Одним из интереснейших купеческих особняков Москвы является бывший дом Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке. До недавнего времени в него было очень трудно попасть. Сейчас же туда водят экскурсии каждую неделю. Я предлагаю вам отчет об одной из таких прогулок.

Фасад особняка Морозова в Москве Фасад особняка Морозова в Москве

Как добраться до особняка Морозова

Мы начинаем ее от от метро «Курская», переходим Земляной вал и поворачиваем на улицу Воронцово поле. Когда-то эти земли принадлежали дворянскому роду Воронцовых-Вельяминовых. В Подсосенском переулке до революции жили в основном купцы старообрядцы.

Улица Воронцовское поле в Москве Улица Воронцовское поле в Москве
 
Здесь располагались особняки таких купеческих родов как Рахмановы, Хлудовы, Орловы, Малютины, Морозовы.
Адрес: Подсосенский пер., 21, стр. 1, Москва, м.Чкаловская, Курская.

Свободного входа в особняк нет, но различные  столичные агентства организуют экскурсии. Ркомендовать агентство не буду, лучше воспользуйтесь поисковиком, т.к расписание у агентств меняется, информация может быть не актуальной.


Купеческие особняки Купеческие особняки
Немного истории

На месте дома Алексея Викуловича Морозова, в который мы направляемся, в начале XVIII века находились обширные владения купца Плавильщикова с парусиновой фабрикой. В XIX веке их участок был разделен. Одну часть приобрели купцы Орловы, а вторую в 1839 г. купил Елисей Саввич Морозов. Сын основателя династии Саввы Васильевича Морозова Елисей Саввич довольно рано отделился от отца и основал в селе Никольское собственную текстильную мануфактуру. В 1868 г. этот участок по наследству достался единственному сыну купца Викуле Елисеевичу, который решил построить на этой земле дом. От купцов Плавильщиковых в глубине участка сохранились два этажа древних палат XVIII века, которые в советское время были надстроены еще тремя этажами.

 
Викула Елисеевич решил построить дом по красной линии Подсосенского переулка и пригласил для этого архитектора М. Н. Чичагова.
 
Дом состоит из трех частей. Все они богато украшены лепниной.
Особняк Морозова Особняк Морозова

По бокам мы видим ниши с вазонами.
 
Окна первого этажа декорированы маскаронами. На втором этаже мы видим дату создания особняка 1879 г. Верх центральной части дома украшен аттиком с монограммой «М»  - Морозовы. Под ним мы видим овальное окно с балконом, который поддерживают два атланта.
Интерьеры особняка Морозова 

В том же стиле выполнены въездные ворота в усадьбу. На первом этаже дома находился кабинет хозяина и помещения для прислуги. На втором этаже были жилые комнаты и парадные залы. В 1894 г. хозяин дома Викула Елисеевич скончался. У него было десять детей. Дом в Подсосенском переулке достался старшему сыну Алексею Викуловичу. Он решил обустроить особняк по собственному вкусу и пригласил для этого модного в те времена архитектора Ф. О. Шехтеля. Он уже строил для Алексея Викуловича усадьбу Одинцово-Архангельское, работал над особняком дяди Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке.  Шехтель оформлял в доме только отдельные комнаты первого этажа и личные помещения Алексея Викуловича. Второй этаж сохранился таким, каким был создан Чичаговым. В дом гости попадали через холл, оформленный Шехтелем по просьбе хозяина в египетском стиле. В 1880-х гг. в искусстве возникла мода на историзм. После открытия Суэцкого канала  в разных областях искусства стали обращаться к теме Египта. В 1870 г. Джузеппе Верди для Каирского оперного театра написал оперу «Аида», которая имела оглушительный успех. В России она впервые была поставлена в 1875 г. После этого многие состоятельные люди при оформлении своих домов обращались к теме Египта. Алексей Викулович увидел подобный интерьер у своего троюродного брата М.А. Морозова, с которым он очень дружил, и попросил Шехтеля создать что-то подобное. Холл в особняке украшают колонны, украшенные цветами лотоса.

 
Напротив входа мы видим зеркало, по периметру расписанное египетскими пиктограммами.

Наверху портал с каким-то крылатым божеством.

 
Отсюда идем к парадной лестнице из белого мрамора.
 
Она появилась здесь еще при архитекторе Чичагове. Стены предполагалось украсить картинами или шпалерами, поэтому украшен только потолок и верхняя часть стен. Двери во все комнаты высокие и сверху украшены треугольными сандриками.
 
 Проходим в гостиную напротив парадной лестницы. Ее потолок и стены богато украшены лепниной. Напротив одной из дверей мы видим камин с большим зеркалом, которое визуально увеличивает пространство.
 

Алексей Викулович Морозов был страстным коллекционером предметов искусства: картин, икон, фарфора и пр. В этой гостиной он выставлял свою коллекцию фарфора. Мы выходим в холл, который объединяет комнаты второго этажа. Стены и потолок холла украшены фресками с изображением райских птичек и женских грифонов.
 
В центре холла на потолке есть ниша, которая как предполагалась раньше прикрывалась стек-лом. Таким образом в холл попадал естественный свет. Позже в советское время стекло было утрачено и заменено плафоном. По замыслу архитектора Чичагова из холла можно было выйти на балкон, который находился над парадным входом. Справа от балкона находится гостиная в стиле рококо, также украшенная очень изящной лепниной.
 
 Напротив балкона находится большая бальная зала. При Викуле Елисеевиче здесь устраивались приемы для гостей. Алексей Викулович в этой комнате также разместил часть своей коллекции.
 
 Мы спускаемся на первый этаж и проходим в столовую, оформленную Шехтелем в русском стиле.
 

Дверь, стены и потолок украшены лепниной, которая имитирует резьбу по дереву.
 
Даже потрясающая печь, которую мы видим в центре комнаты, оформлена не изразцами, а раскрашенной лепниной.
 
На самом деле это был сейф, выполненный в виде русской печи. Так как при перепланировке дома Шехтелем в доме было проведено водяное отопление и электричество, печь для отопле-ния дома стала не нужна, ее использовали только в декоративных целях. Далее мы проходим в официальный кабинет хозяина дома, который сохранился со времен постройки дома. Из оформления особо примечателен кессонированный потолок.  Здесь Алексей Викулович принимал людей по торговым делам. А далее за красиво украшенной дверью настоящая жемчужина этого особняка – готический кабинет хозяина, оформленный Ф. О. Шехтелем.
 
Он решил воссоздать в этом помещении обстановку средневекового немецкого замка. Чтобы потолки были высокими, пришлось разобрать перекрытия второго этажа. Деревянные панели на стены и мебель производили на мебельной фабрике П. А. Шмидта, который был мужем старшей сестры Алексея Викуловича. До наших дней сохранилось кресло, диван и часы.
 
Как всегда в интерьерах Шехтеля центральное место отведено камину, который украшен готическими символами. Кроме того мы видим в его верхней части так называемые «маски грешников». Свод камина поддерживают страшные горгульи.
 
Справа мы видим небольшую дверь в семейную моленную. Так как до 1905 г. старообрядчество было запрещено, а к нему принадлежала значительная часть московских состоятельных про-мышленников и купцов, то многие устраивали такие помещения для религиозных обрядов у себя дома. На второй этаж ведет резная деревянная лестница, украшенная драконом и гномом.
 
Стены этого кабинеты декорированы панно, выполненные художником М. Врубелем.
 
Он создавал их довольно продолжительное время. Первые появились здесь в 1898 г., а последние в 1900 г. Темой картин стал «Фауст» Гете. В облике Фауста угадываются черты хозяина Алек-сея Викуловича. В образе Маргариты проглядываются сразу две реальные женщины. Первая это жена Михаила Врубеля Надежда Забела. А вторая супруга троюродного брата М.А. Морозова Маргарита Кирилловна Морозова, с которой хозяин очень дружили и даже иногда делал ее хозяйкой званых обедов, так как сам был не женат.
 
 Оригиналы этих полотен после революции попали в Третьяковскую галерею. Недавно я их ви-дела на выставке Михаила Врубеля.
 
А в особняке в Подсосенском переулке копии этих полотен появились в 2014 г. по инициативе арендатора Общества инвалидов и ветеранов военной службы. Так что сейчас можно увидеть, как эти панно смотрелись в оригинальном интерьере. В центре лестницы есть ниша, в которой размещался небольшой бар, где хозяин с гостями мог пропустить стаканчик, любуясь окружающей красотой. Со второго этажа мы видим изображения Мефистофеля и Фауста.
 
 Кроме того, стоит обратить внимание на потрясающие окна. Витражи, которые мы видим с внутренней стороны, незаметны с улицы.
 

На втором этаже находится библиотека Алексея Викуловича. Она оформлена Шехтелем в виде средневекового немецкого города, где деревянные книжные шкафы напоминают домики с черепичной крышей. Дверцы этих шкафов похожи на окна.  
 
Здесь хозяин хранил часть своей обширной коллекции: старинные книги, иконы, гравюры. В центре библиотеки стоит стол секретом. Он раздвигался и можно было через центральную часть достать светильник с первого этажа и почистить его. А мы как раз спускаемся в гостиную в стиле рококо, которая находится под библиотекой. Стены здесь украшены разными породами дерева, преобладающей является карельская береза.
 
Создавалось это помещение специально под старинные гобелены XVIII века, которые Викула Елисеевич привез из Франции.
 

 Углы зала оформлены зеркалами, которые визуально раздвигают пространство.
 

С одной стороны мы видим камин из яшмы. С другой изящный диванчик. Здесь удивительно красивый потолок с цветочным орнаментом. Эти интерьеры хочется разглядывать бесконечно. Однако экскурсия подошла к концу. Нам рассказали о том, что Алексей  Викулович прожил в этом доме до революции. На какое-то время дом заняли анархисты, от которых бывший хозяин в подвалах пытался спасти свою коллекцию. Потом до 1924 г. здесь размещался музей керамики, которым руководил А.В. Морозов. После фарфор перенесли в усадьбу Кусково, где был создан соответствующий музей.  Алексей  Викулович каждый день ходил туда из своей комнаты на Покровке пешком, так как у него не было денег на извозчика. В 1934 г. он по пути из Кусково домой сильно простудился и впоследствии скончался. В конце экскурсии наше внимание обратили на гнома, который сидит у подножия лестницы и держит у своих ног свиток, на котором написано изречение Ф. Ницше «Жизнь коротка, искусство вечно».

 
Эта фраза удивительно подходит к тому, что мы только что увидели. Уже давно нет владельцев этого особняка Викулы Елисеевича и Алексея Викуловича Морозова, нет знаменитого архитектора Ф. Шехтеля и потрясающего художника М. Врубеля, а интерьеры, созданные ими, и бога-тейшая морозовская коллекция предметов искусства радуют нас и по сей день.