Когда я в очередной раз приехала в Санкт-Петербург, в свою традиционную культурную программу мне захотелось внести немного разнообразия, например, пполучить новые впечатления, посетив непривычные места. Среди обязательных пунктов на этот раз значились: парк аттракционов на Крестовском, парк 300-летия Санкт-Петербурга на побережье Финского залива с видом на модерновое сооружение – Лахта-центр, и совсем уж нехарактерный для меня – музей подводной лодки. На последнем я и хочу остановить внимание.


Я до сих пор не совсем понимаю, чем был обусловлен мой выбор именно такого вида музея. Вероятно, тем, что до этого на подводных лодках мне бывать не приходилось, захотелось получить новый опыт и познакомиться с этой частью истории города.
В Санкт-Петербурге сохранилась не одна субмарина, выполняющая сегодня роль музея. Насколько я могу судить по отзывам и фотографиям туристов, все они, будучи филиалами Петербургского Военно-морского музея, не сильно отличаются друг от друга, разве только слегка разнится экспозиция выставочных залов. Для меня же при выборе подводной лодки, решающим фактором оказалось местоположение, точнее ее совместимость с общим маршрутом. Поскольку я еще хотела попасть на побережье Финского залива, мой выбор пал на субмарину «Народоволец», которая базируется в Василеостровском районе города.

Организационные моменты

Музей, находящийся по адресу Шкиперский проток 10, удален от центра города, поэтому здесь не так много приезжих туристов, чаще здесь можно встретить группы школьников и студентов или жителей Санкт-Петербурга и области. В моем случае, такое местоположение субмарины совсем не смущало, поскольку в планах было провести почти целый день в соседних с ней окрестностях.


В целом, добраться до музея не так сложно, ближайшая к ней станция метро «Приморская», откуда до музея около получаса ходьбы, или, что гораздо удобнее – доехать за минут десять до остановки общественного транспорта «Шкиперский проток» на автобусе или троллейбусе. Кстати, у моего навигатора не получилось найти закрепленный за музеем адрес, но лодку хорошо видно с главной магистрали квартала – улицы Наличной и находящейся здесь автобусной остановки.
На ряде сайтов в интернете, правда неофициальных, мелькала информация о том, что входной билет в экспозицию подводной лодки стоит 150 рублей. Эти данные я не проверила, поэтому на месте меня и моих друзей ждало легкое разочарование, билет оказался в два раза дороже – 300 рублей. С одной стороны, цена все равно осталось невысокой, но с другой, для компании в пять человек разница выглядела существенной.
В этой «истории» был и положительный момент, оказалось, что отдельно оплачивать фотосъемку, как принято в подобных небольших музея, не нужно.
Субмарина доступна для осмотра с 11.00 до 18.00 со стандартными для музея выходными – в понедельник и вторник. При входе на экспозицию есть гардероб и камера хранения, что в общем-то для такого музея просто необходимо – пространство тесное, между отсеками придется двигаться пролезая в люки, лишние вещи в руках только бы мешали.
Несколько фактов о подводной лодке.
Субмарина «Народоволец», или подводная лодка «Д 2», одна из первых субмарин, построенных в СССР, сооруженная еще в самом начале предвоенных 1930-х годов. Лодка с достоинством выдержала Великую Отечественную войну, не утратила позиции на советском побережье Балтийского моря и северо-западных рубежах, совершив несколько боевых выходов после чего была перемещена в Кронштадт, где несколько десятилетий выполняла роль учебного пособия, и только в конце 1980-х было принято решение организовать мемориальный музей подводного флота, который открылся здесь в 1994 году.


Экспозиция


Начну с того, что пространство музея можно разделить на две составляющих – сама субмарина, и примыкающие к ней другие экспозиционные залы музея. Свободного места внутри субмарины не так много, а посещать музей любят многочисленные группы, поэтому здесь предусмотрено направление движения при осмотре. При желании назад вернуться, конечно, можно, но это не всегда удобно если вас уже «подпирает» очередная экскурсионная группа. Мне и моим друзьям повезло, кроме нас в музее была еще одна семейная пара, а вот при выходе в гардеробе мы столкнулись с только что пришедшей большой группой школьников.
 
Подлинность субмарины у меня ни разу не вызвала сомнений. К тому же в отличие от других подобных подводных лодок, «Народоволец» ни разу не претерпевал видоизменений в угоду, как это часто бывает, посетителям и их удобству.
«Народоволец» – это действительно настоящая подводная лодка с жилыми трюмами, машинными и торпедными отсеками, кают-компанией, с рубкой капитана, радиостанция ей с муляжом радиста внутри, камбузом и даже гальюном. Попасть из одного отсека в другой можно только с помощью люка, ступени там скользкие, проходы небольшие, так что не помешает сноровка.
Все, что можно увидеть в недрах подводной лодки подлинное, реальные рабочие механизмы, предметы, необходимые для обустройства быта. Сюда я, например, отнесу навигационную карту и приборы, необходимые для прокладки курса, перископ или спальные места – койки на металлических цепях. Эти предметы и атрибуты, конечно, трогать запрещено, но посетителей это не особо смущает, они охотно крутят и вертят рычаги, вентили, нажимают кнопки, превращая субмарину в интерактивный музей.
 
 
Как я уже писала, кроме трюмов субмарины в экспозиции есть отдельные залы – комнаты, расположенные за пределами подводной лодки. Такие залы носят название «берегового павильона», в них можно найти исторические документы, старые фотографии, графические и живописные работы, различные атрибуты, связанные с темой субмарин. Эти залы дают представление об истории подводных лодок, об их первых создателях и инженерах. В одно из залов – экспозиция, повествующая о строительстве советских субмарин, в другом – модели отечественных подводных лодок XX века, в третьем – образцы мин и торпед, ярко-оранжевый скафандр подводника. Здесь же оборудован «медицинский уголок», имитирующий Красный Крест в период Великой Отечественной войны. Среди многочисленных стеклянных пробирочек и колб можно увидеть исторические врачебные инструменты. Мне посчастливилось застать здесь девушек-медсестер, одетых в медицинскую форму того времени и мужчин-военных, придающих атмосферу данной экспозиции. Возьмусь предположить, что такие костюмированные представления проводятся здесь не на постоянной основе, вероятно, готовился спектакль для школьников, с которыми, как я писала, встретились мне на выходе.


Впечатления


Подводная лодка – достаточно интересный объект, и на мой взгляд, другие виды военной техники в качестве музейных экспонатов заметно ей уступают. Субмарина – это целый таинственный дом, со своим укладом, правилами, и конечно, атмосферой. Сложно поверить, что в таком замкнутом пространстве люди могли прожить несколько месяцев, глубоко погруженные под тяжелыми пластами ледяной темной воды. Я не страдаю клаустрофобией, но иногда накатывала волна неприятных ощущений, казалось, что еще чуть-чуть и уже не будет хватать кислорода. Временами даже возникало тягостное ощущение безысходности.
При этом, едва ли я могу сказать, что такие эмоции как-то негативно отразились на моем восприятии музея, скорее наоборот, помимо знакомства с устройством субмарины, ее обязательными атрибутами, я получила возможность ощутить не поддающиеся описанию чувства, которые придавали особую атмосферу и смогли дополнить картину музея.