После посещения дома знаменитого художника Виктора Васнецова мы узнали о том, что в Москве открыт музей-квартира его младшего брата Аполлинария Васнецова. Он также был живописцем, возможно менее известным, однако я не раз слышала о нем, как об авторе полотен, на которых он изображал древнюю Москву. Если Виктор Михайлович Васнецов рисовал в основном сказочные и былинные сюжеты, то Аполлинарию, мне кажется, очень удавались пейзажи. Музей находится в одном из жилых домов по адресу Фурманный переулок дом.6.  Естественно, посетить эту мемориальную квартиру лучше с экскурсией, чтобы больше узнать о творчестве и жизни Аполлинария Васнецова. Поэтому мы с подругами заранее заказали для себя персональ-ную экскурсию.

Отзыв о посещении дома-музея художника Виктора Михайловича Васнецова

 

Стоит экскурсионное обслуживание 600 рублей на всех. Вход в музей 300 рублей для взрослых. Этот музей также как и дом Виктора Михайловича Васнецова относится к музеям Третьяковской галереи. В назначенный день мы пришли по указанному адресу. У подъезда табличка рассказывает нам о том, что мы нашли нужное место. Поднимаемся к квартирам 21 и 22. Дело в том, что Аполлинарий Михайлович с семьей жил в одной квартире, а позже, когда она стала музеем, администрация выкупила и соседнюю квартиру, чтобы было, где разместить сотрудников и отдельные экспонаты. Кроме нас посетителей больше нет. Подходит наш экскурсовод, и мы начинаем осмотр первой комнаты. Здесь нам рассказывают о детстве братьев Васнецовых, которое прошло в селе Рябово Вятской губернии.

 
В местном храме служил их отец. Его карандашный портрет можно увидеть в витрине.
 
Над ней портрет молодого Аполлинария.
 
Он осиротел, когда ему было тринадцать лет. Старший брат позвал его к себе в Петербург и взял под свое крыло. Спустя годы, по памяти Аполлинарий Михайлович написал цикл картин, изображающих отдельные уголки его малой родины.
 
Удивительно, но, несмотря на неспокойные и тяжелые времена, отчий дом Васнецовых уцелел и сейчас в нем также размещается музей. Нам рассказали о том, что Аполлинарий Михайлович не стал сразу, как старший брат учиться на художника. Его увлекали идеи «народничества», по-этому он получил диплом учителя и уехал в село работать в местной школе. Вскоре однако, он увидел, что не все тянутся к знаниям, и разочаровался в своем ремесле. После этого он примкнул к брату, к абрамцевскому кружку, познакомился со многими известными художниками и обрел, наконец, дело своей жизни. Его работы были тепло встречены и зрителями, и коллегами, и ценителями искусства, такими, например, как Павел Третьяков.
В первой комнате перед нами удивительной красоты буфет, выполненный по эскизам Аполлинария Михайловича.
 
Часть резьбы выполнена на библейские темы, а часть на языческие.
 
В подобном стиле в абрамцевских мастерских был создан целый столовый гарнитур, который можно было приобрести в одном из московских магазинов. Стоила такая мебель очень дорого, и, как мне кажется, абсолютно справедливо, так как видно, что это не просто бездушная заводская работа, а настоящее произведение искусства.
Переходим в следующий зал. Здесь перед нами портрет уже зрелого художника, а также ряд его работ.
 
В основном пейзажи. Аполлинарий Михайлович много путешествовал по Крыму, Уралу, Кавказу, Украине и европейским странам.
 
Писал этюды, некоторые из которых позже оформились в большие произведения. В основном все его работы сейчас находятся либо в крупных музеях, либо в частных коллекциях. Интересна история полотна «Элегия».
 
С первого взгляда кажется, что на картине изображен какой-то кусочек Италии, однако, как ока-залось, это Крым, недалеко от Алушты. Создана она была под впечатлением от другого полотна - «Остров мертвых» швейцарского художника А. Беклина. Одинокая фигура сидит в сумерках на берегу моря и о чем-то мечтает или грустит. Долгое время это полотно находилось в частном владении. Однако после Великой Отечественной войны в квартире художника, где проживал его сын с семьей, появился человек с этой картиной и предложил выкупить ее. Запрашиваемых денег в семье не оказалось, однако заполучить такое значительное полотно очень хотелось. Тогда был совершен обмен. Всю картину по периметру выложили небольшими этюдами Аполли-нария Михайловича, и на них поменяли это произведение. Все остались в выигрыше: музей сейчас может показать это чудесную работу А. М. Васнецова, а бывшему собственнику  было гораз-до больше шансов продать небольшие картины, чем внушительное полотно. Кроме того здесь мы видим еще несколько пейзажей Крыма и природы Урала. За стеклом карта, на которой Аполлинарий Михайлович отмечал страны и места, в которых он побывал.
 
В соседнем зале одни из самых светлых и радующих глаз пейзажей с видами Коломенского, Симонова монастыря, парка в усадьбе Высокие горы Усачевых-Найденовых.
 
Кроме того, перед нами картина «Шум старого парка», созданная в 1926 г. Она передает тоску автора по уходящей усадебной культуре.
 
В следующем зале мы видим работы Аполлинария Михайловича, на которых изображена старая Москва.

 
Первые шаги в направлении историко-архитектурной живописи Васнецов сделал, оформляя т-атральные постановки в Московской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Он создавал декорации к операм «Хованщина», «Садко», «Град Китеж». Позже он создал целый цикл произ-ведений, где воссоздавал Москву XII-XVII вв. Аполлинарий Михайлович сам участвовал в археологических раскопках, изучал старинные карты и планы Москвы, читал воспоминания иностран-ных путешественников о Москве.
 
После революции именно изучение старой Москвы и работа для Московского коммунального музея по созданию видов древнего Кремля помогли ему не впасть в депрессию и продолжать работать, несмотря на полное разочарование в новом государстве и новом социалистическом искусстве.
Затем мы переходим в квартиру напротив, где собственно и проживал Аполлинарий Михайлович с семьей.
 
Они въехали в этот доходный дом сразу после того, как он был построен в 1903 г. Васнецов прожил здесь до самой своей смерти в 1933 г. Рядом находилось училище живописи, ваяния и зодчества, в котором после смерти И. Левитана А.М. Васнецов возглавлял пейзажный класс. В его пятикомнатной квартире часто бывали студенты и многие известные личности, такие как  К. Коро-вин, М. Нестеров, Ф. Шаляпин. В 1924 г. эту жилплощадь уплотнили и в распоряжении Васнецовых осталось три комнаты. Слева мы видим красную гостиную. Здесь собиралась семья, для гостей устраивались музыкальные вечера. На стене портреты жены Аполлинария Михайловича Татьяны Ивановны и его сына Всеволода.

 


На столике около зеркала фотография братьев Васнецовых.

Следующая комната кабинет и спальня художника.
 
На рабочем столе мы видим карту Москвы. На стенах пейзажи Крыма, усадьбы Демьяново под Клином, где в течение многих лет проводил лето Аполлинарий Михайлович с семьей. Здесь можно увидеть удивительный стул, спинка которого может откидываться на 180 градусов.
 
Мебель в кабинете очень оригинальна и декорирована различными узорами. На кушетке в этой комнате художник скончался.
 
Перед смертью за ним ухаживала жена и дочь В.М. Васнецова Татьяна Викторовна. Художника в последние дни интересовало только два вопроса: вернулся ли сын из экспедиции и не снесли ли Храм Христа Спасителя. Сын Всеволод был полярником и застрял в Арктике среди льдов, не сумел проститься с отцом. А на счет храма история следующая. Аполлинарий Михайлович был единственным известным человеком, который открыто высказался против разрушения храма Христа Спасителя. И этот вопрос его волновал до последних дней жизни. Он всем сердцем при-нял революцию в отличие от своего брата, но когда стали разрушать храмы, уплотнили кварти-ру, уволили за его инакомыслие из училища, взгляды художника поменялись, он понял, что народ не получил желаемой свободы и лучшей жизни.
Напротив входа столовая, которая последние годы жизни служила живописцу мастерской.
 
После увольнения из училища ему приходилось работать дома. Новой власти пришлось не ко двору старое реалистичное искусство. Здесь мы видим красивую деревянную аптечку, сделанную в Абрамцево и резной шкаф, созданный по эскизам художника.
 
Многие старинные предметы Аполлинарий Михайлович приобрел на Сухаревском рынке, ему нравились вещи «с историей». Далее мы переходим в следующую комнату. Здесь проживал сын художника Всеволод с женой.
 
На стене шкура белого медведя. В своих воспоминаниях Всеволод Аполлинарьевич описывал, как во время одной из экспедиций на него напала медведица, и ему пришлось ее убить.
 
На диване французская кукла. С женой младший Васнецов познакомился во время плавания. Екатерина Константиновна была очень энергичной женщиной и активно помогала мужу в создании музея. Мне было любопытно узнать, есть ли дети у Всеволода Аполлинарьевича. Оказалось, была у него первая жена, а от нее сын Владимир. Его потомки сейчас работают в МИДе. В даль-ней комнате Всеволод жил в детстве. Рядом кухня и коридор с ванной, туалетом и небольшой комнатой, в которой в свое время жила прислуга. Из кухни во двор вела отдельная дверь с вин-товой лестницей.
Экскурсия для нас троих длилась почти два часа и прошла на одном дыхании. Я искренне реко-мендую к посещению это место, где можно познакомиться с работами художника, который всю свою жизнь создавал очень светлые лирические пейзажи.