Как бы банально это не звучало, скажу, что Тунис – это страна контрастов. На севере – это зеленая прибрежная территория со средиземноморским климатом, а на юге – это бескрайняя пустыня. Отсюда начинается Сахара, как известно, самая большая на нашей планете пустыня, а также самая жаркая.


Не ошибусь, если скажу, что экскурсия в Сахару – это одна из самых популярных экскурсий в Тунисе. Правда, когда в путеводителях обещают двухдневную экскурсию в Сахару, это не совсем соответствует действительности. На самом деле в саму Сахару туристы попадают ненадолго, чаще всего – это катание на верблюдах и квадроциклах со встречей заката, остальное время – это посещение других достопримечательностей, в том числе соляной и каменистой пустынь.
 
Всего в Тунисе три типа пустынь: песчаная – это, собственно, и есть Сахара, каменистая и соляная. Если ехать от курортной зоны (Средиземноморского побережья), то по пути в Сахару нужно будет проехать и каменистую, и соляную пустыни. Сахара же начинается после города Дуз, который называют «воротами в Сахару».
 
У туроператора мы купили двухдневную экскурсию по юго-западу Туниса. Стоимость – 115 долларов с человека. Сюда входят: проезд на автобусе, посещение достопримечательностей, катание на верблюдах по Сахаре, на джипах по ралли Париж-Дакар, ночевка в четырехзвездном отеле в городе Дуз и питание (2 обеда, ужин и завтрак).
Первый день был очень насыщенным: мы были на руинах римского амфитеатра в Эль-Джеме, в пещерном городе Маатмата у троглодитов, а в конце дня нас ждала Сахара. Наша группа приехала в Дуз уже под вечер – в пять часов. У нас было запланировано часовое катание на квадроциклах, потом – около часа катание на верблюдах с остановкой для встречи заката. Нас высадили на станции, откуда начинались обе экскурсии, катание на верблюдах уже было включено в оплату, за квадроциклы надо было заплатить отдельно (80 динаров за двоих или 60 за одного), но как-то мы все-таки не решились сесть за квадроцикл, не имея опыта вождения. Потом, правда, пожалели, так что в следующий раз (если, конечно, еще занесет в пустыню) не буду лишать себя этого удовольствия.
 
Примерно половина группы (те, кто решил покататься) отправилась на инструктаж и на получение шлемов, их усадили на четырехколесные машины и они отправились «гуськом» в пустыню.
 
 
Остальным же предложили не терять зря времени, а съездить в гостиницу, где мы будем ночевать, и оставить там вещи, что мы и сделали. От станции до гостиницы ехать было минут 15-20, нас очень быстро заселили, мы оставили вещи в номере, взяв с собой только необходимое, и вернулись на нашем автобусе на станцию.
 
Вскоре уже вернулись квадроциклы, а к станции начали подгонять верблюдов.
 
Нас пригласили пройти к работнику станции, выдававшему специальную одежду, которая представляла собой безразмерные полосатые «робы» из грубой ткани, и повязывавшему всем на головы платки. Нам настоятельно порекомендовали надеть эти «робы» и платки, чтобы песок не попадал в лицо, волосы и под одежду. «Экипировка» уже входила в стоимость экскурсии, поэтому дополнительно мы ничего не оплачивали.
 
Когда все нарядились, повязали платки, выглядело это совершенно комично – толпа людей в одинаковых «балахонах», только платки разноцветные. Мне это напомнило кадры из «Белого солнца пустыни», так и хотелось сделать перекличку: «Зухра, Зейнаб, Гюльчатай…».
 
 
И вот наступил момент, которого я лично и ждала, и боялась. Честно признаюсь, мне в первый раз предстояло взгромоздиться на верблюда, было о-о-очень страшно, особенно, когда мы подошли к ним поближе, и стало понятно, какие они высоченные. Дома так и не могли поверить, что я все-таки решилась на это, пока не прислала в качестве подтверждения фотографии и видео.
 
В Тунисе разводят только одногорбых верблюдов – дромадеров. Как сказал нам наш гид, диких верблюдов в Африке практически нигде уже не осталось, только немного в Сомали. А так, даже если увидите где-нибудь в пустыне одиноко пасущихся верблюдов, это не значит, что они ничейные, просто они знают дорогу домой и хорошо ориентируются даже в песках.
 
Мне верблюды показались не слишком дружелюбными, видимо, туристы их уже порядком достали. Мы выстроились возле отдыхающих верблюдов, погонщики сами показывали, кому на какого верблюда садиться, помогали каждому взобраться в довольно внушительные седла, закрепленные за горбом.
 
Как только кто-то усаживался, верблюд тут же вставал. Именно подъем и посадка верблюда – самые страшные моменты: он встает сначала с задних ног, поэтому вы под наклоном зависаете над ним, нужно очень крепко держаться, потом резко выпрямляет передние ноги. А садится наоборот: сначала на передние ноги, и вы опять зависаете», а потом – резко спускается на задние. Ну, слава Богу, все закончилось благополучно, никто не вылетел из седла, хотя наслушались мы до этого всякого.  
 
Каждый погонщик ведет в связке по 3-4 верблюда. Несмотря на то, что верблюды идут медленно и по пескам, трясет прилично. Пыталась снять видео, но неудачно. Иногда они начинают «цеплять» друг друга, пытаться опередить впереди идущего. В нашей связке у меня оказался самый беспокойный, он был единственный в наморднике, шел последним, но все время пытался втиснуться между впереди идущими. Было сначала страшно, но потом даже весело.
 
Минут через 25-30 мы прибыли на место, откуда туристы провожают рассвет. Здесь нам помогли слезть, верблюды уселись отдыхать, а мы, потрясенные бескрайними песками, стали наблюдать, как опускается солнце. Конечно, в глубокую Сахару обычных групповых туристов никто не водит, но даже на окраине Сахары понимаешь, что это просто невероятное место.
 
Казалось бы, ну что может быть удивительного и красивого в сплошных песках? Но на самом деле, ощущения сложно передать. Вокруг тишина, никто даже вполголоса не разговаривал – все только шепотом, чтобы не нарушить эту поразительную тишину. Песок мелкий – мелкий, ветер гонит песчинки по барханам, словно метель.
 

Солнце садилось очень быстро и так же быстро стемнело. Все наблюдали за этим зрелищем, как завороженные.

 
Минут через 20 мы отправились назад, каждый на своем верблюде. Уже как-то и привыкли к ним, и даже расставаться не хотелось. Я бы такая еще часик покаталась.
Вернувшись на станцию, мы дали погонщику по динару в качестве чаевых, сдали облачение и поехали в гостиницу ночевать. С собой на память набрали в пакет немного песка из Сахары.
В целом про эту экскурсию могу сказать: «хорошо, но мало». По эмоциям и впечатлениям это была самая сильная и запоминающаяся экскурсия в Тунисе.