Тунис – это средиземноморская страна с уникальной историей. Кого только не было на этих землях, кто только не стремился их завоевывать. И конечно, свой след не могла здесь не оставить величайшая империя древности – Римская империя.

 


Одним из самых потрясающих памятников древнеримского наследия в Тунисе является амфитеатр в Эль Джеме. Его часто ошибочно называют Колизеем, хотя Колизей всего один – в Риме . Амфитеатр Эль Джема похож на римский, но чуть меньше (собственно, римский Колизей так и называется из-за того, что выглядел колоссально, он был и остается самым большим сооружением этого типа). Зато тунисский «колизей» гораздо лучше сохранился. Если в Римском сохранилась только часть внешней стены, то здесь прекрасно сохранились не только внешние стены, но и часть внутренних помещений, трибуны и подтрибунные коридоры, арена и нижние ярусы.

Отзыв о поездке в Тунис


 
Строительство амфитеатра датируется 3 веком нашей эры. Тунис в то время был римской колонией, которой управлял наместник Гордиан. Кстати, впоследствии он стал и римским императором, но на представлениях в амфитеатре никогда не бывал, да и сам амфитеатр так и не был полностью достроен, хотя представления (гладиаторские бои, кровавые «шоу» с хищниками и бои на колесницах) тут проводились.
 
Существует расхожее мнение, что именно здесь снимались некоторые голливудские фильмы, в том числе и знаменитый «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли. Вам расскажут, что значительную часть сооружения «дорисовали» и «обновили» при помощи компьютерной графики, а так – все прямо здесь и снимали. На самом деле это всего лишь рекламный трюк. Но мне кажется, что и без этого тунисский «колизей» достоин самого пристального внимания, хотя бы потому, что он считается четвертым по размерам и действительно лучшим по сохранности в мире.
 
Он бы мог сохраниться еще лучше, если бы местные жители не начали его разбирать этак века с 7 на стройматериалы. Им удалось полностью разобрать одну из стен, блоки использовались для постройки домов, а также знаменитой мечети города Кейруан. Только в начале прошлого столетия благодаря французам, владевшим Тунисом как колонией, началось восстановление этого великолепного сооружения, а в 70-е годы оно было включено в список всемирного наследия ЮНЭСКО.
 
Когда мы собирались в Тунис, я составляла для себя перечень мест, обязательных к посещению. Так вот амфитеатр Эль Джема стоял там на одном из первых мест. Многие туристы добираются до него самостоятельно – на арендованном авто или на общественном транспорте. Мы же ездили туда с организованной экскурсией от туроператора. Есть несколько вариантов экскурсий: есть отдельная целенаправленная экскурсия на полдня, предусматривающая посещение именно этого объекта; а можно посетить Эль Джем в рамках более объемной экскурсии, например, во время двухдневной поездки в Сахару (мы выбрали именно этот вариант).
 
Из нашего отеля в городе Сусс мы выехали в 7 часов, пока объехали несколько отелей, собирая других туристов, и доехали до места назначения (Эль Джем – это первая остановка в этой экскурсии),  прошло часа полтора. Хотя и было утро, но солнце уже достаточно припекало. На осмотр амфитеатра нам было отведено примерно полтора часа, около получаса была экскурсия с гидом, а потом – самостоятельный осмотр.

Конечно, значительный минус организованных экскурсий – это то, что ты ограничен во времени и не можешь самостоятельно распоряжаться им. Мне полтора часа показалось мало, хотелось бы еще часик, но, наверное,  не больше. И за отведенный час мы успели, хотя и в довольно быстром темпе, подняться на все три яруса, спуститься в помещение под ареной, подняться на главную трибуну и наделать массу фотографий и видео.

 
 
Автобусы останавливаются рядом с амфитеатром, но поскольку его территория огорожена, нужно пройти вдоль ограждения к воротам с кассами (мы в очередь в кассу не стояли, у нас уже было все оплачено, поэтому мы просто прошли на территорию). Пройти от автобуса  нужно мимо рядов с сувенирами (здесь, кстати, самые высокие цены на сувениры, но торговаться никто не запрещает), а также мимо небольшой мечети, симпатичной и вполне вписывающейся в ансамбль.
 
 
На входе, как и на всех достопримечательностях Туниса, проводится досмотр содержимого сумок. Но прошли все очень быстро, хотя группа у нас была приличная – большой экскурсионный автобус был полностью заполнен.
 
Как я уже сказала, подъехали к амфитеатру мы утром, но людей было уже довольно много. Что интересно, и это меня безумно радовало на всех достопримечательностях Туниса, здесь не было китайцев. Либо они еще не разузнали о тунисских памятниках истории, либо еще не успели сюда добраться, но еще одно бесспорное преимущество тунисского «колизея» по сравнению с римским – это абсолютное отсутствие китайских туристов.
 
Поймите меня правильно, я ничего не имею против китайского народа, но китайские туристы – это отдельная тема. Кто сталкивался с ними,  тот знает, что для них любая достопримечательность -  это фотоателье, в котором «весь мир подождет». Здесь же были только европейцы и русские туристы, все вели себя тихо, скромно, уважительно, улыбаясь, давали друг другу снимать и фотографировать, выстраиваясь в небольшие очереди к самым красивым видам.
 

 
Как я писала выше, само здание имеет три «этажа», на которые можно подняться по хорошо сохранившимся лестницам. Конечно, самый потрясающий вид открывается с третьего яруса – вся арена лежит как на ладони. Верхние ярусы предназначались для бедноты (плебса), но и отсюда все было прекрасно видно. Можно самим убедиться в этом воочию.

 
А с другой стороны можно с высоты увидеть город Эль Джем, его белые дома, торговые лавки, мечеть и непременных охотников за туристами с верблюдами, сувенирами и «древнеримскими» монетами, якобы вот прямо сейчас откопанными под стенами амфитеатра, которые здесь пытаются «втюхать» всем приезжающим.

 
Потом мы спустились в нижние помещения, где в специально отведенных камерах содержались хищные животные и рабы, а также обреченные на гибель преступники, христиане и другие несчастные, которых отдавали на  растерзание хищным животным на потеху публике.

 
Честно говоря, ощущения не очень приятные от осознания того, что здесь лилась человеческая кровь только ради того, чтобы публика могла получить желанное зрелище. Из этих подземных помещений прямо на арену был проход, по которому выпускали хищников и рабов, а потом уносили тела и загоняли зверей обратно; сейчас он накрыт железной решеткой.
 
Потом мы  вернулись из подвала на первый уровень и, пройдя по коридору, взошли на главную трибуну. Конечно, римский император никогда не восседал на этой трибуне, но можно почувствовать себя каким-нибудь сенатором или наместником, командующим римской армией, или просто богатым и знатным римским рабовладельцем, ведь именно для них предназначались эти трибуны, с которых было лучше всего видно арену.

Сказать, что я была  под большим впечатлением от экскурсии – это ничего не сказать. Просто дух захватывает, когда представляешь все первоначальное великолепие этого сооружения, если даже полуразрушенный он так впечатляет.

 
В настоящее время арена «колизея» используется для проведения различных мероприятий, концертов классической музыки, спектаклей. Вот и во время нашего приезда здесь были установлены сцена, большой экран, помост – шла подготовка к какому-то мероприятию.
 
Добавлю также, что на территории есть бесплатный туалет, вполне приличный, но почему-то туалетную бумагу тут «порционно» выдавал дядечка, собственноручно отрывавший ее от рулона. Есть также кафе на первом уровне у главного входа. Правда, мы туда не заходили, не могу ничего сказать об ассортименте и ценах, но люди там сидели, пили кофе.
 
Амфитеатр открыт для посетителей с 8 утра до 18.30 летом и 17.30 зимой; во время рамадана он закрывается в 17 часов. Вход для взрослых – 10 динар (около 280 рублей); для детей вход бесплатный.