Одним из интереснейших купеческих особняков Москвы является бывший дом Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке. До недавнего времени в него было очень трудно попасть. Сейчас же туда водят экскурсии каждую неделю. Я предлагаю вам отчет об одной из таких прогулок.
![Фасад особняка Морозова в Москве](/images/original/2022/03/22/0ccac4ea37a15488de103e48109b50bb.jpg)
Как добраться до особняка Морозова
Мы начинаем ее от от метро «Курская», переходим Земляной вал и поворачиваем на улицу Воронцово поле. Когда-то эти земли принадлежали дворянскому роду Воронцовых-Вельяминовых. В Подсосенском переулке до революции жили в основном купцы старообрядцы.
![Улица Воронцовское поле в Москве](/images/original/2022/03/22/028cb874ae5e35e122593aa36b1409c0.jpg)
Здесь располагались особняки таких купеческих родов как Рахмановы, Хлудовы, Орловы, Малютины, Морозовы.
Адрес: Подсосенский пер., 21, стр. 1, Москва, м.Чкаловская, Курская.
Свободного входа в особняк нет, но различные столичные агентства организуют экскурсии. Ркомендовать агентство не буду, лучше воспользуйтесь поисковиком, т.к расписание у агентств меняется, информация может быть не актуальной.
![Купеческие особняки](/images/original/2022/03/22/b46885d1fdeb99ee6ce51f8ec3057d1a.jpg)
На месте дома Алексея Викуловича Морозова, в который мы направляемся, в начале XVIII века находились обширные владения купца Плавильщикова с парусиновой фабрикой. В XIX веке их участок был разделен. Одну часть приобрели купцы Орловы, а вторую в 1839 г. купил Елисей Саввич Морозов. Сын основателя династии Саввы Васильевича Морозова Елисей Саввич довольно рано отделился от отца и основал в селе Никольское собственную текстильную мануфактуру. В 1868 г. этот участок по наследству достался единственному сыну купца Викуле Елисеевичу, который решил построить на этой земле дом. От купцов Плавильщиковых в глубине участка сохранились два этажа древних палат XVIII века, которые в советское время были надстроены еще тремя этажами.
![](/images/original/2022/03/22/192cabb6d8f8d77cd171cf6290c39833.jpg)
Викула Елисеевич решил построить дом по красной линии Подсосенского переулка и пригласил для этого архитектора М. Н. Чичагова.
![](/images/original/2022/03/22/55ee43238a96a2b6809fbdd4794bdbad.jpg)
Дом состоит из трех частей. Все они богато украшены лепниной.
![Особняк Морозова](/images/original/2022/03/22/68936cefc7bc983bc5a1ccd0534a102e.jpg)
По бокам мы видим ниши с вазонами.
![](/images/original/2022/03/22/60798203553ebb6dac1c26b943cf234c.jpg)
Окна первого этажа декорированы маскаронами. На втором этаже мы видим дату создания особняка 1879 г. Верх центральной части дома украшен аттиком с монограммой «М» - Морозовы. Под ним мы видим овальное окно с балконом, который поддерживают два атланта.
![](/images/original/2022/03/22/a372283d7b19c9f21faa7b15672d35db.jpg)
В том же стиле выполнены въездные ворота в усадьбу. На первом этаже дома находился кабинет хозяина и помещения для прислуги. На втором этаже были жилые комнаты и парадные залы. В 1894 г. хозяин дома Викула Елисеевич скончался. У него было десять детей. Дом в Подсосенском переулке достался старшему сыну Алексею Викуловичу. Он решил обустроить особняк по собственному вкусу и пригласил для этого модного в те времена архитектора Ф. О. Шехтеля. Он уже строил для Алексея Викуловича усадьбу Одинцово-Архангельское, работал над особняком дяди Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке. Шехтель оформлял в доме только отдельные комнаты первого этажа и личные помещения Алексея Викуловича. Второй этаж сохранился таким, каким был создан Чичаговым. В дом гости попадали через холл, оформленный Шехтелем по просьбе хозяина в египетском стиле. В 1880-х гг. в искусстве возникла мода на историзм. После открытия Суэцкого канала в разных областях искусства стали обращаться к теме Египта. В 1870 г. Джузеппе Верди для Каирского оперного театра написал оперу «Аида», которая имела оглушительный успех. В России она впервые была поставлена в 1875 г. После этого многие состоятельные люди при оформлении своих домов обращались к теме Египта. Алексей Викулович увидел подобный интерьер у своего троюродного брата М.А. Морозова, с которым он очень дружил, и попросил Шехтеля создать что-то подобное. Холл в особняке украшают колонны, украшенные цветами лотоса.
![](/images/original/2022/03/22/8ed4bcb23376e5fce80f54f19e945491.jpg)
Напротив входа мы видим зеркало, по периметру расписанное египетскими пиктограммами.
![](/images/original/2022/03/22/fc50bbb08db107d4293aafacdef385dd.jpg)
Наверху портал с каким-то крылатым божеством.
![](/images/original/2022/03/22/b28d227735dfc96e2b7d9352d8264da5.jpg)
Отсюда идем к парадной лестнице из белого мрамора.
![](/images/original/2022/03/22/b08efd672d9fd3995bb775eacf9ee093.jpg)
Она появилась здесь еще при архитекторе Чичагове. Стены предполагалось украсить картинами или шпалерами, поэтому украшен только потолок и верхняя часть стен. Двери во все комнаты высокие и сверху украшены треугольными сандриками.
![](/images/original/2022/03/22/7691e0de50c135688855c11ad733ee6c.jpg)
Проходим в гостиную напротив парадной лестницы. Ее потолок и стены богато украшены лепниной. Напротив одной из дверей мы видим камин с большим зеркалом, которое визуально увеличивает пространство.
![](/images/original/2022/03/22/b815fe70811f02ec9452f2af911f7158.jpg)
Алексей Викулович Морозов был страстным коллекционером предметов искусства: картин, икон, фарфора и пр. В этой гостиной он выставлял свою коллекцию фарфора. Мы выходим в холл, который объединяет комнаты второго этажа. Стены и потолок холла украшены фресками с изображением райских птичек и женских грифонов.
![](/images/original/2022/03/22/cda7b429b10b0b95ac2e8a8114238e11.jpg)
В центре холла на потолке есть ниша, которая как предполагалась раньше прикрывалась стек-лом. Таким образом в холл попадал естественный свет. Позже в советское время стекло было утрачено и заменено плафоном. По замыслу архитектора Чичагова из холла можно было выйти на балкон, который находился над парадным входом. Справа от балкона находится гостиная в стиле рококо, также украшенная очень изящной лепниной.
![](/images/original/2022/03/22/a825e0e4df392e1bcc8d4404e02a7988.jpg)
Напротив балкона находится большая бальная зала. При Викуле Елисеевиче здесь устраивались приемы для гостей. Алексей Викулович в этой комнате также разместил часть своей коллекции.
![](/images/original/2022/03/22/07203ad374a8c1cca07f170ea6a5ce9c.jpg)
Мы спускаемся на первый этаж и проходим в столовую, оформленную Шехтелем в русском стиле.
![](/images/original/2022/03/22/d5196850617ff612a68dd5454171cd07.jpg)
Дверь, стены и потолок украшены лепниной, которая имитирует резьбу по дереву.
![](/images/original/2022/03/22/f264105a861cda68c03ddbabdd17d126.jpg)
Даже потрясающая печь, которую мы видим в центре комнаты, оформлена не изразцами, а раскрашенной лепниной.
![](/images/original/2022/03/22/8559aea46df7be28a7ef0efaa94ff225.jpg)
На самом деле это был сейф, выполненный в виде русской печи. Так как при перепланировке дома Шехтелем в доме было проведено водяное отопление и электричество, печь для отопле-ния дома стала не нужна, ее использовали только в декоративных целях. Далее мы проходим в официальный кабинет хозяина дома, который сохранился со времен постройки дома. Из оформления особо примечателен кессонированный потолок. Здесь Алексей Викулович принимал людей по торговым делам. А далее за красиво украшенной дверью настоящая жемчужина этого особняка – готический кабинет хозяина, оформленный Ф. О. Шехтелем.
![](/images/original/2022/03/22/25beea980718dc3b2fcfbd498d39684f.jpg)
Он решил воссоздать в этом помещении обстановку средневекового немецкого замка. Чтобы потолки были высокими, пришлось разобрать перекрытия второго этажа. Деревянные панели на стены и мебель производили на мебельной фабрике П. А. Шмидта, который был мужем старшей сестры Алексея Викуловича. До наших дней сохранилось кресло, диван и часы.
![](/images/original/2022/03/22/393275d22dd1028d8e77763a49e1b489.jpg)
Как всегда в интерьерах Шехтеля центральное место отведено камину, который украшен готическими символами. Кроме того мы видим в его верхней части так называемые «маски грешников». Свод камина поддерживают страшные горгульи.
![](/images/original/2022/03/22/8a0a00fbb36c23cde97b36995e624543.jpg)
Справа мы видим небольшую дверь в семейную моленную. Так как до 1905 г. старообрядчество было запрещено, а к нему принадлежала значительная часть московских состоятельных про-мышленников и купцов, то многие устраивали такие помещения для религиозных обрядов у себя дома. На второй этаж ведет резная деревянная лестница, украшенная драконом и гномом.
![](/images/original/2022/03/22/050019bfb8d22daa75ab83ec878eca2b.jpg)
Стены этого кабинеты декорированы панно, выполненные художником М. Врубелем.
![](/images/original/2022/03/22/a7779450d4d8fa240adb91c2a94cbbf0.jpg)
Он создавал их довольно продолжительное время. Первые появились здесь в 1898 г., а последние в 1900 г. Темой картин стал «Фауст» Гете. В облике Фауста угадываются черты хозяина Алек-сея Викуловича. В образе Маргариты проглядываются сразу две реальные женщины. Первая это жена Михаила Врубеля Надежда Забела. А вторая супруга троюродного брата М.А. Морозова Маргарита Кирилловна Морозова, с которой хозяин очень дружили и даже иногда делал ее хозяйкой званых обедов, так как сам был не женат.
![](/images/original/2022/03/22/c858d6b92628cc0abbbb9bff7683765b.jpg)
Оригиналы этих полотен после революции попали в Третьяковскую галерею. Недавно я их ви-дела на выставке Михаила Врубеля.
![](/images/original/2022/03/22/4a116bfdfe2a367e3a5ec32715ae6316.jpg)
А в особняке в Подсосенском переулке копии этих полотен появились в 2014 г. по инициативе арендатора Общества инвалидов и ветеранов военной службы. Так что сейчас можно увидеть, как эти панно смотрелись в оригинальном интерьере. В центре лестницы есть ниша, в которой размещался небольшой бар, где хозяин с гостями мог пропустить стаканчик, любуясь окружающей красотой. Со второго этажа мы видим изображения Мефистофеля и Фауста.
![](/images/original/2022/03/22/51755ffb1e14b0f3711315cd26571400.jpg)
Кроме того, стоит обратить внимание на потрясающие окна. Витражи, которые мы видим с внутренней стороны, незаметны с улицы.
![](/images/original/2022/03/22/58b6de542b32adb9003acb9477cc39e6.jpg)
На втором этаже находится библиотека Алексея Викуловича. Она оформлена Шехтелем в виде средневекового немецкого города, где деревянные книжные шкафы напоминают домики с черепичной крышей. Дверцы этих шкафов похожи на окна.
![](/images/original/2022/03/22/af106a52bb3fc0ad0419af4c54207dcf.jpg)
Здесь хозяин хранил часть своей обширной коллекции: старинные книги, иконы, гравюры. В центре библиотеки стоит стол секретом. Он раздвигался и можно было через центральную часть достать светильник с первого этажа и почистить его. А мы как раз спускаемся в гостиную в стиле рококо, которая находится под библиотекой. Стены здесь украшены разными породами дерева, преобладающей является карельская береза.
![](/images/original/2022/03/22/9dd0e85c6ce3785ea754277a582dda88.jpg)
Создавалось это помещение специально под старинные гобелены XVIII века, которые Викула Елисеевич привез из Франции.
![](/images/original/2022/03/22/1073949476016e75f8247037df596643.jpg)
Углы зала оформлены зеркалами, которые визуально раздвигают пространство.
![](/images/original/2022/03/22/4ac6bd57e0f90a55ec7a3eef3e46d8e8.jpg)
С одной стороны мы видим камин из яшмы. С другой изящный диванчик. Здесь удивительно красивый потолок с цветочным орнаментом. Эти интерьеры хочется разглядывать бесконечно. Однако экскурсия подошла к концу. Нам рассказали о том, что Алексей Викулович прожил в этом доме до революции. На какое-то время дом заняли анархисты, от которых бывший хозяин в подвалах пытался спасти свою коллекцию. Потом до 1924 г. здесь размещался музей керамики, которым руководил А.В. Морозов. После фарфор перенесли в усадьбу Кусково, где был создан соответствующий музей. Алексей Викулович каждый день ходил туда из своей комнаты на Покровке пешком, так как у него не было денег на извозчика. В 1934 г. он по пути из Кусково домой сильно простудился и впоследствии скончался. В конце экскурсии наше внимание обратили на гнома, который сидит у подножия лестницы и держит у своих ног свиток, на котором написано изречение Ф. Ницше «Жизнь коротка, искусство вечно».
![](/images/original/2022/03/22/7e7bc699fba38f2a8bdc4b384a60713b.jpg)
Эта фраза удивительно подходит к тому, что мы только что увидели. Уже давно нет владельцев этого особняка Викулы Елисеевича и Алексея Викуловича Морозова, нет знаменитого архитектора Ф. Шехтеля и потрясающего художника М. Врубеля, а интерьеры, созданные ими, и бога-тейшая морозовская коллекция предметов искусства радуют нас и по сей день.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email