По мнению многих в Санкт-Петербурге находится один из самых красивых вокзалов страны. Интересная история, интерьеры в стиле модерн вызывают интерес, не просто так на вокзал даже организовывают экскурсии. Одну из них я посетила. Мы рассмотрели интерьеры, узнали много архитектурных и инженерных особенностей, а также посетили княжеские покои (сейчас кабинет директора) и даже забрались на чердак. Но начну, пожалуй, с истории.
Немного истории первой жд линии страны
Интересные факты:
- Вокзалы в России стали строить еще до появления поездов, они носили развлекательную функцию.
- Первый поезд был пущен с Витебского вокзала в конце 19 века до Царского села. Так что линия Санкт-Петербург-Павловск - первая в нашей стране.
- На Витебском вокзале есть княжеские покои, но не стоит путать с императорскими-они находятся в другом здании, по соседству с Витебским вокзалом.
- Единственные в России подлинные железные арочные перекрытия на перроне, которым более 100 лет сохранились именно на Витебском вокзале.
- В войну вокзал был замаскирован под руины, а мебель деревянную сожгли - нужно было чем-то отапливаться.
В начале 19 века по приказу Николая I железная дорога соединила Санкт-Петербург и Царское село. Конечную станцию назвали «Царскосельской». На ней было запланировано грандиозное строительство, однако планам не суждено было сбыться. Денежных средств выделили ровно столько, чтобы построить ветку железной дороги и здание вокзала. Руководитель проекта инженер Франц Антон фон Герстнер решил ограничиться возведением временной станции.
Первое здание вокзала построили из дерева в 70 метрах от Введенского канала. К нему примыкала платформа и служебные постройки. Помимо помещения для пассажиров предусмотрели постройки для паровозов, экипажа и персонала, обслуживающего станцию.
В 1837 году от вокзала отъехал первый поезд. Герстнеру выпала честь вести поезд до Царского Села. Инженер доставил пассажиров до пункта назначения за 35 минут. Для того времени это был рекорд. Фон Герстнер показал все, на что способен поезд. Он выжал скорость в 60 верст в час и на обратном пути побил свой собственный рекорд. Пассажиры вернулись в Питер за 27 минут. Памятник маэстро находится на территории вокзала.
Витебский вокзал стал центром притяжения для петербуржцев. Ежедневно люди приходили, чтобы увидеть, как на станцию прибывает поезд. Со временем сигнальный свист паровоза заменили органной мелодией. У станционных часов установили шарманку, и каждый желающий мог завести ее и послушать музыкальные пьесы. Перед станцией располагалась ничем не примечательная Введенская площадь.
Через 10 лет после открытия станции остро встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. После покупки дополнительной земли на берегу Введенского канала началось строительство второго здания вокзала под руководством архитектора К.А. Тона. Через 2 года новое здание было открыто для посетителей. Вокзал располагался в одном ряду с казармами на Загородном проспекте. Во второй половине 19 века здание расширено до 42 метров и перестроено. Но в скором времени оказалось, что и новый вокзал не выдерживает потока пассажиров и посетителей. Помещений недостаточно, места не хватало.
В 1869 году решено вновь перестроить вокзал. Старая деревянная станция снесена и на освободившемся месте предполагалось строительство нового вокзала. Фасад здания должны были удлинить до 62 метров и пристроить крыло длиной 75 метров. Однако средств на перестройку не хватило.
В начале 20 века Царскосельская линия потеряла свою самостоятельность и перешла во владение новых хозяев. Линию присоединили к Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге. Новые владельцы построили здание для управляющих железной дорогой, подъездные пути подняли на 5 метров и создали новые железнодорожные развязки. Для императорской семьи возвели Царский павильон – станцию для прибытия царской семьи на поезде.
В дальнейшем было вновь решено возвести новое здание вокзала. За проект взялся С. А. Бржозовский. Фундамент основного корпуса закладывался в течение года. К проекту присоединился архитектор С.И. Минаш. В 1904 году новый вокзал открыл двери для посетителей. Первый поезд отправился в Витебск, а вокзалу присвоено название «Витебский».
Здание сохранилось до наших дней и не потеряло своей актуальности. В начале 20 века это было первое строение в Санкт-Петербурге, созданное в стиле модерн. Внешнее сходство с Елисеевским магазином вокзалу придавала арка с витражом.
Витебская площадь располагалась перед аркой. Уже в начале 20 века создатели вокзала продумали, как автоматизировать подачу багажа и почты. Для этих целей соорудили тоннели и лифт. На Витебском вокзале впервые в России было возведено сооружение из монолитного железобетона. Им стал диспетчерский путь, расположенный между путями.
Внутренняя отделка здания заслуживает отдельного упоминания.
Стены украсила лепнина и орнаменты. Первоначально на стене изображен покровитель торговли и путешествий бог Меркурий. Затем его изображение сменили панно с видом одесского порта и Петропавловской крепости. Второй этаж первоначально отдан пассажирам 1 и 2 классов.
Пассажиры 3 класса ожидали поезд в зале между вестибюлем и часовой башней.
При советской власти на втором этаже здания расположился «Картинный зал». В 50-х годах прошлого столетия на стенах появились новые панно, изображающие Витебский вокзал и станцию в Пушкине. Сегодня на стенах можно увидеть картины, изображающие этапы истории Царскосельский железной дороги.
Переодически в верхнем зале ожидания проходит выставка исторических костюмов Александра Васильева.
Здесь же находится шикарное помещение ресторана, которые не работал. Но главное - это оформление в стиле модерн.
Далее мы отправились в бывшие княжеский покои (не императорские, как многие думают, они находятся в другом здании). Попасть сюда можно только с экскурсией.
Впечатлили залы для пассажиров и буфет.
Через буфет и зал с кассами мы поднялись на чердак, который тоже доступен только с экскурсией.
В дальнейшем Витебский вокзал не перестраивался полностью, только реставрировался и дополнялся новыми украшающими элементами. В 1974 году реконструировали ресторан. В 1987-м на территории вокзала появился макет самого первого паровоза, отправившегося с перрона Царскосельской станции 150 лет назад. В 2007 году в Световом зале установлен памятник фон Герстнеру. Фигура выполнена в полный рост и изображает инженера с макетом паровоза «Проворный» в руках.
Сегодня на платформу можно попасть из Светового зала.
Поезда отправляются в Беларусь, Молдавию, прибалтийские страны, в Берлин, Будапешт, Прагу и во многие города России.
Вокзал до сих пор радует приезжих и питерцев своим нарядным внешним видом и внутренним убранством. Посещение Витебского вокзала можно совместить с посещением знаменитых дворцов императорской семьи: Царское село и Павловск – доехать до них с вокзала.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email