В прошедшие майские праздники мы открыли очередной дачный сезон. Кроме стандартных забот по хозяйству нами была запланирована поездка в подмосковную Рузу, которая находится в часе езды от нашей дачи. Это древний город, который упоминался еще в XIV веке, с очень необычным холмистым рельефом. Окрестности Рузы не зря называют «подмосковной Швейцарией», здесь много подъемов и спусков, а с холма, на котором в древние времена стояла крепость, видно чуть ли не весь город.

Руза Руза

Неудачная попытка посетить усадьбу Волынщина-Полуэктово. Рузский краеведческий музей

Краеведческий Краеведческий

Однако я еще заранее выяснила, что исторических зданий в Рузе сохранилось не много, ведь в годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немцами и сильно пострадал. Поэтому основной упор в поездке я хотела сделать на осмотр усадьбы Волынщина-Полуэктово, которая находится недалеко от Рузы. Сейчас внутри бывшего дворянского имения размещается спортивная база федерации тяжелой атлетики и свободно пройти внутрь не получится.

Однако на сайте Рузского краеведческого музея я узнала, что в Волынщину организуются экскурсии по предварительной договоренности. Я заранее созвонилась с сотрудниками музея и заказала экскурсию на определенную дату и время. Однако в итоге меня ждало самое большое разочарование в этом сезоне. Очень не люблю, когда не оправдываются ожидания от поездок, поэтому и хочу рассказать о том, что случилось в этом отчете. Когда я заказывала экскурсию, меня сто раз переспросили, точно ли мы приедем. Оказывается, специально для нас вызовут особого экскурсовода, который покажет нам усадьбу.

За два дня до поездки мне позвонили еще раз и опять спрашивали, приедем ли мы. Я сказала, что мы точно собираемся приехать, но на всякий случай я могу взять телефон сотрудника, чтобы в случае какого-нибудь форс-мажора до конца дня предупредить об отмене экскурсии. В итоге, когда я, предвкушая интересную экскурсию, в назначенное время приехала в музей, мне сказали, что оказывается, я еще раз должна была позвонить и сообщить, что я приеду.

А так, как я этого не сделала, нужный экскурсовод уехал отдыхать. Если честно я была шокирована такой «качественной» работой местного краеведческого музея. Во-первых, может я чего-то и не знаю, но мне всегда казалась, что основное посещение туристами таких небольших музеев происходит в выходные и праздничные дни. Соответственно это основной период работы сотрудников музея, и уезжать на отдых, особенно когда есть договоренность об экскурсии, по крайней мере, странно.

Я еще могла бы понять такую ситуацию, если бы сотрудники музея были взаимозаменяемы, но в Рузе Волынщину может показать, как я поняла, только один человек. Видимо рассказать об основной экспозиции краеведческого музея, мог тоже только этот отдыхающий сотрудник, так как из четырех человек, работающих в музее во время нашей поездки, ни один не смог ничего рассказать об экспонатах и провести элементарную экскурсию. Я была несколько шокирована таким отношением к работе.

Для примера, когда мы были в музее Сапожка в Рязанской области, там один единственный сотрудник на весь музей провел нам замечательную интересную экскурсию. В подмосковной Дубне можно было хотя бы посмотреть видеоэкскурсию по музею. В Рузе же нам не смогли предложить ничего, кроме самостоятельного осмотра экспонатов. Старейшему краеведческому музею Подмосковья, как они себя позиционируют, мне кажется, стоит задуматься об улучшении своей работы. Несмотря на то, что все встреченные нами сотрудники музея были вежливы и просили не обижаться, неприятный осадок остался.

А что касается усадьбы Волынщина-Полуэктово, то если экскурсоводы, открывающие доступ туристам на территорию, так любят отдыхать, может стоит просто продавать билеты на вход в усадьбу без гида? Всю информацию об имении легко найти в интернете, поэтому я думаю, что желающих все равно будет предостаточно. А то получается ни себе, ни людям.

Разочарованные после облома с экскурсией, мы самостоятельно осмотрели залы краеведческого музея, где представлены доисторические времена, период древней Руси, крестьянский и купеческий быт, жизнь местных дворян и советский период.

Краеведческий Краеведческий

Отдельное место в музее посвящено двум Отечественным войнам 1812 г. и 1941-1945 гг.

Ведь Руза стоит рядом со Смоленской дорогой, по которой и французы и немцы шли на Москву. В Рузском районе во время Великой Отечественной войны велись ожесточенные бои, действовали здесь и разведгруппы, которые специально перебрасывались на оккупированную немцами территорию. В составе одной из таких групп числилась знаменитая Зоя Космодемьянская, которая была убита в Рузском районе в деревне Петрищево. Кроме того, под Рузой погиб герой Советского союза генерал-майор Лев Михайлович Доватор, известный своими успешными операциями по уничтожению противника в начале войны. Этим двум героям установлены памятники на центральной площади Партизан.

Памятник Памятник

Архитектура Рузы

Ее архитектурный ансамбль формируется старыми купеческими особняками, в одном из которых размещается краеведческий музей, и Воскресенским собором, построенным в начале XVIII века.

Руза Руза

В центре площади находится мемориальный комплекс, посвященный жителям Рузского района, погибшим во время войны. Их имена написаны на мраморных плитах, а в центре сквера установлена стела со звездой, у основания которой горит вечный огонь.

Далее мы направляемся в городской парк, который находится на том месте, где в древности стояла оборонительная крепость.

Поездка Поездка

Сейчас от нее остались только древние валы, с которых открываются потрясающие виды на окрестности.

Руза Руза

Сначала мы спустились к реке, а потом уже поднялись наверх.

Для лучшего осмотра здесь оборудованы смотровые площадки. Кроме того, на месте, где когда-то стояли крепостные башни, воссоздали несколько деревянных беседок.

Деревья в парке были высажены более чем 100 лет назад.

Не так давно после реконструкции Городок восстановили, оборудовали здесь детские игровые площадки, установили аттракционы, открыли кафе.

Руза Руза

Сейчас это одно из любимых мест отдыха горожан.

Недалеко от парка находится церковь Дмитрия Солунского, построенная в конце XVIII века по проекту известного архитектора М. Казакова.

Собственно, больше ничего знаменательного в Рузе мы не нашли и решили где-нибудь перекусить. Я вспомнила, что рядом с площадью Партизан на улице Солнцева, которую, кстати, образуют старинные особняки, я видела несколько кафешек.

Руза Руза

Мы решили пообедать в «Пицца хаус», рядом с которой есть еще какой-то трактир, затем блинная, так что голодными здесь трудно остаться. В пиццерии нам приготовили очень вкусную пиццу, лимонад тоже был ничего, а вот картошка по-деревенски отвратная, с Макдональдсом не сравнить.

Деревня Комлево

После обеда я решила восполнить не состоявшуюся экскурсию в Волынщину и отправиться в деревню Комлево. По дороге проезжаем деревню Брыньково, где хоть и в плохом состоянии, но все-таки сохранился Казанский храм, построенный в 1701 г.

Поездка Поездка

Стоит он на высоком берегу реки, вокруг красота.

Едем к Знаменской церкви в Комлево и паркуемся у ограды. Видим новенький свежевыкрашенный храм.

Изначально он был построен в 1802 г. на средства Г.Н. Орлова, однако церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны и после долгие годы разрушалась. Так бы и осталась она одной из многих исторических руин, но к счастью, у РПЦ нашлись средства на ее восстановление. Хотя, говорят, что в реставрации и обустройстве территории принял участие один из депутатов, которого позже похоронили рядом с храмом. Так или иначе, но совместными усилиями создали очень красивый храмовый комплекс, Знаменская церковь прекрасна со всех сторон.

Поездка Поездка

Заново была выстроена церковная ограда, проложены дорожки к реке.

Рядом с храмом сохранилось несколько захоронений, есть тут даже древние надгробия.

А какие виды открываются с обрыва, куда не глянь – всюду потрясающе красиво.

Поездка Поездка

Возможно, кто-то и скажет, что это все новодел, но по мне это лучше, чем упадок и разруха.

Бросив еще один взгляд на храм, мы направились в обратный путь.

По дороге в одном из поселков я заметила очень жизнерадостную мозаику на доме, напоминание о советском прошлом.