В Новой Третьяковке уже сложилась традиция пару раз в год баловать публику выставками из-вестных русских художников XIX-XX вв. Я пропустила пока всего пару таких мероприятий, но на выставку работ В. Д. Поленова я не могла не пойти. В свое время я прочитала две книги из серии «Жизнь замечательных людей» о С.И. Мамонтове и В. Д. Поленове.

 
Это помогло мне проникнуться атмосферой, в которой происходило становление великих художников предреволюционной России, узнать в каком контексте создавалась та или иная картина. Кроме того, конечно, интересно узнать и о самих творцах известных художественных произведений. На организованной выставке сейчас есть возможность увидеть не только самые знаменитые полотна, которые хранятся в Третьяковской галерее или в Русском музее, но и познакомиться с оригиналами картин, которые размещаются в региональных художественных музеях, частных коллекциях и усадьбе Поленово.


Как я уже сказала, выставка проходит в Новом корпусе Третьяковской галереи на Крымском Ва-лу. Взрослый билет стоит 600 рублей. Дети до семи лет проходят бесплатно. Для нас это было актуально, так как мы ходили с пятилетним племянником. Для того, чтобы малышам было инте-ресно в интернете можно скачать бесплатный детский аудиогид по выставке. Его будет любопытно послушать даже взрослым. Билеты можно купить как в кассах музея, так и онлайн. Чтобы избежать очередей посещение выставки разбили на сеансы, то есть посетители должны приходить к определенному времени. Сколько вы проведете в залах, никто не ограничивает. Если купить вход на раннее время, то, скорее всего, посетителей будет еще не много. К вечеру создается приличная толпа. Так как нам принципиально было посетить выставку В. Д. Поленова в выходные, то пришлось покупать билеты за месяц. Так что всем желающим стоит поторопиться, ведь выставка продлится до 16 февраля 2020 г. Около входа а отдельную плату можно взять аудиогид.


Василий Дмитриевич Поленов был удивительно разносторонне развитым человеком. Кроме того, что он был величайшим художником своего времени, он писал музыку, создавал архитектурные проекты, оформлял театральные постановки, преподавал живопись. В год, когда В. Д. Поленов окончил Академию художеств, он получил еще и диплом юриста. Если углубиться в историю его семьи, все это не кажется удивительным, так как его прадеда архитектора Н. А. Льво-ва в свое время называли «русским Леонардо да Винчи» за талантливую деятельность в самых разных областях науки и искусства. После окончания Академии художеств, где он учился вместе с И. Е. Репиным, Поленов отправился в заграничную поездку по Европе. В Риме он познакомился с С. И. Мамонтовым, который сплотил выдающихся творческих людей своего времени. В его усадьбе Абрамцево жили и творили самые талантливые личности. Поленов был одним из близ-ких друзей семьи Мамонтовых, позже после брака Василия Дмитриевича эти две семьи еще и породнились. С созданием собственной семьи В. Д. Поленов пришел к тому, что ему необходимо свое «место силы», усадьба на лоне природы, где он бы мог свободно работать. Так он приобрел имение в Тульской области на берегу реки Оки, которое сейчас нам известно как Поленово . Я была там несколько лет назад и была очарована как удивительно живописным местом, так и необычной архитектурой главного дома и усадебных построек, которые были выполнены по проекту художника. Вот где в полной мере проявился архитектурный талант В. Д. Поленова. Об основных этапах биографии художника на выставке можно прочитать на специальных стендах.
Что же мы видим, когда заходим в первый зал? Конечно знаменитый «Московский дворик». Каким удивительным светом веет с полотна. Поразительно как можно было передать так естественно яркий солнечный свет летнего дня. И конечно не верится, что этот почти сельский пей-заж, это изображение Москвы XIX века. По храму можно примерно опознать место, которое изображено на холсте, это один из арбатских переулков.
 
Следом мы видим «Бабушкин сад», написанный в том же году, что и «Московский дворик». Перед нами немного обветшалый дворянский особняк среди заросшего сада. На тропинке две фигуры: дряхлой старушки и молодой грациозной девушки. Несмотря на то, что художник использовал светлую и жизнерадостную палитру, сам сюжет передает какую-то грусть и ностальгию по прошлому. Поленов хорошо выразил на холсте «тургеневские мотивы», некоторую романтичность усадебной жизни.
 
В тех же нежных цветах выполнена картина «Заросший пруд», от которой веет умиротворением, легкостью, тишиной и спокойствием.
 
Следующую картину «Старая мельница» я уже видела в Художественном музее Серпухова, и она еще тогда поразила меня своей поэтичностью. Мы видим заброшенную деревянную мельницу, которая когда-то была центром деревенской жизни, а теперь потихоньку разрушается. Ее окружает буйная растительность, которая вместе с туманом придает этому месту налет мистики. Художник прорисовывает каждую травинку и как всегда мастерски передает свет и настроение.
 
В этом зале мы также видим портреты двух друзей: самого Василия Дмитриевича, работы Н. Д. Кузнецова, и его товарища и однокурсника И. Е. Репина.
 
Во время поездки по Европе Василий Дмитриевич создал целую серию потрясающих картин. Я очень люблю «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». Как удивительно здесь подобрана цветовая гамма, передающая романтичное настроение пейзажа.
 
Кроме того во время этого путешествия художник пробовал себя в исторической живописи. Весьма необычна для Поленова тема полотна «Право господина». Замысел этой картины пришел Василию Дмитриевичу в голову, когда он гостил в Баварии у своего приятеля немецкого барона. В это время он много путешествовал по окрестностям, посещал старинные замки, и перед его мысленным взором всплывали феодальные нравы Средневековья, когда было принято приводить землевладельцу на ночные развлечения крестьянок, которые только что вышли замуж. Спустя пару лет Поленов вернулся к этой теме. Во время работы над этим произведением он тщательно скрывал тему картины от родителей, так как в то время подобный сюжет считался неприличным.
 
К картинам французского периода относится изображение грустной девушки с мандолиной у закрытой двери.
 
Далее мы узнаем об архитектурных проектах В.Д. Поленова и и о его работе декоратора в част-ном театре С.И. Мамонтова. Но сначала были домашние спектакли в Абрамцево, которые оформляла целая плеяда известных живописцев, одним из первых был Василий Дмитриевич. Кроме того с 1882 г. он преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были такие талантливые художники, как К. А. Коровин, И. И. Левитан, И. С. Остроухов и многие другие. Их работы также представлены на выставке.
 

Отдельное место в творчестве художника занимает ряд картин на библейские сюжеты. Самым монументальным является полотно «Христос и грешница», которое было приобретено императором Александром III.
 
На вырученные деньги художник приобрел имение в Тульской области, которое сейчас нам известно как музей-заповедник Поленово. Виды окрестностей этой усадьбы Поленов запечатлел на многих своих картинах. Самая радостная и красочная это, пожалуй, «Золотая осень», на кото-рой мы видим изгиб Оки и разноцветную листву деревьев, переливающуюся на солнце.
 
Кроме картин на выставке можно посмотреть созданную Василием Дмитриевичем диораму «Пу-тешествие вокруг света». Этот световой театр был им задуман для развлечения своих и кре-стьянских детей. Первый раз я видела ее в Поленово, но так как с нами был ребенок, мы решили обязательно посмотреть представление еще раз. Диораму показывают по расписанию, и, к со-жалению, время на распечатанных билетах и на сайте не совпадает. Непосредственно у самой диорамы лучше уточнять начало сеанса.
Мне кажется, что Василию Дмитриевичу Поленову удалось сделать искусство доступным и инте-ресным народу. Он считал, что художественные произведения должны приносить счастье и ра-дость, иначе в них нет никакого смысла. Именно эти ощущения остаются от созерцания его картин.

Отели в Москве