В Новой Третьяковке уже сложилась традиция пару раз в год баловать публику выставками из-вестных русских художников XIX-XX вв. Я пропустила пока всего пару таких мероприятий, но на выставку работ В. Д. Поленова я не могла не пойти. В свое время я прочитала две книги из серии «Жизнь замечательных людей» о С.И. Мамонтове и В. Д. Поленове.
![](/images/original/2019/12/16/873bea1cc7399a378ad8fcfb882d8caa.jpg)
Это помогло мне проникнуться атмосферой, в которой происходило становление великих художников предреволюционной России, узнать в каком контексте создавалась та или иная картина. Кроме того, конечно, интересно узнать и о самих творцах известных художественных произведений. На организованной выставке сейчас есть возможность увидеть не только самые знаменитые полотна, которые хранятся в Третьяковской галерее или в Русском музее, но и познакомиться с оригиналами картин, которые размещаются в региональных художественных музеях, частных коллекциях и усадьбе Поленово.
![](/images/original/2019/12/17/15e79fe93d9cd1b980b044d29106cecd.jpg)
Как я уже сказала, выставка проходит в Новом корпусе Третьяковской галереи на Крымском Ва-лу. Взрослый билет стоит 600 рублей. Дети до семи лет проходят бесплатно. Для нас это было актуально, так как мы ходили с пятилетним племянником. Для того, чтобы малышам было инте-ресно в интернете можно скачать бесплатный детский аудиогид по выставке. Его будет любопытно послушать даже взрослым. Билеты можно купить как в кассах музея, так и онлайн. Чтобы избежать очередей посещение выставки разбили на сеансы, то есть посетители должны приходить к определенному времени. Сколько вы проведете в залах, никто не ограничивает. Если купить вход на раннее время, то, скорее всего, посетителей будет еще не много. К вечеру создается приличная толпа. Так как нам принципиально было посетить выставку В. Д. Поленова в выходные, то пришлось покупать билеты за месяц. Так что всем желающим стоит поторопиться, ведь выставка продлится до 16 февраля 2020 г. Около входа а отдельную плату можно взять аудиогид.
![](/images/original/2019/12/17/db23a90cb687bfe96da2ceba754e3b95.jpg)
Василий Дмитриевич Поленов был удивительно разносторонне развитым человеком. Кроме того, что он был величайшим художником своего времени, он писал музыку, создавал архитектурные проекты, оформлял театральные постановки, преподавал живопись. В год, когда В. Д. Поленов окончил Академию художеств, он получил еще и диплом юриста. Если углубиться в историю его семьи, все это не кажется удивительным, так как его прадеда архитектора Н. А. Льво-ва в свое время называли «русским Леонардо да Винчи» за талантливую деятельность в самых разных областях науки и искусства. После окончания Академии художеств, где он учился вместе с И. Е. Репиным, Поленов отправился в заграничную поездку по Европе. В Риме он познакомился с С. И. Мамонтовым, который сплотил выдающихся творческих людей своего времени. В его усадьбе Абрамцево жили и творили самые талантливые личности. Поленов был одним из близ-ких друзей семьи Мамонтовых, позже после брака Василия Дмитриевича эти две семьи еще и породнились. С созданием собственной семьи В. Д. Поленов пришел к тому, что ему необходимо свое «место силы», усадьба на лоне природы, где он бы мог свободно работать. Так он приобрел имение в Тульской области на берегу реки Оки, которое сейчас нам
Что же мы видим, когда заходим в первый зал? Конечно знаменитый «Московский дворик». Каким удивительным светом веет с полотна. Поразительно как можно было передать так естественно яркий солнечный свет летнего дня. И конечно не верится, что этот почти сельский пей-заж, это изображение Москвы XIX века. По храму можно примерно опознать место, которое изображено на холсте, это один из арбатских переулков.
![](/images/original/2019/12/16/2051bba77828914af759ceb6f78f3dab.jpg)
Следом мы видим «Бабушкин сад», написанный в том же году, что и «Московский дворик». Перед нами немного обветшалый дворянский особняк среди заросшего сада. На тропинке две фигуры: дряхлой старушки и молодой грациозной девушки. Несмотря на то, что художник использовал светлую и жизнерадостную палитру, сам сюжет передает какую-то грусть и ностальгию по прошлому. Поленов хорошо выразил на холсте «тургеневские мотивы», некоторую романтичность усадебной жизни.
![](/images/original/2019/12/16/bded2333afce5ed497b9331448068869.jpg)
В тех же нежных цветах выполнена картина «Заросший пруд», от которой веет умиротворением, легкостью, тишиной и спокойствием.
![](/images/original/2019/12/16/e069f909c1061a0bd1102c800d54bac2.jpg)
Следующую картину «Старая мельница» я уже видела в Художественном музее Серпухова, и она еще тогда поразила меня своей поэтичностью. Мы видим заброшенную деревянную мельницу, которая когда-то была центром деревенской жизни, а теперь потихоньку разрушается. Ее окружает буйная растительность, которая вместе с туманом придает этому месту налет мистики. Художник прорисовывает каждую травинку и как всегда мастерски передает свет и настроение.
![](/images/original/2019/12/16/5f381b2c074c34bdaedc7e90c1cb7634.jpg)
В этом зале мы также видим портреты двух друзей: самого Василия Дмитриевича, работы Н. Д. Кузнецова, и его товарища и однокурсника И. Е. Репина.
![](/images/original/2019/12/16/70e91d9da2eb5c88846bf88818b7f6cb.jpg)
Во время поездки по Европе Василий Дмитриевич создал целую серию потрясающих картин. Я очень люблю «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». Как удивительно здесь подобрана цветовая гамма, передающая романтичное настроение пейзажа.
![](/images/original/2019/12/16/9e6bc8d7c38e6b52d112181d21e7d051.jpg)
Кроме того во время этого путешествия художник пробовал себя в исторической живописи. Весьма необычна для Поленова тема полотна «Право господина». Замысел этой картины пришел Василию Дмитриевичу в голову, когда он гостил в Баварии у своего приятеля немецкого барона. В это время он много путешествовал по окрестностям, посещал старинные замки, и перед его мысленным взором всплывали феодальные нравы Средневековья, когда было принято приводить землевладельцу на ночные развлечения крестьянок, которые только что вышли замуж. Спустя пару лет Поленов вернулся к этой теме. Во время работы над этим произведением он тщательно скрывал тему картины от родителей, так как в то время подобный сюжет считался неприличным.
![](/images/original/2019/12/16/7c94fa2ccbc5ad49d9bb32e4002b5e5e.jpg)
К картинам французского периода относится изображение грустной девушки с мандолиной у закрытой двери.
![](/images/original/2019/12/16/7462e9e2d45817920f53c1db3323d5f9.jpg)
Далее мы узнаем об архитектурных проектах В.Д. Поленова и и о его работе декоратора в част-ном театре С.И. Мамонтова. Но сначала были домашние спектакли в Абрамцево, которые оформляла целая плеяда известных живописцев, одним из первых был Василий Дмитриевич. Кроме того с 1882 г. он преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были такие талантливые художники, как К. А. Коровин, И. И. Левитан, И. С. Остроухов и многие другие. Их работы также представлены на выставке.
![](/images/original/2019/12/16/846b952b4a607856761742bbf6b4b84d.jpg)
Отдельное место в творчестве художника занимает ряд картин на библейские сюжеты. Самым монументальным является полотно «Христос и грешница», которое было приобретено императором Александром III.
![](/images/original/2019/12/16/379f31665e0caaad3cc7acfefd513ef3.jpg)
На вырученные деньги художник приобрел имение в Тульской области, которое сейчас нам известно как музей-заповедник Поленово. Виды окрестностей этой усадьбы Поленов запечатлел на многих своих картинах. Самая радостная и красочная это, пожалуй, «Золотая осень», на кото-рой мы видим изгиб Оки и разноцветную листву деревьев, переливающуюся на солнце.
![](/images/original/2019/12/16/36739757fc7e9d4c78d6ac283fe58cf9.jpg)
Кроме картин на выставке можно посмотреть созданную Василием Дмитриевичем диораму «Пу-тешествие вокруг света». Этот световой театр был им задуман для развлечения своих и кре-стьянских детей. Первый раз я видела ее в Поленово, но так как с нами был ребенок, мы решили обязательно посмотреть представление еще раз. Диораму показывают по расписанию, и, к со-жалению, время на распечатанных билетах и на сайте не совпадает. Непосредственно у самой диорамы лучше уточнять начало сеанса.
Мне кажется, что Василию Дмитриевичу Поленову удалось сделать искусство доступным и инте-ресным народу. Он считал, что художественные произведения должны приносить счастье и ра-дость, иначе в них нет никакого смысла. Именно эти ощущения остаются от созерцания его картин.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email