Думая о том, куда бы нам с подругой сходить в выходные, мы решили отправиться в музей великого русского драматурга А. Н. Островского. Этот музей удачно расположен в центре Москвы, недалеко от метро Третьяковская по адресу Малая Ордынка д. 9.
В двухэтажном деревянном доме появился на свет и провел первые три го-да своей жизни известный нам всем со школьной скамьи писатель Алек-сандр Николаевич Островский. Театральные постановки его пьес навсегда перевернули представление о театре. Можно сказать, что тот театр, который мы знаем сейчас, создавался Островским.
Сейчас мемориальный музей А. Н. Островского является одним из филиалов Театрального музея А. Бахрушина.
Так как в таких небольших музеях всегда довольно мало людей, экскурсию мы заказали заранее. Как нам сказали, мы были единственными посетителями за весь день. Очень жаль, так как я думаю, что школьникам, которые проходят «Грозу» и другие произведения этого известного писателя, для лучшего усвоения материала было бы интересно послушать экскурсию и посмотреть, как жили москвичи в XIX веке. В комнатах первого этажа очень хорошо удалось передать обстановку того времени. Подлинных вещей, принадлежавших семье Островских здесь мало, в основном интерьеры воссо-зданы с помощью предметов той эпохи.
Сначала мы проходим в столовую. Над столом висит картина, изображающая Покровский храм в Голиках, который до 1931 г. стоял рядом с домом. В нем крестили Александра Николаевича.
Сейчас на месте этой церкви установлен памятник А. Н. Островскому.
Семья писателя снимала комнаты на первом этаже, а на втором жил хозяин особняка. Рядом со столовой небольшая спальня.
В углу мы видим киот, в котором поместили уцелевшие иконы утраченного Покровского храма. Здесь же, на первом этаже воссоздали кабинет отца писателя Николая Федоровича.
Родители Александра Николаевича были из семей священников. Отец закончил семинарию, однако выбрал для себя светскую профессию и занимался юридической практикой. Говоря современным языком, Николай Федорович был довольно известным по тем временам адвокатом, сколотил приличное состояние и даже смог добиться дворянского титула. Всем детям он дал хорошее образование. Отец мечтал, чтобы Александр продолжил его дело, хотя душа юноши совсем не лежала к юриспруденции. Однако он не смог перечить родителю и поступил на юридический факультет Московского университета. Не сдав один из экзаменов, будущий драматург ушел из университета. Отец пристроил его на службу в Совестный суд. Несколько лет Островский проработал в московских судах на незначительных должностях. Этот опыт позволил ему собрать огромный материал для его будущих произведений.
В 1850 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!», которая принесла ему литературную известность. С 1853 г. на театральных сценах Москвы и Петербурга каждый сезон ставились новые пьесы драматурга. В гостиной на первом этаже музея мы видим театральные афиши XIX века.
До Островского зрителям в основном предлагались водевили и пьесы с легким сюжетом. Александр Николаевич сделал театр более реалистичным, значительно изменились и декорации, и костюмы актеров. В красной гостиной много фотографий актеров, которых видел Островский на сцене, благодаря которым он так полюбил этот вид искусства.
Экспозиция на втором этаже посвящена театральным постановкам пьес А. Н. Островского. В холле перед нами макет малого театра, созданный в 1840 г. В то время места в партере не считались престижными, потому что со свечей в потолочной люстре на зрителей капал воск.
Далее на стенах мы видим фотографии актеров, которые первыми исполняли роли в пьесах Островского. Сам драматург говорил, что ему проще писать образ под определенный талант, для конкретного актера. Одной из его любимых актрис была знаменитая в то время Любовь Павловна Никулина-Косицкая.
Она родилась в крестьянской семье, но благодаря своему упорству, трудолюбию и таланту смогла довольно рано попасть в театральную среду и стать актрисой. Александр Николаевич, несмотря на то, что уже много лет жил в невенчанном браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной и имел нескольких детей, по-настоящему влюбился в Никулину-Косицкую. Для нее он создал пьесу «Гроза», в которой она первая исполнила роль Катерины. Образ главной героини во многом переплетается и основан на воспоминаниях Любови Павловны. Актриса видела отношение Островского к себе, но, по всей видимости, не испытывала к нему подобных чувств. Поначалу они оба были несвободны, а потом она влюбилась в молодого человека, который промотал все ее состояние. Умерла она рано, а Александр Николаевич так и не смог найти женщину, которая вызывала бы в нем столь сильные чувства. Тем не менее, после смерти Агафьи Ивановны, он в 46 лет женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой. В браке у них родилось шестеро детей.
Все его дети от предыдущих отношений, к сожалению, не дожили до взрослого возраста.
Несколько комнат второго этажа передают нам атмосферу Замоскворечья XIX века. Вот гостиная для игры в карты, о чем говорит столик, обитый зеленым сукном.
В другом зале мы видим кресло, изящный столик с керосиновой лампой и трюмо на стене.
Диван с бархатной обивкой и гитара передают образ вечерних посиделок купеческой семьи, к которой пришли на ужин гости.
Под стеклом мы видим личные вещи Александра Николаевича Островского.
Одна из комнат посвящена постановке пьесы «Гроза» в различных театрах России.
Здесь мы видим эскизы костюмов, интерьера.
Фотографии актеров, исполнявших роли в этом спектакле.
Всю свою жизнь Александр Николаевич Островский посвятил служению театру. Им был создан Артистический кружок, который давал поддержку начинающим актерам. После смерти драматурга интерес к его пьесам не пропал, наоборот, его произведения продолжали ставить на сцене такие известные режиссеры, как К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, А. Таиров и многие другие.
В экспозиции, посвященной театру XX века, представлено множество макетов декораций к спектаклям по произведениям А. Н. Островского.
Оформлением спектаклей известного драматурга занимались такие театральные художники, как Н. Крымов, Б. Волков, А. Васильев, В. Дмитриев.
В музее висит портрет А. Н. Островского, выполненный А.П. Васильевым, отцом известного историка моды А. А. Васильева.
Музей А. Н. Островского – это настоящий тихий уголок старой Москвы в самом центре современной шумной столицы.
Возле двухэтажного особняка даже в середине осени цветут розы.
Здесь сохранились старые деревья, которые, возможно, помнят еще времена, когда создавались произведения Александра Николаевича.
Любителям театра и литературы, а так же молодежи, которая только открывает для себя мир таланта Островского, обязательно стоит посетить этот небольшой и атмосферный музей.