Хампи был обязательным пунктом моей индийской программы. И очень хотелось съездить туда самостоятельно, без экскурсии, просто с попутчиком. Так сильно хотелось, что все никак не случалось, я уже думала, что так и уеду из Индии не побывав там. «Maybe later» и «tomorrow» - частые фразы в Индии. И, как это случается в Индии, собрались мы с моей подругой неожиданно и молниеносно.
Хампи - это объект Всемирного наследия Юнеско. Находится в штате Карнатака. Множество памятников - руины древнего города Виджаянагара, привлекают туристов со всего мира.

Сказочная легенда гласит, что город построили  огромные обезьяны по приказу бога Шивы, чтобы на самой высокой точке горы родился бог Хануман.

Как добраться до Хампи самостоятельно

Из штата Гоа до Хампи можно добраться на поезде и автобусе. Изначально я хотела хотя бы в одну сторону поехать на поезде, так как он идет днем, и можно любоваться индийскими красотами из окна, в частности, поезд проезжает водопад Дудхсагар- известную индийскую достопримечательность. На поезд можно сесть со станции Васко-да-Гама (если Вы едете из Северного Гоа) и с Маргао (если Вы едете с Южного Гоа) до станции Хоспет. Далее до самого Хампи на рикше или такси. Но на поезд билеты нужно брать заранее, онлайн или в кассах, поэтому оставался вариант слипер баса (автобус со спальными местами, идет ночью), причем самые выгодные недорогие билеты были раскуплены.
Итак, за 3 часа до отправления слипер баса нам нужно было купить билеты, собраться и доехать до Мапусы\Мапсы. Билеты на автобус до Хампи мы купили в турагенстве на центральной улице в Арамболе. Туда взяли без кондиционера, так как по ночам довольно холодно, а обратно остались только с кондиционером. Около 1200 рупий стоимость одного билета без кондиционера и 1400 с копейками рупий с кондиционером. Думаю, если бы мы купили билеты заранее (хотя бы за пару дней), то цена была бы процентов на 15% дешевле.
Ехать ночным слипер басом до Хампи от Мапусы примерно 12 часов. Выезд у нас был назначен на 19.00. Конечно же автобус опоздал минут на 40- 50 (это же Индия, детка). Такси с Арамболя до Мапусы обошлось нам в 800 рупий. В дороге примерно 50 минут. Забыв кое-что нужное, и взяв кое-что ненужное, размазывая пиццу по лицу на ухабах прекрасных индийских дорог (поужинать до выезда не успели), мы стартовали в наше приключение.
Я была уверена, что знаю, где должна быть стоянка автобусов в Мапусе, я ее даже видела, и там даже стояли автобусы до Хампи (в другие дни). Но, это же Индия, детка, поэтому мы нашли мини-офис (что-то типа ларька) нашего перевозчика и узнали, что ждать нам нашего автобуса рядом с ним.

Если учесть, что автобус опоздал почти на час, то мысли ,что он таки уехал с другой остановки, меня не покидали. Но ура, мы загрузились в автобус - не так страшно, как я себе представляла, вполне чисто внутри. Перед отходом нас обобрали на дорогое и невкусное мороженое (ну прямо как в подмосковных электричках). Место мое было у окошка, которое открывалось – это плюс в жару, и из него дуло - это минус ночью.  Слипер бас внутри похож на наш плацкартный вагон - с одной стороны одноместная нижняя и верхняя полки, с другой стороны нижняя и верхняя двухместные, то есть не на одного человека, а на двух, ну как двуспальная кровать. И если вы едете один\одна, особенно девушки, настоятельно рекомендую вам одноместную полку, иначе вы рискуете оказаться в «двуспальной кровати» с каким-нибудь индусом на всю ночь (а там еще и шторки задвигаются со стороны прохода, почти полный интим). Мы с подругой взяли верхнюю двухместную, о чем не пожалели, нижние полки расположены практически вровень с полом, могут и наступить нечаянно.
Нам говорили, что на дорогах в Индии трясет, но чтоб так сильно, я не ожидала, спать, когда тебя швыряет по полке, практически невозможно. Приятным плюсом оказались работающие в нашем «купе» электрически розетки, и светильник. Отдельное спасибо за совет друга не только взять теплые вещи (теплая кофта с капюшоном, теплые носки) в слипер, но и постельное белье с одеялом. На полках постелены матрасы, обитые дермантином (так что клопам в такие трудно пробраться)), и есть одеяло, я им не рискнула накрываться, но оно прекрасно подошло заткнуть щели, из которых сильно дуло. Но в общем все терпимо, я ожидала худшего. Еду мы брали с собой, но можно было перекусить на остановках, вполне съедобно. Неожиданностью стало включение роуминга на местной симкарте  и автоматическая блокировка интернета. Как же я могла забыть, что находясь в соседнем штате, уже включается роуминг? А очень просто - при вылазках с в соседний с Гоа штат Махараштра, такого не случалось, видимо из-за небольшой моей удаленности от Гоа.


1-й день

В Хампи мы прибыли около 8 утра.

Выйдя из автобуса, нас тут же окружили рикшамэны, и  мы спросонья развелись на 400 рупий на расстояние меньше 10 минут пешком до первых гестхаусов. Ну, стандартная схема на вокзалах. 100 рупий вполне хватит, а можно и пройтись пешком, заблудиться невозможно. Мы решили остановиться по рекомендации друга в гестхаусе с этой стороны Хампи, которая именуется «за рекой». Вдоль одной улицы с одной стороны расположены гестхаусы и кафешки, а с другой стороны -рисовые поля.

Мы не бронировали заранее номер, чтобы заселиться, нам пришлось подождать пару часов, в которые мы изучили соседние гестхаусы и позавтракали. Покушать стоит примерно как в Гоа, а вот алкоголь продается из-под полы, и стоит в 3-4 раза дороже, так как официально в этом штате алкоголь запрещен. Wi-fi есть в каждом гестхаусе и кафе, качество связи - индийское.
Через реку Тунгабхадра находится сторона Хампи Базаар, где сосредоточены все основные достопримечательности. Переправиться через реку стоит 50 рупий. Место переправы сложно назвать рекой, так, небольшая речушка, можно и переплыть при большом желании.

Переправа заканчивает свою работу в 17.30 -18.00. Поэтому, если вы планируете осматривать достопримечательности позже, то селитесь со стороны Хампи Базаар. Но есть мнение, что с этой стороны гестхаусы хуже, более старые, очень маленькие номера и прочее, а «за рекой» в так называемой «европейской части» качество жилья лучше, к тому же там более релаксирующая атмосфера, такое шанти-шанти. Мы же своим временным пристанищем оказались вполне довольны - отдельно стоящий двухместный домик, с санузлом в номере, с большим вентилятором, москитными сетками на окнах, довольно чисто внутри, свежая покраска, гамак перед входом в номер и большая пальма над ним. Лежишь себе в гамаке в тенечке, смотришь на пальму и цветы вокруг и слушаешь пение птиц, мм, красота.

И это удовольствие нам обошлось 800 рупий за двоих в сутки с торгом (за поздний выезд мы позже доплатили еще 400 рупий за номер). Вода в душе правда вроде была только холодная, я честно, не очень помню, видимо, она текла все же теплой, так как нагревалась от солнца.
Итак, ближе к 11 часам после заселения и завтрака, мы переправились на другую сторону реки и сняли рикшу с гидом, который пообещал повозить нас по всем основным достопримечательностям

(те, что с бесплатным входом) и рассказать о них. Сторговались мы с ним за 800 или 900 рупий, точно не помню. Как гид он оказался слабоват, но нам и не требовалось долгих исторических справок, так как в 21 веке информацию можно почерпнуть из интернета, а вот блуждать на своих двоих по жаре по довольно обширной территории с хаотично разбросанными храмами, было бы нам не под силу. Мы увидели статую Ганеши,

храм Кришны,

подземный храм Шивы,

смотровую площадку Маханавами дибба, статую Нарасимхи,

храм Вирупакши,

Королевские купальни,

Храм Шивалингама и прочие достопримечательности.


Храм Вирупакши является самым древним храмом в Хампи, и самым узнаваемым, его постройку датируют VII веком до нашей эры. Некоторые историки считают, что это старейший храм не только в Хампи, но и во всей Индии. Храм открыт с рассвета до заката, но в обед его закрывают для посещения, и тогда его можно увидеть только снаружи. Семиметровая статуя Нарасимхи изображает бога Вишну в образе льва, а со смотровой площадки Маханавами дибба открывается потрясающий вид на Хампи, можно представить себя в образе королевской особы, осматривающей свои владения. Храм Шивы достаточно молодой, по сравнению с храмом Вирупакши, его постройку датируют 15 веком нашей эры. Внутри он достаточно темный и мрачный, так как часть его построена под землей. Королевские купальни снаружи не производят яркого впечатления, но зайдя во внутрь, очаровываешься. Вокруг купален раньше был ров, видимо это была часть гидросистемы, а возможно он был сделан для того, чтобы поменьше посторонних туда заглядывали.Сейчас на месте рва разбит садик. Название храма Шивалингам говорит само за себя- в нем находится самый большой в Хампи Лингам.  Храм Кришны достаточно хорошо сохранился, он большой по площади и можно разглядеть очень интересные барельефы.
Конечно, мы увидели далеко не все достопримечательности древнего города, но для одного дня четыре часа по самой жаре на осмотр перечисленного, нам более чем хватило, после бессонной ночи. В самой исторической части мы не увидели, где можно поесть – продавали лишь напитки, кокосы, так что планируйте изучение на сытый желудок.
К 16 часам мы переправились в свою часть к рисовым полям. Пообедав, мы решили, что хотим встретить закат на горе.

Гора в виде больших каменных валунов виднелась сразу за рисовыми полями. Боже, как он красивы в лучах заходящего солнца! Подойдя к горе, мы оказались не одни, тропинка вверх была натоптана. Мы оказались на вершине с потрясающими видами на рисовые поля, речку, и сторону Хампи Базаара. Люди с ситарами, барабанами, и даже с диджериду- это такая длинна деревянная труба метра в полтора, инструмент аборигенов Австралии, один из старейших духовых инструментов, извлекающий поистине мистические звуки. В музыкальном сопровождении под завораживающие шаманские звуки мы и встретили закат. Это было волшебно! А спускаясь с горы я проткнула пятку большой колючкой, прямо сквозь достаточно толстую резиновую подошву. Но что поделать, и тапочки и колючка были индийскими, то есть обувь -говно, а колючка что надо. В такие путешествия не забывайте йод\ зеленку, стрептоцид и пластырь. Обработала рану не сразу, но обошлось без инфекции, просто похромала несколько дней. Но в таком климате любая маленькая царапина может превратиться в большую опухшую рану – пример друзей, так что будьте аккуратны.
На следующий день у нас были большие планы. Молодой рикшамэн ангажировал нам увлекательную программу с нашей стороны реки - утром он отвезет нас встречать рассвет в Храм обезьян  (Monkey temple\ Hanuman temple), где родился Хануман. Потом храм богини Лакшми, храм Дурги и пещерный храм кобры.

2-й день

Выезд у нас был назначен на 5 утра. Каковы шансы, что наш индус не проспит и приедет вовремя? Близки к нулю, я вам скажу. Вышли из гестхауса на дорогу - темень кругом, собачки не такие дружелюбные, как днем, и кроме них ни души. Подождали, звоним - конечно же, голос сонный. Но, надо отдать ему должное, в 5.30 уже был как штык.
Поездка в старой рикше по раздолбанным дорогам - то еще приключение для вашего организма. Мотало изрядно, не только вбок, но и вверх - вниз, не особо приятно для позвоночника. Еще в полной темноте мы подъехали к началу восхождения на вершину Monkey temple. Кроме луны, другого освещения впереди не было, лишь внизу слабо освещалась одинокая палатка с бананами. Купив гостинец для обезьян, зашагали вперед. Подниматься в одиночестве и темноте было жутковато, но тем не менее захватывающе. «Бабы-дуры» - подумала я, одновременно с мыслью, что сделала бы так же еще сто пятьсот миллионов раз. 575 ступеней, и мы наверху.

Как оказалось, не первые - троица русских туристов уже сидела в ожидании рассвета и обезьян. Кроме смотровой площадки, на вершине горы также находится сам храм, монахи совершают церемонии. Чем ближе время шло к рассвету, тем больше людей появлялось на нашей смотровой площадке. Сам рассвет- захватывающее зрелище, чувствуется какое-то первобытное единение с природой! А уж когда откуда-то снизу, по камням, стали появляться обезьяны… Наглые они товарищи, нужно быть осторожными, чтобы не стащили ваши вещи и не укусили, так как запрыгивают прямо на спину и плечи. У нас они стащили таки пакет, разворошили, слопали маракуйю, им не предназначенную, отбирать – было опасно для здоровья. Но какие же все равно позитивные эмоции от общения и кормления этих хвостатых!

Следующим пунктом нашей программы было посещение храма богини Лакшми у водоема Пампа Саровар, который считается священным для индуистов и упомянут в народных эпосах и священных писаниях. Сам храм –неказистая одноэтажная посторойка, считающаяся одной из старейшей в округе. Мы попали на проходящую в храме священную церемонию.


Дальше путь лежал в храм Дурги на холме.

Он построен в форте Дурги, дата основания форта - 1336 год нашей эры. Территория довольна большая - есть и столовая для паломников, а в центре растет священное дерево, разукрашенное дарами верующих. И вновь мы попали на церемонию, и даже поучаствовали в ней, мало понимая происходящее. На обратном пути нас остановил кто-то из служителей и знаками показал, что нужно вернуться и посмотреть на змею. Мы подумали, что возможно змея будет участвовать в церемонии, так как по средине площадки храма стоял внушительный металлический короб, похожий на сейф, а вдруг змея там? Но, оказывается, за храмом Дурги, в дальней части есть дорожка, по сторонам от которой древние руины, она ведет к воротам сторожевой башни.

Пройдя за ворота, можно попасть в пещерный храм Валли, а там вас встретит проводник, который отведет в пещерный храм Кобры, о котором нам и говорил служитель. Найти его самому достаточно сложно – он находится в глубине пещеры и к нему еще нужно знать дорогу. По пути вам откроется прекрасный вид с горы на  окрестности- храм богини Лакшми, водоем Пампа Саровар и  храм Ханумана (Monkey temple) чуть вдалеке.

Готовьте проводнику 200 рупий, я не знала, а он не предупредил, и на обратном пути, потребовав гонорар, был очень  зол, что у меня оказалась лишь какая - то мелочь в кошельке, рупий 70. В самой пещере, внизу, живет кобра в специальном домике, для нее даже поставлена миска с молоком, говорят, она выползает по утрам, а потом мирно спит внутри своего каменного домика. Правда это или нет, сказать сложно, туристов на кормление кобры не водят.


Наш рикшамен обмолвился еще о водопаде, и ему пришлось нас туда везти. Надо сказать, что водопад оказался маленьким водопадиком, но мы получили огромный бонус в виде катания на круглых плетенных лодках по речке Тунгабхадре. Не помню, сколько с нас просили, но сторговались мы за 300 рупий за двоих за полчаса. Очень забавная лодка, как будто плывешь в большой глубокой тарелке, которая постоянно крутится вокруг своей оси.


К обеду мы вернулись в наш гестхаус. Жара была такая, что куда-то идти не было сил. Пообедав, я все-таки решила прогуляться по рисовым полям, так как в историческую часть через переправу меня не тянуло. Ну что я скажу, по середине рисового поля меня накрыло такое шанти, такая благодать, что даже пекло и усталость не ощущались, а только всеобъемлющее счастье, испытываемое, казалось, последний раз в детстве. Хотелось остаться в этих полях навсегда! Пройдя по узкой тропке сквозь поле, я оказалась в еще более уединенной для проживания части.

Здесь было пару шеков и небольшие домишки для проживания. Сельская глушь, да и только. Из туристов – молодые европейцы-одиночки, и индусы. Если еще раз приеду в Хампи, остановлюсь только тут, для атмосферы полного релакса.

Самый фееричный трансфер

Автобус в обратный путь отправлялся в 19 часов. Мы еще накануне уточнили на рецепшн гестхауса, показав распечатку билетов, уходит ли наш автобус с этой части Хампи, с той же остановки, на которую мы приехали. Нам подтвердили. Наученные 400 рупиями по приезду, до остановки пошли неспешным шагом пешком. Пришли за пол часа до отправления автобуса. К автобусу уже стояла очередь. Меня почему-то стали обуревать нехорошие предчувствия, которые усилились, когда я увидела, что наши места получаются внизу, хотя нас при покупке уверяли, что они будут верхними. И та-дам, водитель, рассмотрев наши билеты, сообщил, что это не наш автобус, а наш автобус отходит из Хоспета, который находится в 15 километрах от Хампи. Время на часах - 25 минут до отправления нашего автобуса. Мы пытаемся одновременно позвонить нашему рикшамену и в автобусную компанию. Бежим по направлению к стоянке рикш, что практически напротив нашего гестхауса, подруга на ходу ловит кого-то на байке, для ускорения пути к спасительной стоянке. Я остаюсь в одиночестве и обреченно думаю, что конечно же ни в какой Хоспет мы уже не успеем. Включив спринтера, я таки спешу назад, и, добежав до стоянки рикш, застаю подругу за тем, как она взволнованно пытается донести мысль о том, что ехать надо немедленно, а ей отвечают, что сейчас еще других дождемся, и тогда поедем. Мы в афиге! И тут до нас доходит, что в 19 часов, с этого самого места у нас, оказывается, бесплатный трансфер на рикше до автобуса в Хоспет. О, алилуйя, но почему нигде этого не сказано, ни в каком билете, никто не предупредил? Но это же Индия, детка, чему ты удивляешься? Думаете, на этом все устаканилось? Ну конечно же нет. Как выглядит моторикша? Спереди сидение для водителя, и заднее, на мой взгляд, может вместить двоих. Нам объявляют, что наш трансфер рассчитан на 6 человек на одну рикшу. Нас 4 девушки: три достаточно худые, а одна достаточно полная, и два парня средней комплекции. Интересно, как они это сделают, как запихают нас всех? Парням предложили ехать вместе с водителем, плотненько его прижав и обняв (чтобы не выпасть) и свисая полупопиями с сидений. Дверей нет, перил или чего-то ограждающего, тоже. Парни держались одной рукой за сидение, обнимая водителя, другой за ручку вверху кабины со своей стороны. Нас же, женскую часть, запихали на заднее сидение, причем я оказалась с того края, где дверцы или какого-либо ограждения нет. Чтобы не вывалиться, мне пришлось упереться одной ногой в верх переднего сидения с обнимающейся мужской троицей, а рукой держаться за ручку вверху с края, ибо при тряске я рисковала не только вывалиться, но и стукнуться виском прямо о железную стойку рикши. А мотало по индийским дорогам знатно, кажется, кто-то из девчонок таки треснулся головой о железную крышу. Затолканные как селедки в бочке, рискуя поминутно сильно удариться или вообще вывалиться, мы мчали по индийским дорогам в темноте. Мышцы на ноге и руке затекли, ударившийся о металл локоть ныл, но мне почему-то все это безумно нравилось. «Бабы-дуры» - снова подумала я и хихикнула. С моего места у входа отлично обозревались даже в темноте лежащие у обочины белые быки и хижины местных. К пыли я уже привыкла, но тут на горизонте мы все увидели кровавое зарево большой площади. Пожар, и сильный! В свете совсем недавнего ухудшения отношений Индии и Пакистана в голову уже стали лезть всякие параноидальные мысли, но я себя успокоила, что это просто пожар в полях. Ехали мы таким макаром практически час. Да уж, мы бы точно не успели за 25 минут. Парни уже практически висели, пытаясь удержаться. Но мы доехали в целости и сохранности, не считая приобретенных синяков. Это был, пожалуй, мой самый фееричный трансфер за всю жизнь!
Автобус был с кондиционером, потому мы стали сразу заклеивать вентиляционные отверстия над нашей полкой припасенным для этого скотчем. Так многие делают, а иначе продует до ангины. Я оставила лишь отверстие в ногах, чтобы был приток свежего воздуха. Наши места оказались вверху, как и обещали, а под нами не такая же двухместная полка, а сидячие места, два кресла - как в самолете. Такая смесь сидячего и плацкартного вагонов.
Дальше дорога прошла без приключений. Прибыв утром в Мапусу, я с тремя европейскими попутчиками взяла такси до Арамболя, места своего проживания, сторговавшись за 800 рупий за машину. Причем у индусов есть такая странность, увеличивать стоимость с количеством человек, т.е. если за двоих 800, то за четверых 1600 рупий, странная логика, пришлось объяснять, что разницы нет никакой и мы поедем за 800 за машину. Немец пытался говорить, что это дорого, по 200 рупий с носа, и пытался агитировать моих попутчиков поехать на автобусе. Они почти склонились к этому, но моя чаша весов перевесила. Вот такие мы русские, транжиры.
Подводя итог поездке, хочу сказать, что она мне безумно понравилась именно тем, что была самостоятельной, без экскурсии.

Понравилась именно нашими приключениями в дороге, той живостью, и той возможностью окунуться в реальную индийскую жизнь, которую мы бы не увидели из окна туристического автобуса и ходя организованной группкой.

Я уж не говорю о времени, проведенном в Хампи - у нас его было гораздо больше за два дня за счет ночного переезда, чем было бы в составе экскурсии (там выезд утром, приезд после обеда, и на следующий день в обед уже выезд обратно).По цене наше самостоятельное путешествие вышло немного дешевле, примерно на тысячу рупий от цены, которую мы бы заплатили  за организованную экскурсию.

Пусть мы пропустили какие-то достопримечательности исторической части или историческую развернутую справку, но мы не пропустили я считаю главное - ощущение этого места, когда ты впитываешь и понимаешь его душу.