Театр им. Вл. Маяковского в Москве окутан различными историями и легендами. Оно и понятно, театр является одним из старейших в Москве, о плеяде знаменитых актеров, которые здесь играли, и говорить не приходится. Благодаря проекту "Выход в город", у меня появилась возможность посетить закулисье театра Маяковского с экскурсией. То, что я там увидела, во многом удивило, расстроило и поразило одновременно.
Гардероб, фойе, зрительский зал, максимум буфет, вот все, что видит обычный зритель в театре. Между тем, за сценой находится большое количество таких необходимых помещений, как гримерка, костюмерная и так далее. Целый театральный мир, скрытый от глаз публики! На экскурсии по театру Маяковского актер театра Роман Фомин рассказал нам множество театральных баек, историю театра, а так же показал много интересного: мы поднимались под самую крышу театра, и спускались в самые глубины – на нижний ярус сцены.
Экскурсия началась у касс в фойе первого этажа. В прошлом году театр Маяковского отмечал юбилей – 90 лет со дня активной театральной жизни. Здание за столько лет изменилось, а именно лишилось великолепной крыши в псевдорусском стиле.
В театре Маяковского
Очень интересна история самого места, ведь театр находится на пересечении ул. Большая Никитская и Большого Кисловского переулка. Последний так назывался в честь Кислошной слободы , которая здесь находилась в 17 веке. Кислошниками же называли людей, которые варили квас, солили капусту и так далее. Так в театральной среде и повелось, что театральный капустник начинается именно здесь в театре Маяковского.
Театр Маяковского
Первое упоминание о здании относится к 1801 году, в те времена владельцем был Салтыков. Спустя какое то время он продает здание Зарубину, при котором и начинается театральная история, проводятся многочисленные концерты. Во время войны 1812 года здание сгорела. В конце 19 века княгиня Шиховская восстанавливает здание (1886 год). Архитектором был принят Терский, а оформлением фасада занимается знаменитый Шехтель. Здание строилось для сдачи в аренду театральным труппам. Задача стояла не из легких – вписать здание в существующую застройку, к тому же разместить здесь зрительный зал и другие необходимые помещения.
Как только театр Маяковского не назывался: на рубеже 19-20 веков театр прозвали «Интернациональным», так как здесь выступали многочисленные зарубежные артисты. В 1922 году театр был переименован в Театр Революции (под руководством Всеволода Мейерхольда). Имя Владимира Маяковского театр получил много позже, в 50-е годы.
В коридорах театра
Из фойе мы отправились на второй ярус по специальной лестнице. Боковая лестница театра Маяковского – это отдельный экспонат «театрального музея». Таких лестницы в театре две, правда одна ведет в кафе «Маяк», зрителям туда не попасть.
Лестница на второй ярус
Дело все в том, что театр был частным, то за соблюдением дисциплины зрителей очень следили. Как известно, билеты на второй ярус гораздо дешевле, именно с этой целью для этих зрителей –льготников существовал отдельный вход, своя лестница, буфет. В общем, все условия для того, чтобы зрители не перемешивались, и чтобы у льготников не было шанса попасть вниз.
На втором ярусе мы зашли в зал: идеальные ряды красных кресел застыли в ожидании зрителей.
На втором ярусе
По залу было видно, что совсем недавно здесь был проведен ремонт – все буквально блестело. Также на втором ярусе можно в мельчайших деталях рассмотреть люстру. Как любой хозяйке, в голову пришла мысль, боже мой, как же ее моют?
Театральная люстра
Из зала можно было наблюдать, как рабочие на сцене устанавливали декорации к вечернему спектаклю «Мертвые души». Акустика была настолько потрясающая, что довольно далеко от сцены было идеально слышно рабочих, которые говорили без микрофона, и почти неслышно было экскурсовода, который говорил буквально в трех метрах. Слава богу, это были рабочие театра, то есть люди приличные. Они кстати очень оживились, когда увидели экскурсантов.
Именно с верхнего яруса можно оценить, насколько компактно был построен театр. Так, амфитеатр находится прямо под первым ярусом, что отличает конструкцию театра от других.
За свою долгую жизнь стены театра видели многое. Так, много лет назад, когда у МХТ им. Чехова не было своего здания, в театре играли спектакль «Чайка» для одного актера. Им был Антон Павлович Чехов.
После осмотра зрительного зала сверху мы отправились за кулисы, тайными тропами. Какова же была разница между качеством помещений: из шикарно отделанного «показного» зала и фойе мы попали в «совковые» коридоры, которые ремонта не видали лет эдак надцать. Надо отметить, что коридоры театра настолько запутаны, что я сама ни за что бы не нашла выход.
Запутанными коридорами
За кулисами мы посетили костюмерную, где под небольшими табличками плотненько были развешаны платья и костюмы. Перед самым входом висел и грустил чей-то кринолин. Костюмерная очень небольших размеров (моя гардеробная больше!), так как театр изначально использовался для гастролеров, постоянной труппы не было.
В костюмерной
Кринолин в костюмерной
Спустились мы также в гримерную. Помните, как в голливудских фильмах прима театра сидит гордо в своей гримерке? А под дверью ее поджидают толпы поклонников. Возможно, что так оно и было, когда в театра выступала Наталья Гундарева. На одной из дверей до сих пор сохранилась табличка с именем народной артистки.
Памяти Натальи Гундоровой
Общая гримерная производит впечатление тягостное, с трудом можно понять, как тут готовят актеров к выходу. Наша группа там поместилась не вся, только частями. Про ремонт в гримерке я лучше промолчу.
Гримерная
Во время нашего визита, в гримерке расположились… правильно, гримеры! Они посетовали на то, что специалистов сейчас не хватает (их готовят только 2 училища на всю страну). Одна из девушек искусно плела парик для нового спектакля.
Вот такие красотки делают парики в театре Маяковского
В театре работают люди исключительно творческие, от актеров до рабочих. Случайно увидели вот такую веселую табличку.
Креатив
Одним из самых ярких впечатлений было посещение сцены. Еще бы, мне так давно хотелось взглянуть на зал глазами артиста. Зрелище восхитительное: красные ярусы зрительского зала и огни, поклон, аплодисменты..! Ах, ах и ах!
Взгляд со сцены
Работники сцены были очень активны, и очень жаждали общения. Они даже готовы были сняться для фотосессии))
Сооружают декорации
Далее мы прошли несколько комнат с реквизитом (разными пластиковыми яблоками и пирогами), немного попетляли по коридорам и снова вышли к сцене, только с другой стороны.
В довольно большом помещении за сценой массово хранились декорации: части усадеб, колонны, скамейки, какие-то куски фанеры. Здесь можно ходить бесконечно, благодаря высоким потолкам и мягкому освещению виды были по-настоящему мистическими. В этом священном хранилище декораций Роман Фомин показал нам несколько интересных экземпляров, например зеркало, которое в зависимости от освещения может использоваться как прозрачное окно и как старинное зеркало.
Здесь живут декорации
Далее, мы отправились в подвал, под сцену. Даже там раздавались мощные голоса рабочих сцены. Под сценой находится небольшое помещение, где можно подробно рассмотреть те механизмы, которые приводят в действие крутящуюся сцену.
Вот так приводится в движение сцена
По середине помещения размещены ящики с декорациями к какому-то спектаклю. Картина даже в этом мрачном помещении была довольно живописной.
В подвалах театра Маяковского
Надо отметить, что Роман Фомин отлично вел экскурсию, умело смешивая исторические байки театра с настоящей реальностью, двух часовая экскурсия пролетела незаметно.
Закончилась наша экскурсия в гардеробе. Так как театр начинается с вешалки и ею же и заканчивается.
К 90-летию театра художники расписали потолок весьма своеобразным образом - мелками.
В гардеробе
А теперь к выходу!
Выход из театра
В целом , это было интересное, увлекательное путешествие в закрытый от взглядов мир театра. Пора покупать билеты на постановку!
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email