Наверное, нужно очень постараться, чтобы найти более или менее образованного человека, который хотя бы раз не слышал название – «Лувр»,  или не имел бы хотя бы отдаленного понятия, что это такое. Для кого-то (кто знаком с историей Франции), Лувр – это резиденция французский королей, где происходило множество событий, описанных, в том числе и в романах Дюма.

 
Для других – это место, где находится самое знаменитое живописное полотно – Мона Лиза Леонардо да Винчи. Многие заочно «познакомились» с Лувром благодаря Дэну Брауну, ведь некоторые сцены из его романа «Код да Винчи» происходили именно там. 

Но, конечно, Лувр, - это один из самых, а может и самый знаменитый музей мира, коллекция которого охватывает искусство всех эпох и всех континентов – от глубокой древности и до середины 19 века (более позднее искусство представлено в музее Д'Орсэ), от Юго-Восточной Азии и до Америки.

 

Три великие дамы Лувра

Несмотря на грандиозную коллекцию, большинство посетителей идут в Лувр, чтобы своими глазами увидеть «Трех женщин Лувра» - как пошутила наш экскурсовод по музею, «одна без рук, вторая без головы, а третья – без ног». Конечно, вы уже поняли, что это три выдающихся шедевра: Венера Милосская, Ника Самофракийская и, конечно, Джоконда. Причем увидеть их можно ТОЛЬКО в Лувре. С недавнего времени руководство музея приняло решение, что некоторые экспонаты, в том числе, Мона Лиза, не могут покидать своего места и выставляться в других музеях. Правда, что ожидает туриста, желающего своими глазами лицезреть самую знаменитую картину в мире, наверное, наслышаны уже все. Если не слышали, рассказываю: под небольшое полотно отведена целая стена (больше на этой стене ничего нет), за бронированным стеклом находится картина, близко подойти к которой вам не удастся из-за ограждения; по обеим сторонам стоит охрана – несколько человек (подпускают близко к картине только людей с ограниченными возможностями). Постоять и спокойно   рассмотреть картину тоже вряд ли получится – толпа перед ней еще та. В общем, примерно это выглядит так:

 
Вопреки расхожему мнению, картина эта практически с самого начала принадлежала французской короне, а не была вывезена из Италии Наполеоном вместе с другими трофеями в начале 19 века. Ее приобрел сразу после смерти автора французский король Франциск I, который был покровителем да Винчи. В случае с этой картиной очень удачно подходит поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: в 1911 году произошло «похищение века» - самая громкая кража из Лувра. Некий итальянец решил вернуть полотно на родину, похитил его и держал у себя два года. За эти два года, пока шел поиск картины, ее образ был растиражирован миллионы раз, чем и принес ей славу самого узнаваемого произведения искусства.
 
С Венерой Милосской дело обстоит попроще – возле нее можно и постоять подольше, и рассмотреть поближе. Правда, Венерой она называется весьма условно, скорее, это Афродита (греческая богиня любви), так как создана по образцу известных ранее статуй древнегреческого скульптора Праксителя. Обнаружена она была в 20-е годы 19 века французским моряком, охотником за древностями, на одном из принадлежавших Турции островов. Изначально она поддерживала руками падающее покрывало, но турки, не желавшие, чтобы шедевр покинул пределы страны и перебрался во Францию, безжалостно отрубили ей верхние конечности. Так и представляю себе, как эти варвары крушат скульптуру ятаганами с криками: «Так не доставайся же ты никому!».
 
Как и при каких обстоятельствах потеряла голову (в буквальном смысле) третья дама Лувра – Ника Самофракийская – неизвестно. Создана она была скульптором из  античного города Линдос, что на Родосе (можно почитать на сайте отзыв о поездке в Линдос). Известно, что создана она была в честь какой-то морской победы, поскольку ее постаментом являлся корабельный нос. Нашел ее еще один французский собиратель древностей (в то время во Франции был бум на древние произведения искусства), и также вывез  во Францию. Собирали ее по частям, так, правая рука была найдена почти через сто лет после обнаружения самой статуи. Возможно, еще лет через сто найдется и голова.  Для этого невероятно величественного, впечатляющего шедевра отведена отдельная площадка   между лестницами крыла Денон.
 
 

Экскурсия по Лувру: очереди, билеты, бронирование

 
Как я уже писала в нескольких отзывах о достопримечательностях Парижа. Париж – это город очередей. Попасть в Лувр без очереди очень сложно, но возможно. Есть два варианта – либо забронировать билет на официальном сайте музея: https://www.ticketlouvre.fr/louvre/b2c/index.cfm/home, либо приходит за некоторое время до открытия музея, то есть до 9 часов утра. Билеты можно бронировать как индивидуально – не более 6 штук, стоимость – 17 евро с человека, так и на группу – от 7 до 25 человек. Как пишут на официальном сайте, при онлайн бронировании время ожидания – не более 30 минут. Есть одно «но»: если вы бронируете билеты на группу, у вас должен быть «свой» экскурсовод, причем обязательно экскурсовод, имеющий лицензию на работу в Лувре.  Плюсы такой групповой экскурсии:
во-первых, вы, действительно, не стоите в очереди,
во-вторых, экскурсовод целенаправленно ведет вас к самым интересным объектам (если конечно, в Лувре есть что-то неинтересное)
в-третьих, лицензированный экскурсовод имеет право «разогнать» толпу «неорганизованных» туристов от того объекта, о котором он говорит, то есть группа имеет право всех «отодвинуть» и занять место у шедевра;
в-четвертых, экскурсовод расскажет много интересного, такого, что редко прочитаешь в официальных изданиях.
К минусам я бы отнесла ограниченное время и немаленькую переплату – при том, что билет в Лувр стоит 17 евро, мы заплатили дополнительно за трансфер, бронирование и экскурсовода еще  11 евро (итого – 28). По времени такая экскурсия занимает полтора часа, остальное время вы можете гулять по музею самостоятельно – билет действует весь день.

Экскурсии для самостоятельных туристов

Как попасть в музей

В Лувр есть несколько входов. Главным считается вход через знаменитую пирамиду. «Шрам на лице Парижа» - так назвал ее инспектор Фаш в «Коде да Винчи». Это, и впрямь, противоречивое сооружение, но то, что она завораживает, нельзя не признать.

 
Построенная в 1989 году она кардинально изменила облик дворца, добавив ему какой- то таинственности, загадочности. Да и внутри она выглядит потрясающе.

 
Под пирамидой находятся кассы, информационные стойки, где можно получить путеводители по музею на любом языке, здесь же несколько кафе, сувенирных магазинчиков, кстати, бесплатный вай-фай хорошего качества.

 
Мы заходили не через главный вход в пирамиду, а через боковой вход со стороны улицы Риволи – вход Ришелье. Это вход для организованных групп, имеющих билеты.  Но все равно, пройдя через боковой вход,  попадаешь в зал под пирамидой, откуда уже расходятся дороги по разным экспозициям и залам. Образованию очередей на входе в музей способствует многократный досмотр посетителей.
Есть еще несколько входов – вход Денон, вход Сюлли (не могу сказать точно, но, наверное, тоже для групп), а также из метро, только нужно пройти через торговый центр Каррузель.  
Музей  работает ежедневно, кроме вторника – это выходной. График работы: в понедельник, четверг и субботу – с 9 до 18 часов, в среду, пятницу и воскресенье – с 9 до 21.45.

 

Лувр: что обяательно посмотреть

Ну и наконец, поделюсь некоторыми впечатлениями от увиденного. Конечно вопрос «что посмотреть», меньше всего уместен для Лувра. Ответ тут один – «всё!». Но увидеть все невозможно, поэтому поделюсь, что мы увидели за полтора часа экскурсии и еще два часа свободного времени (и многое из того, что хотелось, например, живопись Северной Европы, увидеть не успели).
Как я уже говорила, наша экскурсия началась у входа Ришелье, где нас  к условленным  двум часам ждала экскурсовод.

 
Организационный момент занял около 20 минут, и потом из зала под пирамидой на эскалаторе мы отправились знакомиться с мировыми шедеврами. Сначала мы прошли мимо остатков крепостных стен 12 века. Именно тогда на месте нынешнего дворца была возведена первая крепость, которая только в 14 веке становится королевской резиденцией.
 
Следующий – египетский зал. Безусловно, интерес к древнеегипетскому искусству в мире очень велик, но что в одном месте одновременно окажется столько его ценителей, я не ожидала: пробиться к каждому объекту – еще тот квест с препятствиями. Но наша экскурсовод показывала всем свой бейдж с лицензией  и  важно занимала место у самых интересных (по ее мнению) экспонатов, а мы вместе с ней. Забыла сказать – обязательно нужен аудиогид, даже если вы с экскурсоводом, поскольку без наушников услышать рассказ экскурсовода затруднительно.
 
Из египетского зала мы переходим в зал древнегреческой скульптуры. Здесь помимо уже упомянутой Венеры Милосской, можно увидеть и еще множество достаточно известных скульптур. Например, статуя Дианы – охотницы, запомнившаяся еще по учебникам истории Древнего мира.
 
Достойное место отведено и еще одной узнаваемой античной богине – воинственной Афине (или на римский манер  – Минерве). В общем, ходишь и вспоминаешь древнегреческую мифологию.


Дальше мы проходим в роскошные парадные залы, которые по своей красоте не уступают, а может и превосходят залы Версаля. Здесь, в роскошных залах представлены сокровища французской короны, ювелирные украшения, драгоценности, регалии.

 
Дальше переход – и вот она, удостоенная права стоять в одиночестве, - Ника Самофракийская. Фото самой статуи я уже выкладывала выше, а вот тут фото, показывающее, сколько зрителей собрала вокруг себя эта богиня победы, пусть даже и без головы.
 
Идем дальше – и вот уже  перед нами  галерея Денон, где представлены шедевры французской живописи. Одно из самых масштабных и известных полотен, возле которого всегда много зрителей – это «Коронование Наполеона», Жака Луи Давида.

 
Еще одно полотно, привлекающее внимание, - это «Большая одалиска», написанная Жаном Энгром. Художник здорово поиздевался над изображенной здесь женщиной: мало того, что он добавил ей несколько лишних позвонков, расположил грудь под мышкой, так еще и настолько «вывихнул» ей ногу, что вызвал бурю негодования анатомов. Но при всех этих «отклонениях», фигура женщины, как и сама картина, смотрятся очень естественно и гармонично – оптический обман.
 
Наконец, вот она – заветная цель – Гранд галери (Большая галерея), где собраны полотна итальянских художников эпохи Возрождения. Не хочу обидеть никого из художников итальянского Возрождения, но здесь все в первую очередь стремятся увидеть картины Леонардо да Винчи. Передать это чувство, когда стоишь рядом с «Иоанном крестителем» или «Марии с Младенцем и св. Анной» и другими картинами великого гения, невозможно. В общем, случилось то, что должно было случиться – пока я стояла, открыв рот у картин Леонардо, группа уже продвинулась дальше, и я отстала. Вот тут и сказала очередное «спасибо» тому, что не сэкономила на аудиогиде. Догнала своих я только благодаря тому, что по аудиогиду могла определить, мимо каких картин вела их экскурсовод. Услышав, что группа подходит к залу с Моной Лизой, я, следуя указателям, смогла их догнать. В общем, получилось, как в анекдоте: «встретимся у Моны Лизы».

 
Кроме уже перечисленных шедевров мы еще увидели знаменитый и ужасный «Плот Медузы» Жерико. скажу честно, картину я узнала не сразу – она изрядно потемнела. Дело в том, что художник использовал краски с примесью свинца, которые со временем темнеют, и ученые ничего не могут с этим поделать. Вполне возможно, что уже через несколько лет на картине вообще ничего нельзя будет разглядеть.
 
Завершилась наша экскурсия у шедевров еще  одного великого мастера итальянского возрождения – это «рабы» Микеланджело: «Раб восставший» и «Раб умирающий».

 
Здесь мы попрощались с нашим экскурсоводом и в оставшееся время прогулялись еще по некоторым залам и повторили пройденный маршрут, чтобы еще раз, не спеша, насладиться произведениями искусства.
Забыла еще сказать: все можно фотографировать (без вспышки), оплата за видео и фотосъемку не взимается.