Версаль – один из самых знаменитых дворцов мира и один из самых популярных туристических объектов Франции. Находится он всего в нескольких километрах от Парижа, в одноименном небольшом городке. Версаль представляет собой не просто дворец, а знаменитый на весь мир дворцово-парковый комплекс, включающий в себя помимо королевского дворца, огромный сад, а также несколько дворцов поменьше – Большой и Малый Трианон, различные беседки, гроты и так называемую ферму Марии – Антуанетты.
Об экскурсии по Версалю и парку, а также о том, как купить заранее билеты, максимально сократить время стояния в очереди и добраться самостоятельно, расскажу в отзыве.

 
Продолжая уже начатую здесь тему кинопутешествий по разным городам мира, не могу не сказать, что в Версале снималось огромное количество художественных лент, но, пожалуй, одна из самых известных – это снятая Софией Копполой картина «Мария – Антуанетта», съемки которой почти целиком проходили здесь. Причем создатели фильма специально выбирали время, когда здесь нет туристов – ночью или в выходные дни, и дворец не закрывался для посетителей. Не буду пересказывать сюжет этого невероятно красочного, как и сам галантный век, фильма, отмечу только, что его «изюминкой» помимо прочего является использование в исторических сценах современной музыки.
Авторы фильма, действительно, совершенно ничего не меняли в облике дворца, так что, гуляя по залам, можно было бы вполне  представить себя во времена предреволюционной Франции, если бы не одно но… Это «но» портит все впечатление от посещения дворца – это просто невероятное число туристов.
 

Билеты и очередь в Версаль

Я, конечно, понимаю, что и я – такой же турист, как и все, и всем хочется посмотреть на Версаль. Но тут мне почему-то вспоминается экскурсия в австрийский Шенбрунн (тоже загородная резиденция австрийских монархов): там все четко, отлажено, для каждой группы выделено строго отведенное время на посещение каждого зала (по секрету скажу, что если группа не укладывается в отведенное ей время и сталкивается с другой группой, экскурсоводов за это штрафуют и могут даже лишить лицензии). Никто никому не мешал, можно было прекрасно рассмотреть все детали интерьера. То же самое можно сказать и о посещении Нойшвайнштайна – в одном зале находится только одна группа, пока она не выйдет, другая не заходит, прекрасно работали аудиогиды, включавшиеся автоматически. Что тут скажешь – немцы, есть немцы.
В Версале же все с точностью наоборот – какой-то сумбур, толпа народа переносит тебя из одного зала в другой, ты не успеваешь ничего осмотреть, только двигаешься с волной от одной двери к другой. Но больше всего раздражают туристы из одной (не буду называть какой) азиатской страны. Такое ощущение, что все 3 миллиарда жителей этой страны вдруг захотели посетить Париж и Версаль.

 
Причем, они заполняют собой все пространство зала, громко галдят, делают селфи, а все остальные с раздражением проносятся мимо, потому что протиснуться через их толпу невозможно – и так из зала в зал. Где-то в четвертом зале мне уже ничего не хотелось, кроме как ругаться на них на «великом и могучем». Правда, фотографировать ни в Шенбрунне, ни в Нойшвайнштайне нельзя было, зато в Версале можно, и бесплатно, только без вспышки.
Конечно, у нас посещение Версаля выпало на самый неудачный день недели, какой можно было придумать для этого – воскресенье (в понедельник комплекс закрыт для туристов), да еще и самое неудачное время – после обеда. Именно в это время в Версале самый большой наплыв туристов. Но все же руководству музея нужно как-то позаботиться о том, чтобы туристический поток проходил более организованно. В общем, Версаль стал самым большим разочарованием лично для меня за три дня в Париже.
 
Начнем с того, что попасть в Версаль можно, только отстояв гигантскую очередь, причем очередь эта немногим меньше и в будние дни. Вообразить себе эту очередь сложно: на огромной площади «змейкой» в несколько рядов стоят многие сотни туристов, на открытом солнце, ожидая возможности посмотреть на роскошные покои французских королей. В очередь за билетами мы не стояли, так как наш сопровождающий гид заказала всей группе билеты заблаговременно. Интересно, сколько бы мы простояли еще и в очереди в кассу?


Самостоятельным туристам необходимо купить билеты заранее онлайн (официальный сайт http://en.chateauversailles.fr/), чтобы не стоять в очереди за ними. Очереди в кассу и на вход отдельные и обычно внушительные.
 
Попав, наконец, во дворец, вы должны будете пройти несколько этапов осмотра – проверка билетов, личный досмотр и проход через рамку металлодетектора.
 
Потом вы проходите через внутренний двор в другое крыло, откуда, собственно, и начинается осмотр. Дворец состоит из двух частей: парадной, где проводились приемы, балы, кипела светская жизнь, и частные, где находились спальни, комнаты для времяпровождения с узким кругом приближенных, кабинеты, библиотека и т.п. 

 
Фотографии залов Версаля

Первый зал, который вы увидите – это потрясающе роскошная огромная часовня в  два этажа. На верхнем этаже находилась ложа для короля (двери из этой ложи выходят прямо в личные апартаменты короля) и королевской семьи, а нижняя часть предназначалась для придворных. Здесь, кстати, Мария – Антуанетта венчалась со своим супругом – печально известным королем Людовиком XVI.

 
Но что это я все о Марии-Антуанетте? Ведь история Версаля, главным образом, связана не с ней, а с дедом ее мужа – с именем короля Людовика XIV, более известного, как «Король – Солнце». Именно при нем Версаль превратился в самую блестящую мировую столицу, равной которой тогда не было во всей Европе. Нужно сказать, что детские и юные годы этого короля были далеко не безоблачны, о Париже у него сохранились воспоминания, как об очень ненадежном месте пребывания – слишком уж часто тут плелись всякие заговоры и интриги, поднимались бунты и восстания. Вот Людовик и решил перебраться подальше от нелюбимого им Парижа, а заодно и построить такой дворец, о котором заговорили бы во всем мире, который бы подчеркивал величие Франции и ее короля.
 
Версаль послужил примером для многих дворцово-парковых комплексов при европейских дворах, например, я уже упоминала Шенбрунн в Вене. Петр I во время строительства Санкт-Петербурга также задумал создать дворцово-парковый комплекс, который не только не будет уступать, но и превзойдет Версаль в своем великолепии. Так и получилось – многие, кто посещает Версаль после Петергофа, отмечает, что Петергоф роскошнее и богаче, и все же именно Версаль стал образцом дворцово-паркового искусства, которому все стремились подражать.
 
Сегодня некоторые залы Версаля могут разочаровать – кое-где на стенах видны «пробелы» - там должны были находиться живописные полотна или богатые предметы интерьера, произведения искусства, но дело в том, что во время Великой Французской Революции многое из Версаля было уничтожено разъяренной толпой, ненавидевшей роскошь двора. Так с тех порт некоторые залы остаются полупустыми. И все равно, невозможно оторвать глаз от роскоши некоторых залов, воспроизводя в памяти кадры из фильма.
Из того, что мне удалось разглядеть сквозь толпу туристов и сфотографировать (в основном, потолки и верхние части стен), можно назвать самые роскошные залы или салоны дворца:
Салон Геркулеса, в котором давались балы и принимались иностранные послы. Из проходного салона Геркулеса вы попадаете в роскошный (но гораздо меньший по размерам) салон Изобилия, служивший местом для азартных игр, вечерних «посиделок» придворных. От роскоши здесь прямо пестрит в глазах: витиеватая отделка стен, прекрасная мебель, мраморные статуи, живописные полотна и потолочные фрески, и наконец, двери, с золотой отделкой с изображением сияющего светила.
 
Помпезный, украшенный мраморными колоннами, золотыми вензелями и белоснежными статуями в античном стиле, - это салон Венеры.

 
Следующий зал – салон Марса, в котором ранее находилась личная стража короля. Его отличает отделка из алого атласа, золотая лепнина у потолка и несколько известных полотен военной тематики.

 
Впечатляет спальня Людовика XIV, обитая красной  парчой и золотом, украшенная живописными полотнами и античными статуями.
 
Самым знаменитым залом Версаля является Зеркальная галерея. С этим местом связано множество знаковых событий не только во французской, но и в мировой истории, здесь подписывались мирные договоры, заключались союзы, принимались самые почетные гости. Оценить всю красоты зала нам не удалось все по той же причине – огромного скопления народа.

 
Есть здесь также салон Меркурия, салон Дианы и другие роскошные залы.  К сожалению, толком не удалось надолго остановиться ни в одном из этих роскошных салонов и залов, да еще и аудиогид работал из рук вон плохо, отставал от передвижения, в каждом новом зале его нужно было включать, вводя номер зала, иногда его вообще не было слышно. И, несмотря на всю роскошь и окружающую красоту, впечатление об этой экскурсии могло быть напрочь испорчено, если бы мы в поисках выхода в сад не перешли в другое крыло – в  частные покои.
 
Для этого мы перешли через Мраморный двор. Это старейший двор во дворце, сохранившийся до нашего времени.
 
К нашему удивлению, в этой части дворца практически никого не было. Можно было свободно рассматривать предметы мебели, детали интерьера, убранство этих комнат.

 
Что меня еще всегда удивляет в таких дворцах – это то, что все комнаты, даже спальни – проходные. Хотя, если вспомнить, как в фильме весь двор присутствовал на родах королевы, приходишь к выводу, что вся жизнь монархов была на виду. Интересно и то, что кровати значительно отличаются от наших, более напоминая диваны. Дело в том, что в то время спали полусидя, полностью горизонтальное положение человек приобретал только после смерти – то есть лежать могли только умершие.

 
В общем, неторопливое знакомство с этим крылом дворца понравилось мне куда больше.

 

Парк Версаля

Как я уже писала, Версаль – это не только дворец, но и огромный парк с множеством террас, фонтанов, каскадов, статуй, оранжерей, гротов, беседок. Вход в сад оплачивается отдельно. Поскольку мы приехали в Версаль во второй половине дня, отстояли на жаре внушительную очередь, на посещение парка времени у нас не оставалось. Из дворца можно выйти на одну из террас, которая позволяет отдаленно представить масштабы всего паркового комплекса.

 
Также отдельно нужно заплатить за посещение дворцов – Большого и Малого Трианона, а также «деревни» Марии-Антуанетты. Но, подозреваю, что на это даже одного дня будет мало, ведь по площади весь дворцово-парковый комплекс и сегодня остается одним из самых больших в мире.
В общем, впечатление от посещения Версаля осталось двоякое. Не могу сказать, что дворец разочаровал, но, несмотря на свою роскошь и великолепие, он не оправдал ожиданий, возможно из-за плохой организации, а точнее – полного ее отсутствия, или из-за того, что не удалось посмотреть парк.
Так что из собственного опыта могу дать совет, чтобы избежать разочарования: посещать Версаль нужно с утра и в будний день, тогда наплыв туристов будет меньше, не слишком рассчитывайте на аудиогид, лучше приобрести путеводитель по комплексу.
Что касается билетов, то здесь действует достаточно сложная система, включающая комплексные билеты (включающие сады или дворцы), билеты с бронью, двухдневные билеты и т.д. Подробно ознакомиться с ценами на билеты и приобрести онлайн можно на официальном сайте Версаля: http://www.chateauversailles.fr/preparer-ma-visite/billets-tarifs


Как добраться до Версаля

Версаль находится в пригороде Парижа, в зависимости от вида транспорта дорога займет от 30 минут.
В Версаль на поезде
В пешей доступности до Версаля находятся три станции:
(Вот здесь можно ввести название нижеуказанных станций и посмотреть маршрут, их расположение на карте Парижа: https://citymapper.com/go/chateauversailles )
- Versailles Château - Rive Gauche станция в 10 минутах ходьбы от входа во дворец, поезд RER, линия С, станция метро Saint Michel (схема транспорта https://www.transilien.com/sites/default/files/atoms/files/plan_idf_sncf_v2016-01_2.pdf ).
- Versailles Chantiers в 18 минутах ходьбы от входа, поезд SNCF от вокзал Montparnasse (схема транспорта https://www.transilien.com/sites/default/files/atoms/files/download_the_network_map_of_accessible_stations_original_document_version_in_french_pdf_-_2131_ko.pdf )
- Versailles Rive Droite в 17 минутах ходьбы, поезд SNCF от вокзала Saint Lazare.
Расписание и билеты онлайн здесь: https://www.transilien.com/en
В Версаль на автобусе
Ежедневно, кроме понедельника, от Эйфелевой башни отправляется шаттл-экспресс по расписанию:
- выезд в 7:45, возвращение в 15:15
- выезд в 9:45, возвращение в 15:15
- выезд в 13:30, возвращение в 18-00.
Отправляется автобус от Порт-де-ла-Бурдонне (Port de la Bourdonnais): парковка Bateaux Parisiens, у основания Эйфелевой башни на берегу Сены, билеты стоят 42 евро в обе стороны, 24 евро - в одну. Добраться до точки посадки можно на метро, линия М6 станция Bir-Hakheim, RER C станция Champ de Mars, точка на карте здесь: https://www.google.com/maps/place/300+Port+de+la+Bourdonnais,+75007+Paris,+France/@48.8604361,2.2956045,18z/data=!4m5!3m4!1s0x47e66fe167ffc20f:0x48dfbd95893032ee!8m2!3d48.8609898!4d2.2949864?hl=en
Сайт шаттла: https://www.versaillesexpress.com/en
Автобус №171 RATP ходит до Версаля от Pont de Sèvres (терминал от Paris metro линия 9), время в пути без пробок составит 30 мин. Остановка на карте здесь: http://bienvenue.chateauversailles.fr/en/overview/train-stations#!panel-0-subpanel-3 , а расписание здесь: https://www.ratp.fr/en/visite-paris/russkiy/pri-poseschenii-parizha-i-ego-okrestnostey .
Подробнее можете ознакомиться на официальном сайте, внизу страницы есть схемы-карты, которые помогут сориентироваться: http://en.chateauversailles.fr/plan-your-visit/practical-information#by-shuttle-or-bus