Таганрог как город с богатой историей просто не может не иметь собственного историко-краеведческого музея, причем его коллекция способна соперничать со многими крупными музеями, а что уж говорить о здании, в котором он располагается – это одно из самых красивых зданий в России, отведенных под музеи.
Дворец Алфераки - здание музея
Подлинной архитектурной жемчужиной Таганрога более полутора столетий считается дворец Алфераки, который находится на одной из главных улиц города – улице Фрунзе, в историческом центре Таганрога.
Дворец Алфераки относится к объектам культурного наследия федерального значения, он был построен в середине XIX века тогда уже очень известным столичным архитектором А.И. Штакеншнейдером для богатейшей семьи Алфераки – этнических греков, живших в Таганроге с конца XVIII века.
Вообще, греческая диаспора в Таганроге всегда была весьма внушительной, многие старые названия здесь имели греческие корни (а одна из центральных улиц и сегодня называется Греческой), значительным был вклад греческой диаспоры в экономическое развитие Таганрога как одного из главных торговых портов юга России.
Первый представитель рода Алфераки, переехавший в Российскую империю на постоянное место жительства – Дмитрий Ильич, во годы войны 1768 – 1774 года против Османской империи он воевал в русской армии, за что Екатерина Вторая отблагодарила его российским дворянством и немаленьким имением в Приазовской области. Именно так на юге России появилось поселение с «полугреческим» названием – Лакедемоновка.
Строительство дворца было начато уже при следующем представителе семейства Алфераки – при Николае Дмитриевиче, сумевшем сколотить на торговле внушительное состояние, одно из самых больших на юге страны. Его дом, действительно, был настоящим дворцом, построенным в сочетании таких стилей, как классицизм (классические колонны центрального фасада портик с фамильным гербом) и высокое барокко (обилие украшений, лепнины, мраморных и позолоченных элементов декора, богатая роспись на). Внутреннее убранство также поражало своим великолепием, недаром по отзыву бывавшего в Таганроге князя Голицына, дворец Алфераки практически не уступал царским дворцам.
Спустя 9 лет после завершения строительства к дворцу был пристроен шикарный двухъярусный зал для приемов и балов. Зал имеет огромный камин, балконы и окна во всю высоту. В настоящее время его стены украшены многочисленными портретами известных людей и видных государственных деятелей того времени, в основном принадлежавших перу неизвестных художников (среди так называемых «неизвестных художников» было немало очень талантливых крепостных живописцев, писавших по заказу своих хозяев), а также портретами представителей семейства Алфераки, во времена которых здесь устраивались роскошные балы, собиравшие все сливки местного общества.
Представители следующего поколения Алфераки (сыновья Николая Дмитриевича) были людьми очень талантливыми, известными и творческими, но совершенно лишенными коммерческой жилки. Ведя расточительный, даже, можно сказать, роскошный образ жизни, они потеряли все свое состояние и вынуждены были расстаться с особняком и домовладением, которые перешли в собственность другого богача – грека Негропонте. Тот продал его купеческому коммерческому обществу, устроившему здесь клуб.
Общество проводило здесь различные приемы (например, когда в город приезжал цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, здесь проходил торжественный прием в честь этого события), концерты, на которых выступали именитые музыканты. Среди гостей были Чайковский, Щепкин, Мусоргский и другие. На одном из таких концертов в 1876 году, еще будучи студентом, побывал А.П. Чехов. Члены клуба собирались для карточных игр и приятного времяпрепровождения, что нашло отражение на страницах многих рассказов Чехова.
Под музей здание дворца было передано в 1927 году, хотя начало формирования музейной коллекции пришлось на конец XIX века, и немалая заслуга в этом принадлежала Антону Павловичу Чехову. Чехов очень много сделал для родного города. По его ходатайству началось формирование коллекции нынешней картинной галереи Таганрога, а также историко-краеведческого музея. Первоначальной основой коллекции музея стали экспонаты, подаренные городу Петербургской Археологической комиссией. Коллекция постоянно пополняется, охватывая период с глубокой древности, когда здесь, на юге нашей страны появились люди, и заканчивая XX веком, драматичным как для всей страны, так и для Таганрога.
Музейная экспозиция
Музейная экспозиция располагается в залах, где практически полностью воссоздан первоначальный декор, богатая лепнина, многие элементы убранства, мебели. Свой нынешний облик, максимально точно воспроизводящий первоначальный облик дворца, внутренние залы приобрели только в конце 1980-х годов, до этого же еще в середине XX века местные власти и руководство музея посчитали нужным отказаться от чрезмерной роскоши, проведя ремонтные работы, в ходе которых были убраны элементы декора, рассматривавшиеся как признаки чуждой жизни. Но к счастью, практически все удалось восстановить. В конце этого лета музей также закрылся на реконструкцию – полностью реставрируется фасад дворца, поэтому мне, как говорится, удалось «вскочить на подножку уходящего поезда» и посетить его до закрытия. В связи с ремонтом не могу показать вам всего великолепия главного фасада, но даже вид со внутреннего двора показывает, что это здание само по себе достойно внимания.
Экскурсия по музею начинается с огромной парадной лестницы, ведущей на второй этаж. Начало экспозиции находится именно на втором этаже. Всего экспозиция представлена пятнадцатью тематическими залами.
В первом зале представлены экспонаты, рассказывающие об истории Северо-Восточного Приазовья и Подонья с древнейших времен и до 4 века до нашей эры. В те далекие времена здесь проживали многие народы, такие как скифы, сарматы, аланы. В зале представлены многочисленные археологические находки, в том числе и сделанные совсем недавно недалеко от Каменной лестницы, в основном это керамика, наконечники стрел, но есть и уникальные находки – остатки костюма аланской жрицы огня.
Следующий зал посвящен периоду раннего Средневековья. Здесь в те времена обитали кочевые племена, проходили важные торговые пути, поэтому коллекция представлена экспонатами, относящимися к разным народам – есть здесь элементы снаряжения древнерусского воина (меч, шлем, кольчуга, щит), воина – кочевника, различные предметы с Востока.
Мое внимание привлек экспонат со звездой Давида – это артефакт, относящийся к Хазарскому каганату – могущественному государству, которому Русь в начале своей истории платила дань. До принятия ислама хазары были последователями иудаизма. Центральный экспонат этого зала – половецкая баба – каменный идол, подобный множеству обнаруженных «баб» по всем донским степям.
Следующий зал рассказывает о заселении Восточного Приазовья уже в XVIII веке, когда здесь стали массово появляться русские поселенцы. Здесь представлены костюмы. предметы утвари самых разных народов, живших в степях Северного Кавказа и Восточного Приазовья: от горцев и кочевников до первых казаков.
Немного неожиданно в этом зале выглядит бронзовая статуя Будды. Это статуя, которая была привезена генералом Ренненкампфом из так называемого китайского похода. Его армия участвовала в подавлении восстания, и многие древнебуддийские реликвии были конфискованы в храмах и вывезены в Россию. Ренненкампф привез с собой в Таганрог статую, которая, по слухам, навлекла на него проклятие: его приемная дочь, семнадцатилетняя красавица, была убита в упор отвергнутым возлюбленным, а сам генерал был расстрелян большевиками. Его вдова вынуждена была покинуть страну, чтобы спасти свою жизнь, но перед этим она передала городу коллекцию мужа, в которой и была эта роковая статуя.
Следующий зал связан с эпохой Петра Первого. Именно Петр Первый основал Таганрог как один из форпостов на завоеванном им Азовском побережье. В этом зале представлено большое количество документов, гравюр, карт того времени, рассказывающих о южнороссийской политике начала XVIII века; есть также образцы оружия, предметов быта того времени.
Следующий зал, самый роскошный (с золотой лепниной и потолком, расписанным итальянскими художниками), связан с именем Александра I и временем его правления, что неслучайно, ведь последние дни своей жизни император провел именно в Таганроге, здесь он скоропостижно скончался. Причем смерть эта была столь внезапной и странной, что породила множество слухов. В этом парадном зале представлены как личные вещи государя, так и предметы, связанные с его временем, наполеоновскими войнами.
В следующем, большом зале часть экспозиции связана со временем правления Николая Первого, в том числе с Крымской войной, которая затронула и Таганрог (его в годы войны оккупировали англичане). Здесь представлено оружие и медали не только русской, но и французской и английской армий.
Вторая часть экспозиции этого зала связана с семьей Алфераки, их окружением, людьми, часто бывавшими у них в гостях.
Остальные залы находятся на первом этаже. Здесь экспозиция открывается залом, посвященным военно-морской истории. Экспозиция включает в себя образцы оружия, карты документы, макеты кораблей второй половины XVIII века – времени наивысшего военно-морского могущества империи.
Дальше экспозиции следуют в хронологическом порядке и рассказывают о разных периодах в истории Таганрога и об особенностях развития города. Экспозиция «Таганрог торговый» рассказывает о развитии города как крупного торгового порта в конце XVIII – начале XIX века.
Кстати, в Таганроге бывал и знаменитый борец за освобождение и объединение Италии Джузеппе Гарибальди, в этом зале есть картина, запечатлевшая это историческое событие.
Следующий зал посвящен экономическому развитию Таганрога в XIX веке, развитию местного купечества. О промышленном развитии Таганрога в конце XIX – начале XX века можно узнать в следующем зале. Особенное внимание уделено развитию Таганрога как узловой железнодорожной станции.
Еще два зала посвящены истории послереволюционного Таганрога: в годы революции, Гражданской войны, Великой Отечественной. Отдельная экспозиция посвящена участию таганрожцев в войнах XX века. Но к сожалению, в тот день эти экспозиции были закрыты, поэтому заканчивала я свою экскурсию в роскошном парадном зале дворца, в котором в наши дни проводятся различные культурные мероприятия, концерты.
В заключение хочу добавить, что в настоящее время этот музей относится к числу старейших краеведческих музеев страны.
Цена входного билета более чем демократична: самый дорогой (взрослый) билет стоит 100 р.; детский (для дошкольников) – 20 р.; школьный – 40; студентам и пенсионерам посещение музея обойдется в 50 рублей. За фото придется доплатить 50 рублей.
Дни работы музея — со вторника по воскресенье, выходной – понедельник. Как я уже писала, музей закрывается на реконструкцию, планируется, что реконструкция должна завершиться к лету 2018 года, и тогда он вновь откроется для посетителей. Экспозиция будет пополнена предметами из личной коллекции родственницы семейства Алфераки, ныне живущей в США. Переданная городу коллекция включает старинные семейные реликвии, бережно сохраненные потомками богатого греческого рода.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email