Второй день нашего путешествия в Суздаль мы начали после завтрака в отеле «Театральный». Тяжелые вещи мы оставили на ресепшене и отправились на прогулку по городу. Наша гостиница находилась в северной части Суздаля на улице Красноармейская. Дома на этой улице один краше другого.

Суздаль фото Суздаль фото

Как же здорово, когда люди стараются, чтобы их частные дома соответствовали общей архитектуре города, украшают их резными наличниками и ухаживают за территорией около дома.

Когда переходили через речку Каменка в который раз полюбовались видами на Покровский и Александровский монастыри.

На другом берегу немного поднялись в горку на Слободскую улицу и увидели городскую усадьбу Лихониных, построенную в XVIII веке.

Купцы Лихонины занимались выделкой кожи, а фамилию свою получили по легенде за то, что лихо расправлялись с разбойниками, нападавшими на их обозы. После передачи этой усадьбы Владимиро-Суздальскому музейному комплексу она была отреставрирована, а сейчас, по слухам, является резиденцией директора музея. По-крайней мере табличка, сообщающая, что объект находится под охраной, присутствует.
Пройдя немного вперед мимо разрушенных крепостных стен, мы заходим на территорию Ризоположенского монастыря.

Это самый древний монастырь в Суздале, его основали в 1207 г. Построек тех времен не сохранилось, так как изначально монастырь строился из дерева. Самым древним сохранившимся архитектурным объектом здесь является Ризоположенский собор, построенный в начале XVI века.

Необычны двухшатровые святые ворота, появившиеся здесь в 1688 г.

Они украшены каменной резьбой и изразцами. В начале XIX века была построена 72-метровая колокольня. На нее можно подняться.

Мы, конечно, решили воспользоваться такой возможностью и полюбоваться городом с высоты. Внутри выставлены колокола.

Всю высоту одолели пешком по лестнице.

Зато перед нами открылся весь Суздаль. Напротив монастыря через дорогу памятник В. И. Ленину и городская администрация.

С другой стороны видны постройки монастыря и центральная улица.

После 1923 г. на территории Ризоположенского монастыря жили охранники тюрьмы для политзаключенных, которая размещалась в Спасо-Евфимиевом монастыре. Многие объекты, в том числе соседний Троицкий монастырь были уничтожены в советское время.
Мы выходим на улицу Ленина и движемся в сторону центра. Перед нами Кресто-Никольская церковь, построенная в 1770 г. в честь избавления города от чумы.

За этим храмом смотровая площадка, с которой виден изгиб реки, типичные суздальские домики и купола храмов вдалеке.

Идем вдоль торговых рядов, построенных в начале XIX века. Ранее здесь располагалось около сотни купеческих лавок.

Сейчас на этой территории можно найти несколько кафе и ресторан «Гостиный двор». Но нам обедать было еще рано, так что мы отправились дальше. Упираемся в Кремлевскую улицу, которая напоминает декорации к какому-нибудь историческому фильму о 20-30 х гг. XX века.

Поднимаемся на смотровую площадку старого оборонительного вала. Отсюда любуемся изгибами реки Каменки с другого ракурса. Перед нами несколько храмов XVII-XVIIIвв.

С одной стороны это Пятницкая и Входо-Иерусалимская церкви, составляющие единый архитектурный ансамбль, с другой стороны Успенская.

Возле нее детская игровая площадка, а вдали на уровне горизонта мы видим Ильинский храм.

Он довольно узнаваемый и чаще всего мелькает на фотографиях Суздаля.
По дороге к Кремлю мы видим памятник уроженцу Суздаля, поэту-маринисту Алексею Лебедеву. Во время Великой Отечественной войны он служил на подводной лодке  и погиб при выполнении боевого задания в ноябре 1941 г.

Наконец мы дошли до Суздальского кремля. Вход на территорию древнейшей части города платный – 60 руб.  Если же вы планируете посетить выставки, расположенные в интерьерах архитектурных объектов Суздальского кремля и Богородице-Рождествиенский собор, то лучше купить единый билет за 400 рублей. Мы решили ограничиться прогулкой по территории. Кремль в Суздале появился в X веке. Это была деревянная крепость с оборонительными валами и рвами, в которой размещался княжеский двор со свитой и  епископ со своим окружением. На данный момент мы можем увидеть здесь древнейший Собор Рождества Богородицы, заложенный в XIII веке. От той постройки сохранилась нижняя часть, украшенная резьбой. Верхняя часть собора была достроена уже в XVI веке.

Кроме того здесь мы видим комплекс архиерейских палат XV-XVIII вв. Внутри размещается музейная экспозиция.

На фоне каменных построек выделяется деревянный Никольский храм. Он был построен в 1766 г. в селе Глотово и перевезен на территорию кремля в середине XX века, с целью сохранения этого удивительного архитектурного объекта.

Мы прошлись вдоль бывшего оборонительного вала, любуясь видами окрестностей.

Ильинский храм отсюда выглядит очень атмосферно.

По реке плавают лодочки, а мы решили продолжить свою прогулку и направились в сторону Музея деревянного зодчества.

По дороге снова любуемся видами на Ильинский храм.

Музей деревянного зодчества представляет собой этнографический комплекс под открытым небом, где собраны деревянные постройки XVIII-XX вв. со всей Владимирской области.

Вход в музей стоит 400 рублей.  На территории несколько храмов, крестьянские избы, мельницы.

Внутрь некоторых объектов можно зайти и  осмотреть интерьер.

Детям будет очень интересно увидеть некоторые предметы крестьянского быта, которые уже вышли из обихода и их нигде уже сейчас не встретишь.

Также здесь находится купеческий дом Агапова, который можно посетить.

Первый этаж дома каменный, а второй, где располагались жилые помещения, деревянный.  После посещения музея мы сильно проголодались и стали искать рестораны поблизости. Самым ближайшим оказался «Русское подворье». Как и в других хороших ресторанах города, мы столкнулись с тем, что столики надо бронировать заранее. Так как у нас брони не было, пришлось подождать примерно полчаса. Хочу сказать, что наши ожидания оправдались, все блюда были потрясающими, и я смело могу порекомендовать этот ресторан.

После обеда мы прогулялись вдоль реки в сторону Ильинского храма.

Чем ближе к нему подходили, тем красивее он смотрелся.

С другой стороны видим Кремль.

Нам пора было уже возвращаться в отель за вещами, ближайшая дорога была через поле.

В лучах уходящего солнца Суздаль показался нам особенно прекрасным. Снова любуемся деревянными домами.

Для того, чтобы добраться до вокзала во Владимире, мы вызвали такси. На обратную дорогу надо закладывать время на пробки. Мы успели за несколько минут до отправления поезда.
У нас остались самые потрясающие впечатления от поездки в Суздаль. Я видела и раньше фото этого города с извилинами реки, церквушками, крепостными стенами, но меня они не сильно впечатляли. Казалось, что все это похоже на Ростов или Владимир, да любой другой город Золотого кольца. Только после поездки я узнала, как сильно я ошибалась. Такой необычной уютной атмосферы я не видела ни в одном  городе, в Суздаль хочется обязательно вернуться.