Монастырский комплекс Гегард – один из самых интересных достопримечательностей Армении, уникальный шедевр мировой архитектуры, каменное свидетельство периода раннего христианства. История Гегарда - воплощение истории самой Армении, и, пожалуй, самого важного события в жизни страны– принятия христианства в 301 году. Небольшая страна, застрявшая между Западом и Востоком, стала первой в мире страной, которая приняла христианство в качестве государственной религии. И это событие кардинальным образом поменяло ход истории армянского государства.
Армения одна из немногих стран мира, где христианская проповедь пришла непосредственно из уст учеников Иисуса– святых Фаддея и Варфоломея. Апостолы Христа прибыли в тогда ещё языческую Армению, и стали проповедовать новую веру. И вместе с ними в Армению проникла величайшая реликвия христианской веры – копьё Лонгина, с которым связано название и история Гегарда. Именно этим копьём римский легионер Гай Кассий, более известный как центурион Лонгин, пронзил тело Иисуса на кресте. Копьё Лонгина является одной из немногих сохранившихся христианских реликвий, так называемых «орудий страстей», почитаемых верующими наряду со священным Граалем и плащаницей.
Согласно преданию, для сохранения священной реликвии и был построен монастырь Гегардаванк, в который дословно переводится как «монастырь копья». Вплоть до XX века копьё Лонгина хранилось в монастыре, и лишь затем, с установлением советской власти в стране, когда монастырю грозила участь быть разграбленной, или что хуже взорванной, реликвия была перевезена в духовный центр Армении – г. Ечмиатин, где хранится по сей день.
Для строительства «монастыря копья» была выбрана местность посреди труднопроходимых гор и ущелий, возвышающихся над притоком горной реки Азат. Большая часть церковных построек высечена внутри скалы, остальные постройки представляют собой сооружения обнесённые стенами помещений, а также кельями, находящимися глубоко внутри скалы.
Стремительное развитие Гегарда началось в XII-XIII веках при армянских братьях-князьях Закаре и Иване Закарянах, служивших военачальниками у грузинской царицы Тамары. Князья построили пещерную церковь внутри скалы, часовню Григория Просветителя, и главный храм Каготике.
Однако настоящего пика своего развития Гегард достиг при армянских князях рода Прошьянов. Именно князь Папак Прошьян вместе с супругой Рузукан разглядели в архитекторе Галдзаке гениальность и доверили ему строительство пещерной церкви, которая стала самым выдающимся сооружением монастырского комплекса. Также при князьях были построены зал, предназначенный для собраний и венчаний, часовня, родовая гробница рода Прошьянов, многочисленные хачкары и кельи. Также князья смогли наладить систему водоснабжения, что являлось трудной задачей в те далёкие времена, учитывая сложнейшие географические условия этой местности. Этот период стал временем расцвета, и принёс широкую славу Гегарду, за которым закрепились названия «Монастыря семи церквей» и «Монастыря сорока алтарей» и стал местом паломничества христиан.
«Монастырь копья» практически со всех сторон обнесён широкими крепостными валами, которые защищали его с трёх сторон, а с четвёртой стороны горы и ущелья служили естественной защитой. Недалеко от входа в Гегард, в начале XII века была построена часовня, названная именем одного из наиболее почитаемого в Армении святого - Григория Просветителя. Часовня расположена в твёрдой скале, имеет прямоугольную форму, и примыкает к другим скальным постройкам, вырубленным на разных уровнях один над другим. Внутри часовни сохранились следы настенной росписи. Также на стенах вырезаны хачкары – кресты – камни с различными уникальными орнаментами.
После мы подошли к основному входу в монастырский комплекс, который ведёт к основным постройкам Гегарда. Наше внимание сразу же привлекла центральная постройка комплекса - церковь Катогике, возведённая напротив скалы. Ступив в монастырь, сердце замерло от восторга и удивления: суровые, но величественные стены, и лишь из небольшого высокого отверстия свет попадает внутрь. Здесь как будто время останавливается, цивилизация перестаёт существовать, есть только ты и эти вечные скалы, повидавшие многое на протяжение всей истории.
Из главной церкви мы попадаем в полностью расположенную в скале ризницу Гавит, в котором проводились собрания и лекции духовников, а также принимали гостей и паломников.
Рядом с Гавитом мы прошли в пещерную церковь Авазан (с арм.-«водоём»), полностью вырубленную в скале с родником. Именно на её стенах высечено имя архитектора храма - Галдзака, посвятившего всю жизнь строительству скальных церквей и часовен. Особенностью храма являются два свода, которые перекрещиваются в центре купола, имеющему сталактитовую форму. Это, пожалуй, самая необычная постройка монастырского комплекса. Удивительно, но даже небо включено в пространство. Ровно в полдень, когда солнце останавливается над небом, здесь можно наблюдать удивительную игру света и тени. Лучи солнца, проникающие внутрь через небольшое световое отверстие, попеременно освещают изображения на стенах храмах, которые как будто оживают, но через несколько мгновений снова скрываются в полумраке.
В восточной части церкви Авазан находится церковь Аствацацин, и родовая усыпальница, принадлежащая княжескому роду Прошьянов, сооружённые в XIII веке. В усыпальнице изображён родовой герб Прошьянов – орёл, сжимающий в локтях ягнёнка, в окружении львов. Слава и почёт княжескому роду Прошьянов, которых не испортили ни власть, ни богатство, и которые из рода в род не переставали служить армянской церкви. Усыпальница ведёт к другой скальной церкви, построенной в 1283 году. А к северу от родовой усыпальницы на втором уровне расположена часовня князя Папака и его любимой жены Рузукан. Также в нём покоятся останки других представителей княжеского рода.
На территории Гегарда можно встретить большое количество армянских хачкаров (от арм.хач-крест, кар-камень) –памятных надгробий. А за крепостным валом расположены многочисленные кельи, выдолбленные внутри скалы, в которых жили монахи. Кельи также украшены хачкарами - крестами-камнями, каждая из которых имеет различную узорную резьбу, и ни одна из них не похожа на другую.
Стоит увидеть Гегард один раз, как сердце замирает от восторга и удивления. Многие древние цивилизации строили подземные сооружения, но удивительное совершенство Гегарда подняло его на недосягаемую высоту. История сохранила имя гениального архитектора подземного шедевра – Галдзак, оставившего лишь скромную надпись на стенах храма «Мастера Галдзака помяните». Каким безумием и смелостью обладал этот человек, который посмел бросить вызов самой природе, и высечь целый храм внутри скалы? Каким божественным провидением он обладал и глубокими знаниями, взявшись за долгую и кропотливою работу, без права на малейшую ошибку. В течении тридцати лет Галдзак творил чудо архитектуры. Выдолбив наверху скалы отверстие, он день за днём пробирался внутрь, покоряя твёрдую породу скалы, высекая камень за камнем, пока не достиг своей цели.
Во время всей нашей экскурсии нас переполняли чувства, Гегард напоминал нам самый настоящий подземный лабиринт внутри скалы. Из одной постройки мы попадали в другую, и так бесконечно…Но что нас особенно поразило так это удивительная непередаваемая акустика. Небольшой стук, звон, или просто тихо сказанное слово отчётливо слышалось на другом конце здания. Невероятно, что в те далёкие времена архитекторы обладали акустическими знаниями, и смогли применить его в такой сложной постройке.
А суровая, но величественная атмосфера и удивительная аура, царящие внутри Гегарда уносит тебя на тысячелетия назад, во времена, когда христианство только начинало свои первые трудные шаги, прежде чем стать мировой религией. Всё суетное преходящее перестаёт существовать, остаются только мысли о вечном…И неспроста российский писатель Василий Гроссман сказал: «Вот так надо писать, как строили армянские зодчие: просто и чтобы внутри – Бог».
И, напоследок добавим, что Гегард включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email