То, что напиткам брожения — пиву и вину — уже по нескольку тысяч лет, знают, думаю, практически все. А вот откуда они, родненькие, есть пошли, а тем более, на что были похожи и как изготавливались в старые времена — это либо предмет невежественных спекуляций, либо удел профессиональных историков и археологов. Меж тем, предмет интересный и полезный, и осветить его стоит. Особенно если вы волею судеб собрались в Грузию. Да-да, именно здесь, скорее всего, возникло вино. Уточню — виноградное вино, а ещё точнее — виноградное вино, близкое к современному.
Лично я всегда чисто интуитивно считал виноделие занятием древнегреческого происхождения. Согласитесь, эллинские мифы с Дионисом и Вакхом и притчи про философов, предающихся возлияниям, этому способствуют. В конце концов, многие слышали про «греческую смесь» для утоления жажды: одна доля вина на три доли воды. Однако, если углубиться в тему несколько дальше, выясняется, что древнегреческие вина были продуктом слишком самобытным. Они перед употреблением, по-видимому, многократно разводились, будучи то ли слишком сладкими и густыми, то ли слишком крепкими. Вероятно, это были скорее ликёры, содержащие мёд, загустевшие соки плодов (в том числе винограда), экстракты трав.
Само слово «вино» имеет удивительно сходное звучание в различных языковых группах. По всей видимости, оно распространялось по земному шару из единого источника. Ряд исследователей считает, что этот источник — картвельская группа языков, в которую как раз входит грузинский и родственные ему.
Важный феномен и одновременно чрезвычайно привлекательная черта современной грузинской винной культуры — сохранение традиций домашнего виноделия. Особенно этот момент выражен в Кахетии. Считается, что кахетинский домашний нектар — продукт наиболее близкий к вину, которое в Колхиде варили несколько тысячелетий назад (
Правильные домашние вина в Грузии — исключительно натуральные (т.е. без добавления спирта и других ингредиентов) и в основном сухие. Винодельческие традиции передавались из поколения в поколение, сохранялись от невзгод за неприступными стенами монастырей и дошли до нас в почти неизменном виде. В горах над Алазанской долиной стоит старейший храмовый комплекс Кахетии, Некреси. Здесь сохранился «винзавод» полуторатысячелетней давности. Обработка винограда и хранение виноматериала в нынешних деревенских домах мало чем отличается от тех технологий.
Разливного вина можно отведать практически в любом грузинском заведении, но я бы настоятельно рекомендовал воздержаться от поспешных дегустаций. Качество далеко не всегда высокое, не говоря уж о соответствии почётному званию «домашнее». Лучше довериться маршрутам винных туров, которых в Грузии тьма, или просто знающим людям. У деревенских жителей, содержащих собственный виноградник, всегда можно купить вина, расфасованного в пластиковую тару. На заводской винотеке домашнего нектара вы не попробуете, а значит и половины правды о грузинском вине не узнаете.
В Грузии вино принято давать детям с полугодовалового возраста. Разумеется, в незначительных количествах. Здесь считают, что это предупреждает развитие алкоголизма как социального феномена. Трудно сказать, верна ли данная точка зрения, но горьких пьяниц, опустившихся, опухших и из-за злоупотребления нездорово выглядящих людей мы повстречали очень немного. Хотя пьют грузины изрядно.
За один вечер средних габаритов мужчина спокойно осиливает 2-3 литра белого домашнего. Это в формате такого среднего застолья, с необходимостью завтра вставать в 6 утра на работу. Повседневно пьётся именно белое вино, красное — только по особым случаям, перебирать с ним, как здесь считается, не стоит из-за стимуляции роста кровяного давления. Бутылочное вино на столе грузинской семьи увидеть можно только в городе, да и то не всегда.
Современное заводское виноделие имеет слабое отношение к старому, традиционному. Конечно, аборигенные сорта винограда, а также своеобразные климатические условия никуда не делись, но вот технологии всё же были переняты европейские. Переход осуществлялся в 19 веке. По всей видимости, французский подход к виноделию банально более производителен, рентабелен.
На родине вина, в К
Например, знаменитое Киндзмараули (красное полусладкое) производится из винограда сорта Саперави, а название своё ведёт от виноградарской зоны в Алазанской долине. При этом Саперави — это не только виноград, но и самостоятельный вид сухого красного вина.
А под этикеткой «Алазанская долина» вообще может скрываться как белое, так и красное, правда в обоих случаях полусладкие. Главный местный сорт белого винограда — Ркацители — даёт жизнь как одноимённому «сухарю», так и ещё десятку разномастных вин, а в сочетании с виноградом Мцване — рождает знаменитые Эрети и Цинандали.
Если возвращаться к красным винам, то процентов 80 их разнообразия обеспечивается виноградом Саперави. Это и выдерживаемое минимум три года в дубовых бочках Мукузани, и лёгкое полусухое Пиросмани, и Напареули, и Ахашени, имеющее вкус переспелой вишни. Исключений немного. Мегрельское Оджалеши, редкий гость на прилавках, и знаменитая Хванчкара, любимое вино товарища Сталина. Меня, честно говоря, среди грузинских заводских вин оно впечатлило тоже больше всего. Я не любитель полусладкого, но этот шедевр, этот синтез виноградов Александроули и Муджуретули, достоин самого пристального внимания. Виноградники под Хванчкару небольшие, материала получается мало, поэтому сорт сравнительно дорогой. Не ведитесь на дешёвую Хванчкару, её надо брать в солидном магазине, чтоб не нарваться на подделку.
Бутылочные грузинские вина основных сортов называют «европейскими». И всё же своеобразие, характер, почерк у них несомненно есть. Видимо, тысячелетние традиции так просто не забываются.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email