Очень давно я заинтересовалась усадьбой Узкое, но все никак не получалось попасть внутрь из-за того, что вход к главному дому был ограничен. Бывшее дворянское имение, связанное с такими фамилиями как Гагарины, Голицыны, Стрешневы, Трубецкие и Толстые, расположенное в пределах Москвы, было недоступно для простых смертных. Сейчас внутри размещается санаторий Академии наук, и, по отзывам, даже охранники проходной этого учреждения были неподкупны. Конечно, самые хитрые умудрялись проникнуть на территорию с помощью дырок в заборе, но это открывало доступ только в парк, а в Узком сохранился еще и старинный усадебный дом, внутри которого множество оригиналов картин и предметов интерьера XVII-XIX веков. К счастью, в последнее время в Узкое стали пускать экскурсионные группы. К одной из таких экскурсий мы с подругами с радостью присоединились.

 
Добраться до усадьбы можно от метро «Ясенево», «Беляево» и «Теплый стан». Встреча группы должна была состояться у старинного и очень красивого Казанского храма, который был когда-то частью усадьбы, а сейчас находится за воротами санатория, поэтому это одно из немногих строений Узкого, которое можно осмотреть в любое время. Возле изящной церкви наш экскурсовод и начал рассказ об истории этого интересного места.
 
Узкое известно с начала XVII века. Тогда здесь была пустошь, принадлежавшая каким-то странным образом двум воеводам: А.Ф. Гагарину и П.Г. Очину-Плещееву. Вскоре земли перешли в государственную казну, и позже были куплены М. Ф. Стрешневым, который приходился двоюродным братом жене царя Михаила Федоровича Евдокии Стрешневой. В середине XVII века в Узком появилась усадьба. В 1692 г. Узкое приобретает у своих родственников первый московский губернатор Тихон Никитич Стрешнев. Он строит в имении храм в честь иконы Казанской Божьей матери в модном тогда стиле нарышкинского барокко. Архитектор храма неизвестен, однако некоторые пытаются связать это здание с именем такого зодчего как Осип Старцев. В доказательство приводят примеры двух киевских соборов, которые точно построил упомянутый архитектор. Они по своей форме, несомненно, напоминали храм в Узком. Однако каких-либо документальных подтверждений того, что Старцев приложил руку к Казанской церкви, нет. Несколько раз храм ремонтировали, добавляли что-то новое в его облик. В XVIII веке при Голицыных его обнесли белокаменной папертью, которую уничтожили не в советское время, а как ни странно в наши дни, когда после 1992 г. храм вернули РПЦ. В Советское время Церковь была разграблена, иконы местным жителям разрешили разнести по домам, а другие ценные вещи изъяли. Купала скинули, и долгое время храм так и стоял. Внутри оборудовали книгохранилище, где собрали труды репрессированных писателей, церковную литературу и книги, привезенные в качестве трофеев после войны из Германии. Говорят, обновили церковь к Олимпиаде-80 в Москве. Установили новые купола луковичной формы, которые совсем не похожи на те, что были  на храме изначально. До революции они были более вытянутые. Тогда же расчистили надвратную икону Казанской Божьей матери. Говорят, что она чудотворная.
 
Необычна эта церковь тем, что колокольня находится в башне над входом, а не в центре. По легенде, при отступлении из Москвы Наполеон поднимался на эту колокольню и наблюдал за движением своей армии.
Во время экскурсии мы заметили, что в храм время от времени пытались пройти люди, однако он, несмотря на довольно ранний час, был закрыт. Вокруг санатория сохранились кое-какие хозяйственные усадебные постройки и каменные ворота, но мы так спешили внутрь, что осмотреться вокруг не успели.
 
Итак, идем через проходную. Сразу бросается в глаза доска почета. Как будто вернулись в советское прошлое. Первое на нашем пути неприглядное здание, в котором размещается администрация. Его еще называли «кошкин дом», так как там когда-то обитало много котиков. Мы не заметили ни одного.
 
Далее проходим к деревянному усадебному дому, который был построен в конце XVIII века, когда Узким владел Алексей Борисович Голицын.

 
Усадьба Узкое хоть и принадлежала разным фамилиям, но все они, так или иначе, приходились родственниками друг другу. Так, например внучка Тихона Никитича Стрешнева вышла замуж за князя Бориса Васильевича Голицына, и он получил эти земли в качестве приданого. Три поколения Голицыных проживало в Узком. Тогда появился здесь регулярный парк, каскады прудов, оранжереи и первоначальный каменный дом.
 
Когда в 1811 г. умер очередной хозяин усадьбы Егор Алексеевич Голицын, который не успел до своей кончины обзавестись потомством, наследницей, получившей Узкое, стала его замужняя сестра Мария Алексеевна. Мужем ее был граф Петр Александрович Толстой. При Толстых в Узком активно занимаются сельским хозяйством, применяя передовые западные технологии возделывания культур. Один из сыновей Марии Алексеевны и Петра Александровича – Владимир Петрович женится на Софье Васильевне Орловой-Денисовой. Своих детей у пары не было, и они взяли на воспитание рано осиротевших племянников Софьи Васильевны, троих детей ее покойной сестры  Любови Васильевны в замужестве Трубецкой. Муж ее Николай Петрович Трубецкой повторно женился, и у него появилось еще девять детей, а двое дочерей и сын от первого брака росли в имении Узкое у тети и дяди Толстых. Петр Николаевич Трубецкой стал следующим владельцем усадьбы. По документам он выкупил Узкое, но сумма была указана настолько незначительная, что становится понятно - это была всего лишь формальность. В конце XIX века главный дом перестроили по проекту архитектора С.К. Родионова, который состоял в родстве с Трубецкими.
 
Петр Николаевич был предводителем дворянства, занимал должность мирового судьи, был человеком деловым и целеустремленным. О его характере многое говорит следующий эпизод: когда в Петербурге его случайно встретил и окликнул на улице сводный брат Евгений, с которым они до этого не виделись пару лет, Петр Николаевич улыбнулся ему как малознакомому человеку и побежал к какому-то общественному деятелю, от которого он ждал решения по вопросу, занимавшему его в то время. В Усадьбе Узкое в 1900 г. гостил известный философ Владимир Сергеевич Соловьев. 31 июля он скончался в кабинете главного дома. Сам Петр Николаевич Трубецкой погиб довольно нелепо. В 1911 г. он вместе с семейством Трубецких и Кристи приехал в Новочеркасск для торжественного перезахоронения одного из предков. После церемонии Петр Николаевич с женой своего племянника В.Г. Кристи на автомобиле отправился на вокзал и разместился в личном вагоне. Они сидели за столом, когда ворвался разъяренный племянник, приревновавший к дяде свою жену, и выстрелил в упор в Петра Николаевича. Отчего Трубецкой тотчас скончался. Дело постарались замять, так как фамилия была слишком известная. Кстати Мария Александровна Кристи, из-за которой погиб Петр Николаевич, позже повторно вышла замуж и родила сына Петра Петровича Глебова, который сыграл Григория Мелихова в фильме Герасимова «Тихий Дон».
Про семью Трубецких мы услышали еще много интересных историй, но уже внутри дома. А сначала обошли старинный особняк со всех сторон.
 
Центральная часть дома деревянная, а флигели выполнены из камня.
 
Заметно, что каменные постройки выглядят лучше.
 
Ранее переходы, которые соединяли дом с флигелями, были одноэтажными, Второй этаж пристроили в советское время, когда в усадьбе организовали санаторий.
 
С одной стороны видим открытую террасу с колоннами. Отсюда можно попасть в парк и спуститься к прудам.
 
С другой стороны центральная часть выглядит более потрепанной.
 
Не так давно зимой на нее упала старая липа. Дом чудом уцелел после такого происшествия.

 
 В Узком снимали несколько кинофильмов, например «Анну Каренину» и «Утомленные солнцем 2». Для съемок дом выкрасили некачественной краской, которая сейчас кусками облезает.
 
Неподалеку от парадного входа видим ледник.

 
Говорят, что его могли использовать для заседаний масонов. Известно, что все владельцы Узкого принадлежали к масонам, их след сохранился и внутри дома, но об этом позже. От Толстых сохранились  оранжереи, которые до сих пор используются по прямому назначению. Затем мы прошлись по парку и вышли к прудам и липовой аллее, воспетой Б. Пастернаком.

 
Надо сказать, что денек, на который выпала экскурсия, был довольно прохладный, поэтому за час прогулки мы очень сильно замерзли. В главном доме нас пообещали напоить кофе, выпущенным под маркой Трубецких, и мы с радостью переместились внутрь старинного особняка.
 
Когда, наконец, все отогрелись и разместились в большой гостиной, можно было продолжить рассказ о семье, владевшей этой удивительной усадьбой. Дядей уже известного нам Петра Николаевича Трубецкого был Петр Петрович Трубецкой. Интересная и необычная личность. В молодости родители сосватали ему богатую, но некрасивую невесту, и он отказался жениться. Тогда они отправили его на Кавказ, и вскоре пришло письмо со словами: «готовьте обезьяну, женюсь». В браке родилось трое детей, но позже во Флоренции он встречает американскую певицу Аду Винанс и начинает жить с ней. У них было трое сыновей, один из которых стал знаменитым скульптором Паоло Трубецким. Он не раз был в России и даже стал автором монумента Александру III. В усадьбе можно приобрести альбом с работами Паоло Трубецкого, многие из которых хранятся в частных коллекциях.
Наконец пришло время оглядеться вокруг. Первый этаж был устроен следующим образом: прихожая, малая гостиная, большая гостиная, столовая, библиотека, кабинет, спальня.
 
Второй этаж повторял первый. Конечно, за время нахождения здесь санатория многое изменилось, но перепланировка в основном затронула второй этаж, где сейчас находятся номера для отдыхающих. В Узком можно увидеть достаточно много оригиналов картин русских и западноевропейских мастеров.
 
Кое-что осталось от Трубецких, что-то было передано академией наук в санаторий из трофеев, привезенных в Советский союз после войны с Германией. Значительную часть представляют вещи из личной коллекции революционера, писателя Николая Александровича Морозова.
 
Он был одним из участников покушения на Александра II, за что отсидел в тюрьме почти двадцать пять лет. За это время он выучил одиннадцать языков и написал огромное количество работ в самых разных областях. Морозов дожил до Великой Отечественной войны, перед которой в возрасте восьмидесяти пяти лет закончил снайперские курсы и позже участвовал в военных действиях. Интересно, что еще находясь в заключении, он заболел туберкулезом, и врачи прогнозировали ему скорую смерть, однако Николай Александрович смог сам себя вылечить и умер гораздо позже в отчем доме в 92 года. Картины и предметы из его личной коллекции сейчас можно увидеть в кабинете-бильярдной, том самом, где скончался Владимир Соловьев. На стенах мы видим полотна Б.М. Кустодиева, Ю.И. Репина, А. Бенуа, А. П. Остроумовой-Лебедевой, А.Я. Головина, И.И. Шишкина и многих других художников.


Кроме того в кабинете мы видим два деревянных дивана-сундука с гербами Трубецких, резной деревянный стол.
 
В центре комнаты бильярдный стол, который по оценкам специалистов также датируется XIX веком. Говорят, в Москве таких осталось всего два. В малой гостиной видим портреты неизвестной дамы кисти В. Л. Боровиковского, музыканта и дамы в тюрбане, неизвестных западных авторов конца XVIII века, мебель датируется тем же периодом.
 
В большой гостиной и столовой представлены трофейные картины, вывезенные, скорее всего, из дворцов Потсдама. Кроме того в большой гостиной можно увидеть картину немецкого художника А.Х. Риделя «Купальщица». Это полотно осталось в усадьбе от Трубецких и никогда не покидало Узкое. С Купальщицей связывают несколько легенд с привидениями, однако, вероятнее всего, она служила всего лишь знаком для масонов, что они попали в дом своего единомышленника.
 
Также нам показали библиотеку, где сохранились старинные книги.
 
В доме много интересных изящных предметов, которые хочется долго рассматривать.
 
Почти с каждой вещью связана какая-нибудь история. Просто удивительно, как в таком малоизвестном месте сохранилось столько оригиналов картин и предметов искусства. Конечно, за всю историю санатория случались здесь и кражи.  Тем не менее, Узкое сохранило свою историю, отчасти внешний вид и частично планировку первого этажа. Советское прошлое, конечно, наложило свой отпечаток, но этого уже не исправить. Жаль только, что внешне главный дом находится не в самом лучшем виде. Но ,как я поняла, политика доступа экскурсионным группам в эту удивительную усадьбу пересмотрена и сейчас все будет делаться, чтобы привлечь новых постояльцев. Возможно, это поможет Узкому расцвести.