Как только я впервые увидела на фото в интернете сказочный дом в псевдорусском стиле, которую построил для своей семьи великий художник Виктор Михайлович Васнецов, загорелась желанием обязательно попасть внутрь. Сейчас в бывшем доме живописца размещается музей. Хотелось посетить его обязательно с экскурсией, так как гораздо интереснее не просто посмотреть на интерьер, а узнать на месте о подробностях появления тех или иных предметов, на что конкретно стоить обратить особое внимание. Музей В.М. Васнецова, также как и квартира-музей его брата художника А.М. Васнецова относятся к музеям Третьяковской галереи. Вход стоит 300 рублей на взрослого человека. Столько же стоит экскурсия. Сборная экскурсия для посетителей проводится раз в день в 13-00. Это удивительное здание сейчас стоит среди жилых многоэтажек по адресу переулок Васнецова д.13 стр.1. Мы шли к нему от метро Проспект мира.


 
Снаружи дом художника очень похож на сказочный теремок. Изначально он весь был деревянный. Виктор Михайлович Васнецов долго мечтал о своем доме с просторной и светлой мастерской. В 1894 г. его мечта наконец стала осуществляться. Именно тогда закончилось строительство особняка, который он спроектировал совместно с М. Приемышевым.
 
Кроме дома на участке был разбит сад, появились хозяйственные постройки. Внутреннюю часть ограды до сих пор украшает старая мозаика, выполненная по рисунку Виктора Михайловича.
 
Неподалеку жил друг художника знаменитый предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов, позже поблизости поселился и брат Аполлинарий Васнецов. В этом доме Виктор Михайлович прожил до самой своей смерти в 1926 г., а в пятидесятые родственники передали эту городскую усадьбу с обстановкой и картинами государству.
 
К началу экскурсии мы немного опоздали, поэтому пришлось догонять группу уже во второй комнате. Рассказ про столовую мы, к сожалению, пропустили. Но хотелось бы обратить внима-ние на оформление интерьеров: мебель подбиралась лично художником, некоторые вещи из-готавливали в абрамцевских мастерских, некоторые одним из братьев в Вятке.  Во всем доме можно увидеть несколько портретов родственников и близких друзей художника, которые писал Виктор Михайлович. Для широкой публики он портреты не выполнял, а для семьи наоборот довольно часто. В углу видим его работы, на которых он изобразил своего сына и внука Юрия, который погиб в 1941 г. в боях под Тверью.

 
В центре - портрет жены.

 
Вся мебель выполнена из дерева и украшена традиционной резьбой. Печи выложены красивейшими изразцами. Обстановка передает семейное тепло и уют.
 
У Виктора Михайловича было пятеро детей. Для них художник устраивал за обедом настоящие представления. Ведь не зря он большую часть жизни рисовал сказочные сюжеты. В деревянном буфете по хлопку хозяина появлялись различные блюда, стоило ему только хлопнуть в ладоши и открыть дверцу, а там уже стоит что-нибудь вкусненькое. Дело в том, что другой своей стенкой буфет выходил в кухню, и прислуга по хлопку ставила туда приготовленные блюда. К столовой примыкают комнаты женской половины, в которых очень хорошо сохранилась вся  обстановка.
 
Мы догоняем группу в бывшей детской. Ее интерьер не сохранился. Здесь перед нами портреты шести братьев Васнецовых.
 
Виктор был вторым. Кроме того здесь можно увидеть рисунок отчего дома в Вятской губернии, где братья провели свое детство. Сейчас там тоже размещается музей Васнецовых.
 
Также перед нами авторская копия картины «Иван царевич и серый волк», семейные фотографии и рисунки Виктора Михайловича.
 
Затем мы переходим в гостиную. Это самая красивая комната в доме. Каждую деталь интерьера хочется рассматривать бесконечно.
 
Это и деревянные стол и стулья, и резные комоды и лавки, лампа с абажуром.
 
Мебель хозяин подбирал лично. Печь украшена изразцами, выполненными в керамических мастерских в Абрамцево.
 
Особо привлекает внимание богатырская кольчуга.
 
Кроме того, здесь мы видим красивейший деревянный буфет в виде сказочного терема.
 
После осмотра гостиной направляемся на второй этаж в мастерскую. Виктор Михайлович пользовался винтовой лестницей, которая шла из гостиной. Нам же пришлось подняться по второй лестнице у входа. Наконец мы в просторной и светлой мастерской, где большую часть времени проводил художник. Он создавал масштабные полотна, поэтому комната ему требовалась с высокими потолками и хорошим доступом света. Говорят, что ему даже пришлось просить у московского градоначальника разрешения на то, чтобы его дом был выше установленных норм.
 
Здесь мы видим коллекцию старинных предметов, собранную Васнецовым.
 
Но самое грандиозное – это его картины на сказочные сюжеты. Все они подлинные и никогда не покидали мастерскую. Когда спрашивают, почему же они не в главном здании Третьяковской галереи, экскурсовод отвечает, что создавались они уже после революции, в годы Гражданской войны, тогда большинству было не до искусства. А художник в сказочном мире пытался отвлечь-ся от тяжелых бытовых условий и того, что происходило вокруг. Итак, перед нами картины, которые автор назвал «Поэмой семи сказок». Это «Царевна-Несмеяна», «Ковер-самолет», «Сивка-бурка», «Царевна-Лягушка».
 
 Образ зла очень красочно передан на полотнах «Баба-Яга» и «Кащей Бессмертный», на кото-рых злодеи предстают главными действующими лицами картины.
 

Если все эти сюжеты мы находим в русском фольклоре, то центральное полотно «Спящая красавица» создано по мотивам французской сказки, перенесенной в российскую действительность.
 
Глядя на картину не понятно, какое время года передал автор. Художник тщательно прорисовал каждого персонажа, и это при том, что картина так и осталась неоконченной, несмотря на то, что писалась несколько десятилетий. Возможно, в образе спящей красавицы Васнецов пытался передать его представления о Руси, которая, по мнению живописца, тоже уснула со всем своим народом до лучших времен. Среди больших сказочных полотен выделяются в мастерской два портрета. Один – самого Виктора Михайловича в красном берете, а второй художника Михаила Нестерова. Над ним Васнецов работал перед смертью в 1926 г.
 
Экскурсовод достаточно подробно рассказала нам о каждой картине, поэтому посетить этот музей я все-таки рекомендую с экскурсией. В последней комнате мы узнали о судьбе детей и внуков художника. Несмотря на то, что у Виктора Михайловича было пятеро детей, род продолжился только от сына Михаила, который после гражданской войны эмигрировал в Прагу и стал священником.
 
В 1945 г. после входа советских войск в Чехословакию единственный сын Михаила Виктор был арестован и отправлен в лагерь. Родители долгое время думали, что уже не увидят его живым. Но в 1957 г. Виктор прислал письмо, что в Воркуте он женился и у него уже есть сын. А после освобождения он переехал в Киев. Сейчас там живут прямые потомки Виктора Михайловича Васнецова. К сожалению, от других детей на сегодняшний день никого не осталось. Хорошо, что несмотря на сложные времена сохранился домик художника, его мечта, которая стала явью. И конечно его потрясающие работы, переносящие зрителя в чудесный сказочный мир.