Почти всем жителям столицы известен массивный жилой комплекс советской постройки напро-тив Храма Христа Спасителя. В народе это строение называют домом на набережной. В самом начале образования СССР  этот дом решили построить для самых важных государственных деятелей и их семей. Позже дом оброс легендами, как оказалось, это была своеобразная «золотая клетка» для жильцов: они пользовались всеми благами цивилизации, имели ряд льгот и привилегий, однако многие поплатились за это жизнью и свободой.

 
Сейчас в одном из подъездов находится музей дома на набережной. Мне было интересно получше узнать о легендарном здании, поэтому я записалась на экскурсию. К моему удивлению ждать пришлось почти две недели, так как ближайшие выходные все были расписаны, и мест в экскурсионной группе уже не было. Стоимость экскурсии зависит от количества человек в сборной группе и колеблется в пределах 200-300 руб. Карты к оплате не принимают.
Пока мы ждали всех, кто должен был прийти на экскурсию, можно было самостоятельно ознакомиться с экспонатами в витринах. В одной из них рассказывается о писателе Юрии Трифонове, который проживал в этом доме в детстве. В тридцатые его родители были репрессированы, а он позже написал роман «Дом на набережной». С тех пор это здание чаще всего так и называют. Хотя официально это был Дом советов ЦИК и СНК или Дом правительства.
 
В другой витрине информация о другом интересном жильце – Льве Федотове. Он был приятелем Юрия Трифонова и стал известен благодаря своим дневникам, в которых позже обнаружились ряд пророческих записей о развитии будущего. В том числе еще в начале июня 1941 г. Лев Федотов писал о начале войны с Германией, довольно точно указывая интервал возможного начала войны и ход развития событий. Высказывался он и о высадке американцев на какой-нибудь внеземной объект. Так как одноклассники отмечали, что Лев был всесторонне развитым и очень эрудированным молодым человеком, возможно, он обладал не пророческим даром, а скорее блестящими аналитическими способностями и смог построить ряд реалистичных прогнозов на будущее.
 
К сожалению, во время экскурсии не упомянули об этих любопытных жильцах. Сначала нам рассказали о том, как возникла идея о строительстве такого грандиозного по тем временам соор-жения, и кто занимался возведением дома. Итак, в 1918 г. после того как столицу перенесли в Москву сюда же соответственно переехал многочисленный госаппарат советской России. Число служащих постоянно увеличивалось. Самых ответственных и высокопоставленных работников и членов их семей расселили по крупным гостиницам и в зданиях Кремля. Однако к концу 20-х гг. даже этих площадей не хватало для всех сотрудников. К тому же ожидалось, что в СССР в 1930 г. приедет большое количество иностранцев, для которых надо освобождать гостиницы. В итоге было принято решение построить огромный жилой комплекс для партийных работников напротив Храма Христа Спасителя на месте винно-соляных складов. Архитектором проекта стал приглашенный А. И. Рыковым из Италии Борис Иофан. Он разработал масштабный проект дома-коммуны. Предполагалось построить двенадцатиподъездный многоэтажный дом с просторны-ми квартирами в основном трех и четырехкомнатными. Площадь их была более ста квадратных метров. В квартирах был телефон, газовое отопление, горячая вода, холодильники. Для сравнения большинство людей в Москве жили в коммуналках с туалетом на улице и готовили на керосиновых плитах. Высота потолков в новых квартирах дома правительства предусматривалась в три с половиной метра. Потолки расписывали мастера из Эрмитажа. Кроме того квартиры были полностью обставлены добротной мебелью с инвентарными номерами.
 
Кухни в квартирах хоть и были, но считалось, что советские люди не должны тратить время на приготовление пищи, а питаться в столовой, которая также предусматривалась в здании. Питание, которое там предлагали, отличалось самым высоким качеством. Кроме того, у жильцов был свой дом культуры, библиотека, прачечная, поликлиника, детский сад, универмаг и спортивных комплекс. К дому также относился знаменитый кинотеатр «Ударник». И если обычные люди должны были отстаивать огромные очереди, чтобы попасть на премьеру, то жители дома могли свободно посещать кинотеатр, для них билеты были всегда. На строительство дома было потрачено в четыре раза больше средств, чем планировалось. Это связано с тем, что для отделки квартир заказывались импортные дорогостоящие материалы, даже дверные и оконные ручки привозили из-за границы. На строительстве была задействована передовая иностранная техника. Изначально дом хотели отделать мрамором, но соседство электростанции, которая отапливалась углем, подсказало, что здание лучше сделать серым, чтобы не были заметны следы копоти. Детский сад был оборудован на крыше. Планировалось построить напротив такой же дом с отдельным детским садом для обоих зданий, однако этот проект не был осуществлена. Но такая сказочная жизнь имела и обратную сторону медали. Со временем жильцы дома стали исчезать. Квартиры их опечатывали, а потом в них вселяли новые семьи. Это явление постепенно приоб-рело массовый характер. Сотрудники НКВД приезжали с бумагой, в которой было предписание, сколько человек они должны забрать. Если кого-то не оказывалось дома, они шли на первый этаж, где жил обслуживающий персонал и набирали там людей для ровного счета. Кого-то расстреливали, кого-то отправляли в лагеря. Маленьких детей, если никто из взрослых не брал их себе, отвозили в детские дома. А так как некоторые из них не могли сказать своей фамилии, то им давали новые имена и меняли все их данные. Так что даже когда кто-то из родителей освобождался из лагеря спустя годы, найти своего пропавшего в малолетстве ребенка им было уже практически невозможно. Говорят, был один случай, когда на радио в передачу, организованную поэтессой Агнией Барто, по поиску родственников обратился бывший жилец дома, которого разлучили с родителями в детстве. Он смог вспомнить какие-то имена, его услышала мама, и они встретились. Но это скорее исключение. Почти треть жильцов дома на набережной была репрессирована в годы сталинской власти. В музее нам показали предметы мебели, которыми были оборудованы квартиры, какие-то личные вещи жильцов.
 
В доме давали квартиры военным и полярным летчикам. Почти всех военных позже расстреляли.
 
Среди известных жильцов дома на набережной были: Г. Жуков, М. Тухачевский, Р. Малинов-ский, Н. Кузнецов, А. Рыков, А. Стаханов, Е. Тарле, Н. Цицин, А. Серафимович и многие другие.
Я надеялась, что может быть покажут хоть какую-нибудь сохранившуюся в былых интерьерах квартиру, однако вся экскурсия прошла в трех комнатах музея. Тем не менее, я узнала много ин-тересных подробностей о доме и его знаменитых жильцах. В июне планируются экскурсии по дворам дома. Для любителей истории этот музей, я думаю, будет интересен.