Ступив на армянскую землю прекрасным летним днём, мы погрузились в совершенно новую для нас атмосферу. Жаркий южный климат, свежий горный воздух, неспешный ритм жизни способствовали нашему погружению в историю, философские размышления о смысле бытия.
Богатую многовековую историю и культуру Армении и армянского народа мы решили начать с её истоков - язычества. И потому наш туристический маршрут начался с посещения единственного сохранившегося памятника дохристианского периода в Армении - языческого храма Гарни.
На заре нашей цивилизации армянский народ, как и все древнейшие народы мира, исповедовали культ язычества, одушевляли природу, поклонялись целой плеяде богов и богинь, возводили в честь них алтари и храмы, которых насчитывалось в древние времена великое множество. Таковых было много на территории древней Армении, но Гарни – единственный сохранившийся языческий храм, что делает его более ценным и уникальным. Но почему единственный? Армения как первое государство в мире, принявшее христианство в качестве государственной религии в 301 году, стало ревностно уничтожать следы язычества. И огромное культурное наследие было уничтожено блюстителями новой религии. Все, кроме одного...чудом сохранившегося Гарни...
Благоприятный климат и обилие плодородных почв местности Гарни способствовали активному заселению с древнейших времён, так найдены раскопки, относящиеся к бронзовому веку. Царь Аргишти, правитель первого армянского государства– Урарту, завоевал эти земли, заложив каменную стелу, которая сохранилась до наших дней.
Гарни представлял собой целый дворцовый комплекс, построенный армянским царём Трдатом Первым (в греческий и римских источниках Тиридат Первый) из династии Аршакидов (Аршакуни) в 76 году нашей эры, о чём свидетельствуют надписи на руинах храма, а также в летописях греческих и римских историков в частности в трудах Корнелия Тацита.
Вечные войны с могущественной Римской империей и Парфией (современным Ираном), успех которых, переменно был то на одной, то на другой стороне требовали постройки неприступной крепости. После очередных военных сражений и победы Рима, император Нерон решает воздвигнуть на армянский престол своего ставленника Тиридата, происходящего из знатного армянского рода Аршакидов. В самом Риме происходит пышная церемония передачи власти Тиридату, которому Нерон вручает царскую диадему, и доверяет править Армянским царством от имени Римской империи. И с большими запасами золота и богатыми дарами римский император отправляет Тиридата в путь. Кроме того Нерон выделяет армянскому царю средства для восстановления прежней армянской столицы-Арташата, прежде разрушенного римскими войсками. Но Тиридат, как дальновидный политик и военный стратег понимает, что благосклонность римских правителей не может быть вечной, и потому задумывает масштабный оборонительный проект.
Армянский царь начинает собирать средства и ресурсы на постройку новой оборонительной крепости. Место для постройки будущего форпоста было выбрано не случайное. Как правило, все древние города были построены на высоких холмах, в частности «вечный» город Рим был воздвигнут на семи холмах. Так и для будущей крепости Тиридат выбирает высокий скалистый холм, имеющий стратегическое положение. Возвышающийся над рекой Азат (в переводе с арм. «свободный»), окружённый с трёх сторон высокими горами, скалами и ущельями, крепость становилась недосягаемой для врагов. И только с одной стороны можно было подступиться к крепости, и именно здесь царь воздвигает высокие оборонительные башни, состоящие из больших каменных блоков. Кроме того, в крепости располагался многочисленный военный гарнизон.
Внутри крепости был построен царский дворец, который армянские цари превратили в свою постоянную летнюю резиденцию. Дворец, к большому сожалению не пощадили ни время, ни стихии. Но благодаря сохранившимся источникам известно, что дворец представлял собой большую двухэтажную постройку. Южная часть дворца состоял из парадного зала с колоннами, северную часть занимали жилые покои царской семьи. Сохранившиеся остатки цветной штукатурки, и следы розовой краски свидетельствуют о роскошном убранстве дворца.
На самой высокой точке холма был построен храм посвященный одному из главных богов армянского языческого пантеона – Митре. По свидетельствам некоторых древних источников, царь Тиридат был яростным почитателем бога солнца Митры, и потому воздвиг храм, в котором самое близкое окружение царя могло быть почитать бога солнца и производить необходимые языческие ритуалы. Сохранились жертвенник и чаши для различных ритуальных обрядов.
Поверхность скалистого холма, на котором на котором был построен храм, была выровнена с помощью бетонного основания, на котором постоена высокая платформа длиной 15 метров, шириной -11 метров. Храм состоит из центрального помещения, окруженной 24 ионическими колоннами портика, по 8 колонн расположено с боковых сторон храма, по шесть колонн расположились на передней и задней сторонах храма.
Ко входу в храм ведёт широкая лестница состоящая из девяти мощных ступеней. Примечательно, что древние армянские архитекторы смогли связать крупные каменные блоки храма с помощью железных и бронзовых штырей и скобов, залитых через специальные каналы свинцом.
Стоит отметить, что храм Митры - наглядный пример влияния культур. Гарни построен в греческом стиле и по всем канонам классической древнегреческой архитектуры, что свидетельствует о тесной связи древних Армении и Греции, и влиянии эллинистической культуры. Однако греческий стиль храма Митры получил в Армении национальный колорит. Так здание было возведено полностью из базальтового, а не известнякового камня, безупречно гладко обтёсанного умелыми армянскими каменщиками, кроме того, на камнях сохранилась тонкая резьба армянских национальных орнаментов: виноградные лозы, гранаты. Превосходно сохранившиеся резьба по твёрдому базальтовому камню, с которой не справились римляне, которые предпочитали работать с более лёгким материалом – мрамором, свидетельствует о высокой технике мастерства древнеармянских строителей. Храм один из немногих хорошо уцелевших памятников на месте дворцово-оборонительного комплекса.
На территории комплекса также располагался целый банный комплекс, состоящий как минимум из пяти комнат, в которых располагались комната для раздевания, комнаты с холодной, тёплой и горячей водой, а также отдельная комната, где подогревалась вода. Сохранились фрагменты греческой мозаики. Это были передовые бани своего времени, в которых очень любила собираться армянская знать. Также хорошо сохранились фрагменты напольного покрытия банного комплекса - цветной греческой мозаики с изображением мифологических существ - морских божеств, нереид с греческими описаниями.
Сохранился фундамент более поздней постройки, относящейся к эпохе раннего христианства - храма Сурб Сион VII века. Удивляет его архитектурное решение. Круглая постройка, но с четырьмя угловыми квадратными камерами. При этом две камеры с восточной стороны имеют закруглённую форму, а не квадратную, как это принято в строениях такого типа (тетраконхи - центрического храма с четырёхлепестковым планом). Остаётся только гадать, был ли это некий архитектурный эксперимент, или в постройке храма был заложен некий сакральный смысл, навсегда потерянный временем!?
Также отметим, что комплекс постоянно достраивался и пополнялся новыми объектами. Что примечательно Армения на протяжении всей своей истории пережила многие трагические события, была завоёвана Византийской, Персидской и Османской империями, и каждая из этих культур оставила в Гарни свой отпечаток. Так, например, на стене храма хорошо сохранилась надпись на персидском языке.
Беспощадная стихия – землетрясение, случившееся в 1676 году, разрушило большую часть дворцового комплекса, и только спустя многие века, в советский период истории Армении руины бесценного памятника были тщательно восстановлены. Гарни являлся единственным памятником истории эпохи эллинизма в Советском Союзе.
Сегодня вокруг храма Гарни, находящейся всего в 28 километрах от столицы Армении – Еревана, расположена деревня с одноимённым названием, тихая сельская местность...И только виднеющийся издалека величественный храм богу солнца Митре напоминает, что когда-то здесь бурно кипела жизнь армянского царства, происходили важные исторические битвы, решалась судьба народа. Умерли цари, могущественные империи канули в лету, и только величественный, но безмолвный Гарни является немым свидетелем могущественной эпохи древнего мира.
Удивительная природа, высокие скалы, с вершины которой горный воздух проникая в лёгкие, открывает второе дыхание, чувствуется красота и величие уникальных и неповторимых армянских гор, и ущелий. И, неудивительно, что армянские цари так полюбили это место и превратили в свою постоянную летнюю резиденцию. И сегодня, через два тысячелетия, Гарни является излюбленным местом паломничества туристов, приезжающих в Армению.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email