Так получилось, что Киевский вокзал уже лет 20 является неотъемлемой частью моей жизни. Сначала я недалеко от него училась, потом работала. Было время, когда на работу и обратно я ездила не на метро, а на пригородных поездах, отбывающих с этого вокзала. В общем, со временем перестала его замечать: стоит и стоит. Но иногда, видя в интернете фотографии, сделанные с часовой башни вокзала, думала о том, как бы туда пробраться. Услышала, что есть возможность пойти на экскурсию с подъёмом на башню, с удовольствием присоединилась. Сам вокзал меня не слишком интересовал, а зря. Оказывается, если неспешно ходить по этим залам со знающим гидом, можно увидеть столько всего интересного, чего совсем не замечаешь, опаздывая на электричку.


Историю вокзала, как и любого места в Москве, можно начинать хоть с Ледникового периода, ведь возник он не на пустом месте. Но углубляться в древность не будем. Железнодорожный вокзал здесь появился в самом конце XIX века и назывался Брянским, поскольку соединял Брянск с Москвой. Построен он был частной компанией и предназначался для перевозки большого объёма товаров. Поэтому само здание было одноэтажным, невзрачным и не рассчитанным на большой пассажиропоток. Москвичи его не любили и всячески критиковали.
Через несколько лет здание Киевского вокзала пришлось перестраивать. Говорят, сам Николай II высказал недовольство внешним видом этого вокзала. Ну и направление оказалось популярным и, вопреки ожиданиям, количество пассажиров было большим, что подталкивало к строительству залов ожидания для людей, едущих разными классами, касс, ресторанов и прочих атрибутов любого железнодорожного вокзала.
Строительство приурочили к столетию Отечественной войны 1812 года. Именно поэтому в оформлении присутствуют античные мотивы: входы, украшенные колоннами и стилизованные под триумфальные арки, рога изобилия, лавровые венки, золотые руна и т.д. Ведь на рубеже веков они были символами победы, богатства, силы Империи… Это стало самым дорогим зданием вокзала в Москве. Окна были из венецианского стекла, а плитка на полу – из Германии. Кстати, плитка, почти единственное, что осталось от дореволюционных времён.

Орлы, располагающиеся на часовой башне, являются таким же символом победы. Сама башня, на удивление, внутри полая. Вдоль стен идёт винтовая лестница, а часовой механизм занимает не так много места. Правильнее даже сказать – очень мало места. По сравнению с общим пространством.

 
Часы механические. Их до сих пор обслуживают и заводят вручную. Мы даже попали на процесс завода.


На верху башни меня ждало разочарование: к орлам подойти не дали. Выйти на смотровую площадку не разрешили, поскольку её как таковой нет. Это пространство только для служебного пользования. Сюда поднимаются рабочие для каких-то технических дел. Нам позволили только смотреть на великолепный вид из открытой двери. Чтобы сделать фото мы стояли в очереди. От этажа с орлами можно было подняться и чуть выше. Башня напоминает маяк и наверху есть помещение как бы для фонаря. Оттуда тоже открывается великолепный вид, но только сквозь закрытые стёкла. Я на подъём не решилась, поскольку лестница туда была также служебной, а не туристической (металлическая лестница без перил с «прутиками» вместо ступенек) и мои довольно скользкие подошвы могли не осилить данный подъём. Да и лезть особо не хотелось. Я за это время сделала побольше фото из дверного проёма.


Спустившись с башни, мы пошли по залам ожидания Киевского вокзала.
Несколько лет назад вокзал реставрировали, но полностью первоначальный вид не вернули. Это очень трудно сделать, поскольку в советское время вокзал расширили и перестроили. Например, вместо багажного отделения и ресторана были оборудованы новые залы ожидания и кассы, а само багажное отделение обустроили под зданием.


Новые залы, разумеется, были оформлены в духе советского времени и главной темой была дружба Украины с Россией. Ведь вокзал уже давно соединял столицы двух советских республик и в 1934 году был переименован в Киевский.


А также советская символика заменила собой символы российской империи, остававшиеся в оформлении залов и при реставрации перерисовывать настенные росписи не стали.


Проведённые работы я бы не назвала удачными. Кое-где уже заметные протечки, смывшие свежую краску. Очень жаль дебаркадер, автором которого являлся Шухов. Это уникальное сооружение. Все металлические арки имеют шарниры, которые позволяют им двигаться. Что приводит к устойчивости. Однако, было принято решение об их замене, поскольку металл проржавел. Для истории оставили только четыре арки. И они сразу выделяются, поскольку все металлические детали соединены заклёпками, тогда как современные – методом сварки.


Не сохранились и стёкла дебаркадера. Он давно уже из специального пластика.


Вокзал производит хорошее впечатление. Главное – он чистый. По нему очень приятно просто так пройтись. И это можно сделать совершенно свободно как-нибудь вечером, без подъёма на башню с часами. Единственное, что смущает – это торговые палатки, которые совершенно не вписываются во внутреннее убранство вокзала.
Вокзал живёт интересной жизнью. Здесь бывают концерты, мини- спектакли, выставки… Например, во время нашей экскурсии мы прошлись мимо витрин с костюмами.

Это была выставка «Мода и путешествия 1918-2018г».