Храм Воскресения Христова в Кадашах один из древнейших в Москве, находится в самом центре недалеко от Кремля и долгие годы был главным в Замоскворечье. Известно, что колокольня этой церкви начинала звонить сразу же после колокольни храма Ивана Великого в Кремле, а уже после звон подхватывали другие церкви. Кроме того, с колокольней Ивана Великого и храмом Вознесения в Коломенском Воскресенская церковь образовывали градостроительную ось столицы.

Храм Воскресения Христова в Кадашах Храм Воскресения Христова в Кадашах
 
Во время одной из пешеходных экскурсий по Москве я узнала о музее «Кадашевская слобода» при храме Воскресения и о том, что можно с группой подняться на колокольню, которую в народе прозвали «Кадашевская свеча». Учитывая, что церковь стоит недалеко от Кремля, было любопытно, какие виды открываются с колокольни.
 
По телефону договорилась с экскурсоводом, и вот я на территории храма. Обзорная экскурсия стоит 300 рублей. Справа от входа в небольшом здании размещается музей «Кадашевская слобода», который появился в 2004 г. Сайт музея: museumkadashi.com
 
Так как уже долгие годы территория и строения Воскресенской церкви ремонтируются, то во время строительных работ было найдено множество предметов, которые решили сохранить в музее. В первую очередь были найдены печные изразцы.
 
Также обычные люди подарили музею множество предметов, связанных с Воскресенским хра-мом. Это и фрагмент креста, на котором отмечено, что он принадлежал церкви в Кадашах, и ста-ринные церковные книги, и оклады икон.
 
В музее можно увидеть фрагменты иконостаса, который украшал храм до революции. Кроме того, рассказали нам о некоторых священниках храма в Кадашах, которые были репрессированы.
 
У входа мы видим картину, на которой красные комиссары выгоняют из дома пожилого священника, умершего позже от голода.
 
Это собирательный образ, основанный на правдивых историях. Например, на территории храма сохранился фрагмент кирпичной стены, которая защищала  город от пожаров.
 
В то время, когда Москва была в основном деревянная, районы разделялись такими кирпичны-ми стенами, чтобы в случае возгорания пожар не перекинулся за пределы слободы. Так вот на этой стене сейчас висит изображение святого старца. Это Николай Григорьевич Григорьев, владелец известной в дореволюционной России колбасной фабрики, которая находилась за этой стеной. После революции имущество богатейшего купца большевики отобрали и выслали его на малую родину в Ярославскую область, где под страхом наказания запретили местным людям ему помогать. Так, после тяжелых скитаний Григорьев умер от голода. Он был выходцем и крепостных крестьян, сумел организовать успешное дело в Москве, так, что именно Григорьевская колбаса была в подарочных продуктовых наборах, которые раздавали людям на Ходынском поле во время коронации Николая II, а умер от голода в родном селе. Позже его причислили к лику святых мучеников. Далее мы видим православные кресты, предметы быта XIX –XX вв.

 
Затем уже около музея нам подробнее рассказали об истории Кадашей. Деревянный Воскресенский храм стоял здесь еще в конце XV века. Со временем вокруг него в Замоскворечье сформировалась обширная Кадашевская слобода. Несмотря на то, что в Кадашах были и другие храмы, Воскресенский считался главным, и вся жизнь слободы крутилась вокруг него. В XVII в. Его отстраивают в камне, и считается, что это здание одно из первых было выполнено в стиле «московского барокко», который характеризуется многочисленной белокаменной резьбой и изяществом линий.
 
Предположительно, архитектором проекта был Сергей Турчанинов. В это же время появилась колокольня.
 
Кадашевские колокола обладали уникальным звоном. К сожалению, после революции какие-то колокола уничтожили, а главный колокол, отлитый в 1750 г., передали в Большой театр. Храм не действовал с 1934 г., но в девяностые его снова вернули РПЦ. А колокол Большой театр отдавать отказался, аргументируя это тем, что он используется в постановке оперы «Борис Годунов». Кроме того частные инвесторы облюбовали территорию вокруг храма для строительства жилого и офисного комплекса «Пять столиц». Предполагалось в непосредственной близости к храму возвести несколько десятиэтажных зданий. Это бы естественно полностью испортило исторический облик этого района. Общественность долгое время пыталась отстоять территорию вокруг Воскресенского храма, однако современные здания все-таки были построены, сейчас в них размещается элитное жилье.
 
Для этого снесли ряд исторических построек, которые находились под охраной государства. В том числе дом дьякона. Позже московские власти взялись за реставрацию исторических зданий Воскресенского храма. В начале девяностых, когда верующие вернулись в Кадаши, главный храм еще не действовал, а богослужения проходили в историческом здании бывшего каретного са-рая, который освятили в честь святого Иова Почаевского. После реставрации от изначального облика этого здания не осталось и следа.
 
Мы с группой прошли в крипту храма Иова Почаевского, где собраны останки людей, найденных на территории Кадашей, и древний саркофаг, который был обнаружен во время строительных работ.
 
Специалисты утверждают, что подобные саркофаги есть только в усыпальницах Кремля. Затем мы прошли в Воскресенский храм, вышли сначала на гульбище и осмотрелись вокруг.
 
А затем по узкой винтовой лестнице поднялись на колокольню.
 
Отсюда видны все главные достопримечательности Москвы, однако современное строительство портит некоторые ракурсы.

 
Например, виды Кремля сейчас сложно снять без многочисленных башенных кранов.
 
Памятник Петру Первому закрывает строящийся корпус Третьяковки.
 
С другой стороны виды на храм Климента папы римского и на новостройки на месте исторических построек Кадашей.

 
На этом наша экскурсия закончилась. Хочется отдельно отметить интересный рассказ экскурсо-вода Евгения, благодаря которому удалось проникнуться историей места и узнать много новых деталей о Воскресенском храме.

Адрес: Москва, Кадашёвский тупик, 2, стр. 6, м. Третьяковская.