На ноябрьские праздники мы решили съездить в Переделкино, которое славится тем, что в со-ветское время там жили многие известные писатели. Экскурсию в это место часто так и называ-ют: «Переделкино – поселок писателей». (Отзыв о музее Чуковского в Переделкино ) Так как собрались мы уже к обеду, то решили по воз-можности посетить два музея: Б. Л. Пастернака и К. И. Чуковского. С Киевского вокзала до стан-ции Переделкино мы добрались на электричке, а дальше по навигатору мимо храма и старого кладбища подошли к воротам дома-музея Б. Л. Пастернака.

 
Я не большой знаток его стихотворений, но обе экранизации «Доктора Живаго», которые мне удалось посмотреть, меня очень поразили. Я была в предвкушении интересной экскурсии. Вре-мя было примерно три часа дня, а на воротах написано, что музей работает до шести. Погода была отвратительная, моросил мелкий дождик, поэтому возле дома мы решили не задержи-ваться.
 
Быстренько пробежали по живописной аллее к интересному особняку и внутрь.
 
При входе нам сообщили, что музей работает до четырех и экскурсию нам уже не смогут прове-сти. Хорошо хоть разрешили самостоятельно осмотреть дом. Вход стоит 200 рублей.
Таким образом изучать экспонаты нам пришлось самостоятельно. Меня откровенно поразило то, что, несмотря на большое количество сотрудников в музее, никто не сказал нам о Пастернаке даже пару слов. Пришлось потом изучать историю этого места самостоятельно.
Итак, в этом доме писатель жил с 1939 г. до самой своей смерти в 1960 г.  Борис Леонидович был выходцем из интеллигентной еврейской семьи, его отец Леонид Осипович был известным ху-дожником, иллюстрировал многие литературные произведения, а также преподавал в Училище Живописи, ваяния и зодчества. Мать писателя была пианисткой. Пастернак пробовал себя снача-ла в музыке, затем увлекся философией, но призвание нашел в литературе. Уже в молодом воз-расте он издал сборник стихов, который принес ему определенную известность. Сначала карье-ра Пастернака складывалась удачно, но уже во второй половине 30-х гг. отношение власти к его творчеству стало весьма настороженным, его упрекали в отрыве от реальности и идейном несо-ответствии его лирики советской действительности. Кроме того на 30-е гг. произошли изменения и в личной жизни писателя: он познакомился с Зинаидой Николаевной Нейгауз и ради нее остав-ляет свою первую жену и сына. Окончательно они поселились в Переделкино уже в конце 50-х гг., когда на поэта началась травля за получение им Нобелевской премии по литературе. Роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в Италии, а позже и в других западноевропейских странах. Его использовали в качестве антикоммунистической пропаганды и бесплатно раздавали советским туристам. Такой ажиотаж вокруг этого произведения на западе и присуждение Нобе-левской премии Борису Леонидовичу крайне негативно были восприняты советским правитель-ством, другими писателями и обществом. Пастернака исключили из союза писателей и предла-гали выслать из СССР. Известно, что одними из самых ожесточенных критиков Пастернака были Сергей Михалков и Константин Симонов. Такая травля заставила писателя искать уединения на своей даче в Переделкино. В военные и послевоенные годы он зарабатывал переводами. Именно в его интерпретации люди читали трагедии Шекспира, Гете и Шиллера.
Итак, через бывшую кухню мы проходим в столовую. В доме очень много окон, это создает определенное настроение, этому не мешает даже ноябрьская непогода.
 
Здесь мы видим фотографию, сделанную в октябре 1958 г.
 

За праздничным столом в честь именин Зинаиды Николаевны собрались гости. Борис Леонидо-вич поднимает бокал, так как узнал о присуждении ему Нобелевской премии. Через несколько дней ему пришлось от нее отказаться. Бокалы, которые мы видим на этой фотографии, сейчас стоят в буфете у другой стены.
 
Рисунки на стенах этой комнаты выполнены отцом Пастернака Леонидом Осиповичем, который вместе с остальными членами семьи с 1921 г. жил заграницей.
Далее мы проходим в комнату Зинаиды Николаевны, жены поэта.
 
Слева от ее кровати видим фотографию старшего сына Адриана Нейгауза. Он болел костным ту-беркулезом и умер в конце войны. Это событие очень сильно повлияло на Зинаиду Николаевну и отдалило их с мужем. В 1946 г. он нашел новую музу Ольгу Ивинскую, однако семьи не оставил. Некоторые считают Ивинскую прототипом Лары, героини романа «Доктор Живаго». Над крова-тью также висят рисунки отца писателя, которые изображают молодого Пастернака и его мать. Далее над столом мы видим портрет Рахманинова, которые часто бывал в гостях у Пастернаков.
 
На рояле, который стоит в этой комнате играл второй сын Зинаиды Николаевны пианист Стани-слав Нейгауз. В 1984 г. семью хотели выселить из этого дома, при этом, чтобы рояль можно было вынести, его пытались рубить топором. Позднее он был отреставрирован в мастерских Большо-го театра.
Затем мы проходим на второй этаж в комнату Бориса Леонидовича.
 
Обстановка здесь очень скромная, впрочем как и во всем доме. У окна мы видим письменный стол и конторку у стены.
 
Ее купила Зинаида Николаевна, когда врачи посоветовали Пастернаку не работать сидя подолгу, а больше ходить. Однако писатель все равно предпочитал работать за столом. На конторке стоит фотография индийского политика Джавахарлала Неру, который заступился за Пастернака перед Хрущевым после истории с Нобелевской премией. На стене над конторкой висят иллюстрации Леонида Осиповича Пастернака к роману Л.Н. Толстого «Воскресение».  Автопортрет отца писа-теля висит справа от книжных полок. Борису Леонидовичу присылали много книг, но он не успе-вал их все читать. Совершенно точно, он пользовался многочисленными словарями для своих переводов.
 
Внизу для посещения открыта еще одна небольшая, но важная комната. Это рояльная. Она была пристроена к дому после войны. Изначально здесь занимался на рояле Станислав Нейгауз. Но знаменательна эта комната тем, что в ней 30 мая 1960 г. Борис Леонидович скончался от скоро-течного рака легких.
 
В конце жизни он так ослаб, что уже не мог подниматься на второй этаж. В советских газетах смерть поэта не освещали, только в западных.
 
Тем не менее на похороны пришло несколько тысяч человек. Власти боялись провокаций, но люди все лишь пришли проводить в последний путь великого писателя. Похоронен он был на местном кладбище в Переделкино.
Очень жаль, что нам не удалось послушать экскурсию в этом музее, возможно, мы бы узнали какие-нибудь другие любопытные факты из творческой и личной жизни Бориса Леонидовича Пастернака. Вышли мы немного разочарованные. Участок вокруг дома очень симпатичный с не-сколькими хозяйственными постройками.
 
Чтобы как-то компенсировать разочарование мы отправились в музей К. И. Чуковского, который находится поблизости, но об этом я расскажу отдельно.