Эта точка в виде «звезды» находится прямо в нескольких метрах от входа в Нотр-Дам, так что, если слышите: в стольких-то километрах от Парижа, то это значит – не от въезда в сам город, а от Нотр-Дам.
![](/images/original/2019/05/14/9a23883371c8ba01efb206ecd12cd4da.jpg)
Западный или главный фасад собора венчают две башни – колокольни, чуть ниже находится знаменитая роза – один из нескольких уникальных витражей собора. Кстати, все витражи, в том числе и боковые, удалось сохранить, так как они были демонтированы на время ремонта. Еще ниже – ряд статуй библейских царей, головы многих из них увенчаны коронами, которые сослужили им дурную службу в конце 18 века.
![](/images/original/2019/05/14/f78bc4b7d481521300f8428ec07c7810.jpg)
Во время революции, той самой, которая до сих пор у французов (в отличие от нашей Октябрьской) называется Великой, взбунтовавшиеся парижане, разрушив Бастилию (день, когда это произошло у них до сих пор является государственным праздником – люди умеют дорожить своей историей), принялись за Нотр-Дам. К счастью, собору повезло больше, чем тюрьме, и Нотр-Дам уцелел, не повезло только иудейским царям, которых, не разобравшись, приняли за французских королей и массово отрубили им головы, чтобы неповадно было столетиями народ угнетать. В самом же Соборе устроили Храм Разума, вынеся оттуда все святыни, революционеры ведь были атеистами, и первыми объявили, что «религия – это опиум для народа».
![](/images/original/2019/05/14/9b0dad6493f442aa0d879602e275b900.jpg)
Для меня внешний вид собора – настоящая головоломка, здесь столько деталей, всевозможных элементов, каждый из которых что-то значит и символизирует. Разглядывать и разгадывать их можно бесконечно. Считается, что все элементы собора содержат в себе закодированную тайную информацию, понятную только посвященным – знания из алхимии, тайных учений тамплиеров, оккультизма и т.п.
![](/images/original/2019/05/14/278dd10c04f5d2af783b002052e20c54.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/0f88f55e3915fb370c9bcb2c8e6413ba.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/28c37994f319cc26879c0909fd694694.jpg)
Есть и своя легенда о причастности дьявола к строительству собора. Вот сколько я была в готических соборах Европы, в каждом из них хранят свою такую легенду – о том, что архитектор или мастер заключил сделку с дьяволом, чтобы создать архитектурный шедевр. Здесь эта легенда связана с кованым декором ворот – они, действительно, уникальны, и поверить, что это сделано без современной техники только лишь руками человека, очень сложно. Вот так и рождались легенды о том, что без нечистой силы здесь не обошлось.
![](/images/original/2019/05/14/883861e6d858da9d1d5ef2a0df5941a3.jpg)
В первый день наш гид многое добавил к той информации, которая уже была нам известна о соборе, в частности, рассказал много интересного о трех порталах главного фасада и связанных с ними легендами, о башнях и звонницах, о знаменитых колоколах. Напомню, что знаменитый горбун Квазимодо из романа Гюго был именно звонарем. Один из колоколов собора настолько тяжел и огромен, что его раскачивают только по особым случаям, Квазимодо, несмотря на свое уродство, обладал недюжинной силой, и мог в одиночку раскачать этот колокол. Количество легенд, сложенных о Соборе, конечно, не перечесть, и у каждого экскурсовода свой набор. Слушать их можно часами. А в свободное время мы долго гуляли вокруг собора, рассматривали и рассматривали, поражаясь его величию.
![](/images/original/2019/05/14/f7b4bd9148ebd4dca822d45d6e782d2f.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/930574483f0067d4aa185e456f35ef4b.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/157938cd2ac80d94e9f18b087b270e71.jpg)
Совершенно фантастически выглядит его апсидная (задняя) часть, обрамленная многочисленными арками. Мне почему-то он напомнил какой-то космический корабль.
![](/images/original/2019/05/14/7cc65a51c79ce4d1debfbdc8f4a7f66d.jpg)
Внутри он впечатлял не менее чем снаружи. Очень строгий, даже аскетичный, он вызывал, во всяком случае, у меня, какой-то трепет. Вход в него бесплатный, приходить, конечно, лучше утром, когда туристов мало.
![](/images/original/2019/05/14/d656b8740568523aa9a5b0085e9c6d60.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/dff59815dace61e7b4cb40dfac805539.jpg)
Здесь тоже было на что посмотреть: можно было познакомиться с этапами строительства собора – здесь были представлены стенды, рассказывающие об истории храма, а в одной из боковых ниш – его макет.
![](/images/original/2019/05/14/87bb990c4d9f543842189856b9060ef6.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/de2857c67057f6fe629a7b65fae11758.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/34bee1e05085d0de3b1473c4ab43988a.jpg)
Обилие витражей, скульптур, многие из которых, судя по внешнему виду, восходили к весьма отдаленным временам раннего средневековья, росписей – все это должно было не просто восхищать прихожан, но и внушать им трепет перед величием Бога и церкви.
![](/images/original/2019/05/14/344c203c88b94f347c13ced33ea5d7a1.jpg)
![](/images/original/2019/05/14/4255515094e51a02b23026c69174f34e.jpg)
Центральная часть украшена величественной Пьетой – скульптурной композицией, изображающей Деву Марию, держащую на руках Христа, только снятого с креста. Удивительно, но во время пожара ни Пьета, ни крест, судя по фотографиям, сильно не пострадали.
![](/images/original/2019/05/14/e43ae4c617bc70d09f6e451283d5ea64.jpg)
В глубине собора находилась часовня рыцарей Гроба Господня, где можно было увидеть реликварий с самым ценным сокровищем Собора Парижской Богоматери – терновым венцом Христа. Столетиями идет спор между учеными и верующими о подлинности этой реликвии, но это, как говорится, только вопрос веры. К счастью, и эта реликвия была спасена во время пожара.
![](/images/original/2019/05/14/78a503f2dcc5dccdf8c78a1f974a4c9f.jpg)
Отдельно нужно сказать несколько слов о площади перед Собором. Как я уже писала, здесь находится нулевой километр, также здесь находится археологическая крипта и стоит памятник одному из самых могущественных королей франков – Карлу Великому, основавшему огромную империю, правда, оказавшуюся недолговечной. Кстати, слово «король» - титул европейских монархов, происходит от имени Карл. Рядом с конной статуей Карла находится пешая фигура еще одной легендарной личности – первого правителя франков – Хлодвига, человека крайне жестокого, как и подобает варвару, но, тем не менее, именно он начал обращать франков в христиан.
![](/images/original/2019/05/14/bbcc3fb9989950dcb93fcee62bff4fc4.jpg)
На площади перед собором всегда было множество туристов, это одна из самых популярных точек для сэлфи, а еще здесь можно увидеть и такое: группа людей занимается гимнастикой. А что? Почему бы и нет?
![](/images/original/2019/05/14/0474eac592d1f34632e3bab15febffe4.jpg)
Ну и конечно, как и везде в Париже, здесь шагу нельзя ступить, чтобы не увидеть китайских товарищей, радостно и шумно разглядывающих достопримечательности.
![](/images/original/2019/05/14/b5dfc71780a424779e5bc6abd7e294b2.jpg)
С восточной стороны собора расположен небольшой садик, где стоит статуя папы римского Иоанна Павла II. Вообще, этот папа польского происхождения был крайне популярен у католиков, он очень много сделал для возрождения веры, для возвращения авторитета католической церкви. Что интересно, вот уж неожиданность, автор этой скульптуры ни кто иной, как … Зураб Церетели.
![](/images/original/2019/05/14/2996a65dc56a44aff8be0c9533598b15.jpg)
За собором был (пишу: был, так как не знаю, сохранилось ли все это после пожара) также небольшой уютный садик с розарием, где стоит памятник писателю итальянского происхождения Карло Гольдони, автору комедии «Слуга двух господ» (по ней у нас был снят музыкальный фильм Труффальдино из Бергамо с Райкиным и Гундаревой). Хотя, конечно, я бы ожидала здесь где-нибудь памятник Виктору Гюго, который вдохнул новую жизнь в историю собора. Ну или скульптурную композицию с Квазимодо и танцующей Эсмеральдой. Но ничего этого здесь нет, а туристам бы понравилось.
![](/images/original/2019/05/14/e29936eefb33c48829e9cfcf6054d57f.jpg)
Единственное, о чем я жалею, особенно в свете случившегося, так это о том, что нам не удалось подняться на крышу и сделать фотографии со знаменитыми горгульями. Крыша уже тогда реставрировалась, а вокруг здания кое-где были установлены строительные леса. Конечно, безумно жаль, что многое из этой красоты утрачено. Даже если все будет восстановлено точь-в-точь, это все равно будет новодел, копия, не имеющая той ценности и сакрального смысла, который имел оригинал. Так вот на наших глазах исчезают шедевры человеческого наследия, существовавшие столетиями, и не разрушенные ни войнами, ни революциями. Будем надеяться, что через какое-то время мы сможем вновь увидеть Собор Парижской Богоматери во всей его красе и величии, пусть даже и обновленный.
![](/images/original/2019/05/14/930e33d545cb79611652c7a743c5aff7.jpg)
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email