Во время нашей прошлой поездки по Шацкому району мы намеренно не стали посещать мона-стыри и храмы. Запланировали вернуться сюда еще раз и посмотреть два самых известных в этих краях монастыря: мужской Николо-Чернеевский и женский Успенский Вышенский.

 
Оба они находятся недалеко от Шацка. Первый разместился у села Старочернеево в довольно уединенном месте. Уже издали мы видим купола храмов.
 
Чем ближе подъезжаем, тем более живописная картина открывается перед глазами. Последний рывок – надо преодолеть понтонный мост, через реку Цна.
 
Нам повезло, что мы приехали летом, весной и осенью вода часто подтапливает часть моста.

 

Николо-Чернеевский монастырь

Проезжаем церковно-приходскую школу и перед нами стены монастыря.

 
 
Перед входом есть небольшая парковка. Посетителей не много.
Николо-Чернеевский монастырь был основан в 1573 г. донским казаком Матфеем. Он искал уединения и нашел его в дремучем лесу, на землях, заселенных мордвой и марийцами. Село Чернеево назвали так как раз в честь темного леса, который был на его месте в незапамятные времена. У христиан уже были попытки основать в местных краях пустынь, однако ее вскоре ра-зорили. На этот раз для того, чтобы обратить язычников в свою веру отшельник выучил их язык. Постепенно люди стали тянуться в монастырь и принимать христианство. Некоторые бывшие товарищи Матфея – казаки-ветераны приняли постриг и остались в обители. По легенде в XVII веке в застенках Чернеевского монастыря содержался в заточении монах Сильвестр, поддер-жавший в восстании царевну Софью. В XVIII веке к монастырю был приписан Успенский Вышен-ский монастырь, который мы посетим позже. В 1912. Чернеевский монастырь стал женским. Уже после революции в 1926 г. сестер разогнали, а монастырь прекратил свое существование. Неко-торые бывшие послушницы уехали в Моршанск, а некоторые поселились в селе, названным Бо-голюбовка и доживали там свой век. В монастырских зданиях разместили различные хозяй-ственные учреждения местного совхоза. В 1970 г. изрядно разрушенные постройки передали на баланс Желанновского краеведческого музея. Силами его директора Николая Илларионовича Панина было положено начало реставрации монастыря: восстановили одну из монастырских башен, над храмами установили кресты. В 90-е гг. удалось передать монастырь русской право-славной церкви.
 
Первоначально все здания монастыря были деревянными. В XVIII веке началось каменное стро-ительство. К этому периоду относится ограда с башнями, а также холодный храм в честь Николая Чудотворца.
 
Он был освящен в 1756 г. Храм этот держится на одном столпе по образцу Грановитой палаты Кремля. В стены были замурованы глиняные горшки, которые способствовали отличной акусти-ке. Внутри эта церковь очень красивая. Не во всех православных храмах можно увидеть скульп-туры, а в Никольском в самом центре стоит изображение Николая Чудотворца.
К XIX веку относится стоящий рядом двухэтажный теплый Казанский храм, построенный в 1838 г., и колокольня.

 
Также на территории монастыря есть несколько каменных домов для настоятеля и послушни-ков, трапезная и гостиница для паломников. В целом Чернеевский монастырь производит хоро-шее впечатление, жизнь здесь размеренная, и спокойная, а что еще нужно в таком месте.
На обратном пути возле Дома культуры села Старочернеево мы заметили вот такой расписной магазинчик.
 

Успенский Вышенский монастырь

Дальше наш путь лежал в поселок Выша к женскому монастырю. Успенский Вышенский монастырь один из самых популярных в Рязанской области, уступает он, наверное, только монастырю в Пощупово. Средства в него вкладываются немаленькие, поэтому и размах побольше и процесс восстановления монастырских построек идет ударными темпами.
Проезжаем мост через реку Выша и видим купола храмов.

 
Вокруг неописуемая красота: облака отражаются в реке, такое умиротворение вокруг.

 
На небольшой площади перед нами изображение Феофана Затворника и его высказывание о Вышенском монастыре.
 
С этой обителью святой связал много лет своей жизни. Но об этом чуть позже.
Уже несколько лет в Успенском Вышенском монастыре ведутся восстановительные работы. Пе-ред стенами хорошие дороги с обустроенной парковкой.
 
Так как она находится немного на возвышении, отсюда можно полюбоваться видами монастыря.
 
Идем к воротам. Перед нами памятник уже упомянутому мной Феофану Затворнику.
 
В миру звали его Георгий Васильевич Говоров, он был из семьи священника и с детства пошел по стопам отца. Окончил соответствующие учебные заведения, принял постриг. Затем были многие годы служения в храмах России и зарубежья. Много городов и стран повидал на своем веку отец Феофан, однако именно Вышенскую обитель он выбрал своим последним пристанищем, настолько потрясла его красота этого места. Удаленность монастыря от шумных городов также сыграла свою роль. Ведь старец мечтал о тихой и уединенной жизни вдали от суеты. Ему был выделен деревянный флигель, где последние восемнадцать лет своей жизни он провел в за-творничестве. В это время он записывал свои взгляды на разные сферы жизни, занимался пере-водами и отвечал на письма, которые к нему поступали регулярно. Известно, что он был до-вольно жестоко настроен к революционной деятельности, которая набирала обороты в конце XIX века. Феофан предлагал ввести строгую цензуру прессы, а любое участие в революционной деятельности карать смертной казнью.  Как по мне: слишком уж жестоко для человека, близкого к Богу. В Вышенском монастыре в настоящее время действует музей Феофана Затворника.
 
Проходим в ворота на довольно благоустроенную территорию.
 
Монастырь появился в Выше еще в XVI-XVII вв. Впервые в письменных источниках о нем упоми-нает мать царя Михаила Федоровича Марфа Ивановна в 1625 г. По ее распоряжению Вышенский монастырь перенесли на нынешнее место, до этого он стоял немного в стороне. Постройки этой обители долгое время были деревянными. Монастырь был небольшой, так, что его даже при-писали к Чернеевскому монастырю. Расцвет строительства пришелся на XIX век, когда обитель приписали к Тамбовской епархии. Практически в это время монастырь был отстроен заново. Центральным собором является Казанский.
 
Снаружи он почти восстановлен, а внутри все еще много работы, стены во многих местах пу-стые. В советское время большинство монастырских зданий пришло в негодность, так как на территории размещалась психиатрическая лечебница. Справа Христорождественский храм.
 
А в стороне один из самых древних храмов монастыря, с которого все и началось – Успенский.
 
Вокруг идут работы по благоустройству территории.
 
После того, как монастырь вернули РПЦ он стал женским. Я читала нелицеприятную статью о новой настоятельнице Вышенского монастыря. Дело в том, что в советское время в братских корпусах давали квартиры сотрудникам психбольницы, которая находилась здесь на террито-рии. Так люди и жили, растили детей, обросли хозяйством, разбили огороды. А сейчас, когда мо-настырские постройки вернули РПЦ, этих людей поставили в ситуацию, когда они вынуждены либо за свои деньги восстанавливать исторический объект, либо продавать свое жилье за такую сумму, на которую в раскрученной Выше дом не купить. Это при том, что многие до сих пор ра-ботают в психиатрической больнице, которая сейчас переехала в новое здание.

 
Успенский Вышенский монастырь с каждым годом все больше преображается, все красивее вы-глядит и обрастает новыми деталями.
 
Безусловно, в Шацком районе это одна из основных достопримечательностей, которую стоит посетить, если окажетесь в здешних местах.