Думаю, неспроста Тверской путевой императорский дворец считается жемчужиной города Твери. Это не только памятник архитектуры XVIII века, кстати, один из старейших в городе, но и картинная галерея с довольно любопытным собранием. Дворец расположен в самом центре Твери на Соборной площади, которая в советское время получила одно из типичных наименований – площадь Революции. Еще в детстве, прогуливаясь по городскому саду, я всегда обращала внимание на это нарядное здание в конце набережной. Тогда в силу возраста, я еще не догадывалась о его прошлом, но как впоследствии оказалось, история дворца довольно интересна. Дворец наконец открылся и я отправилась на экскурсию.
Тверской императорский дворец был построен еще в 1763 – 1768 годах по указу императрицы Екатерины II. Впервые здесь она остановилась за год до завершения строительства – в 1767 году. Если мы вспомним историю, то обнаружим, что путевые дворцы, в общем-то, не были редкостью. Их строили по пути следования императоров и их семей, отсюда, собственно, и название – «путевые». Особенной популярностью пользовался Петербургский тракт – дорога из Петербурга в Москву. Дворцы на этом отрезке были возведены в Твери, Завидово, Торжке и т.д. Однако мне кажется, тверской императорский дворец всегда имел свой особый статус. Во-первых, это был масштабный проект, который с небольшими изменения дошел до нашего времени. Дворец, выстроенный в нарядном барочном стиле, но уже со строгими элементами классицизма, представляет собой двухэтажное здание с двумя павильонами-флигелями, образующими внутренний двор-курдонер. На главном парадном фасаде, выходящим на берег реки Волги, в центральном ризалите располагается мезонин.
Флигели завершаются своеобразными башнями, одна из которых ранее была отведена под домовую церковь, о чем сейчас свидетельствует венчающий ее крест.
Такой архитектурный облик, пышный, но в то же время сдержанный, позволяет поставить тверской дворец в один ряд с европейскими монархическими резиденциями того периода.
Во-вторых, замечу, что в строительстве принимали участие ведущие архитекторы того времени. Изначально дворец был построен по проекту известного зодчего XVIII века Петр Романовича Никитина, много работавшего в Москве, Туле, Калуге и прочих российских городах.
Правда, долгое время среди искусствоведов не иссякали попытки связать дворец с творческим наследием другого выдающегося московского архитектора Матвея Казакова. Уже в начале XIX века путевой дворец был перестроен под руководством не менее знаменитого архитектора – Карла Ивановича Росси, который превратил дворец в светскую обитель, центр салонной жизни. А третий этап строительства, произошедший в 1860-х годах, был связан с именем другого зодчего – А.И. Резанова, впрочем, при нем дворец не претерпел существенных изменений.
После революции 1917 года во дворце располагались кабинеты органов советской власти. А вот в 1928 году здесь была открыта картинная галерея, по сути, снова сделавшая дворец центром культурной жизни.
В последние годы наш дворец получил негласный статус «многострадального», поскольку еще в начале 1990-х годов стало понятно, что дворец, памятник архитектуры XVIII века, нуждается в серьезной реставрации. На протяжении долгих лет администрация дворца, сотрудники галереи, да и просто неравнодушные граждане Твери всеми способами пытались привлечь внимание общественности для решения данной проблемы.
Долгожданное возрождение Тверского императорского дворца началось только в 2012 году и длилось три года. На период реставрации деятельность дворца и картинной галереи была приостановлена, хотя временные экспозиции можно было увидеть на других площадках, арендуемых дворцом. В ходе реставрации были решены не только технические задачи по ремонту здания, но и проделана попытка восстановления исторических интерьеров. В большинстве своем детали и элементы интерьера воссоздавались в точном соответствии с историческими фотографиями из современных материалов.
Кстати говоря, практически одновременно с реставрацией дворца было начато воссоздание еще одного знакового памятника города Твери, располагавшегося рядом – Спасо-Преобрженского собора. Собор был известен тем, что являлся первым белокаменным храмом на Руси, возведенным в 1284 году, сразу после разрушительного татаро-монгольского нашествия.
К сожалению, в XX веке его постигла участь многих культовых сооружений – собор был взорван, однако, в 2010-годах было принято решение о его восстановлении на историческом месте. На сегодняшний день строительство собора все еще продолжается.
Возвращаясь к путевому дворцу, хочу заметить, что его открытие состоялось не сразу, поскольку после восстановительных работ нужно было вернуть в его стены дворца всю богатую коллекцию, разместить постоянные экспозиции, словом, полноценно подготовить дворец для посетителей.
Первые экскурсии были организованы в ноябрьские праздники 2016 года, а затем их стали проводить и в другие дни, но количество было сильно ограниченным, а число желающих росло, ведь многим хотелось увидеть, как изменился дворец за это время. Официальное открытие дворца состоялось только в ноябре 2017 года, а в январе 2018 дворец распахнул свои двери для широкого зрителя. Ажиотаж в новогодние каникулы был такой, что говорят, очередь во дворец достигала полутора-двух часов, что для Твери было просто немыслимо.
Конечно, такое событие сложно обойти стороной, вот и я, как только спал шумиха, прихватив фотоаппарат и хорошее настроение, отправилась на встречу с обновленным дворцом.
Говорят, театр начинается с вешалки, пожалуй, тоже самое я теперь могу сказать и про тверской императорский дворец. Переступив порог, я попала в исторический парадный вестибюль с мраморными колоннами, большими каминами и строгим охранником, который сразу попросил надеть бахилы.
Тут же в кассе необходимо приобрести входной билет, дающий право на посещение всех экспозиционных залов дворца. Как мне кажется, цена билета невысока – 250 RUB. Слева от касс – сувенирный магазинчик и небольшой гардероб. Кстати, говорят, именно маленькие размеры последнего послужили причиной январских очередей.
Возле парадной лестницы дворца всех гостей встречает вот такой вот бронзовый всадник.
Кстати, до реставрационных работ в этом холле часто проводились выездные свадебные регистрации, позволяющие молодоженам возможно почувствовать себя членами царской семьи
Начало осмотра начинается с анфиладных комнат первого этажа в западном флигеле, где разместилась коллекция европейской живописи XVII – XVIII веков. Среди, в общем-то, неизвестных для простого обывателей произведений, есть парочка интересных работ в жанре архитектурного пейзажа.
Чуть дальше, в башне находится зал древнерусского искусства, оставивший, наверное у меня самые яркие впечатления. Это невероятно удачное сочетание интерьерного пространства и тематики экспозиции: белые стены, низкие потолки и крестовые своды. Все это создавало ощущение, что я попала не в зал музея, а в древнерусский храм, ну или хотя бы в его трапезную. Впечатление усиливали и развешанные на стенах уникальные фрески XV – XVI веков и старинные иконы.
Коллекцию древнерусской живописи продолжает экспозиция в бывшей домовой церкви. Попасть туда можно, поднявшись на второй этаж по новой деревянной лестнице с чугунными перилами. Церковь в честь великомученицы Екатерины была освящена вскоре после завершения строительства – в 1778 году. Когда-то в этой домовой церкви находился деревянный резной иконостас с работами известного художника – Владимира Боровиковского. Сегодня это всего лишь один из залов галереи, где можно увидеть иконопись XVII – XIX веков.
Все остальное пространство второго этажа также посвящено русскому искусству, начиная с XVIII и заканчивая концом XX века. Временной период для истории искусств – огромный, поэтому я была приятно удивлена тому, как экспозиция проработана и продумана до мельчайших деталей. Здесь встречаются совершенно различные стили и направления, техники и жанры живописи. Буквально в каждом зале обитают свои «жемчужины». Например, в одном из залов – картины известных живописцев XVIII века: Рокотова, Левицкого и Антропова,
в другом – произведения выдающихся художников-реалистов – Шишкина и Левитана,
есть и работы мариниста Ивана Айвазовского. А в анфиладах восточного крыла мне запомнились стенды с коллекцией Конаковского фаянсового завода, дающие интересные примеры советского агитационного искусства, импрессионистические опыты Коровина, небольшие графические работы Владимира Фаворского и авангардистские произведения Александра Тышлера.
Однако дворец не был бы так интересен, если бы не его исторические интерьеры, любовно восстановленные в ходе реставрационных работ. Центральное место среди них бесспорно отведено «белому» или парадному залу, в наибольшей степени сохранившему историческую отделку и обстановку.
Этот двухсветный зал с мраморными колоннами, огромными каминами в торцевых стенах, дюжиной канделябров и подсвечников всегда являлся основным местом проведения придворных празднеств и торжественных приемов. А вот в конце 1812 года это место успело послужить «печальной» залой, здесь был выставлен катафалк с телом скоропостижно скончавшегося принца Георга Ольденбургского. Зал сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и впоследствии был восстановлен не точно, в этот же раз реставраторам удалось максимально верно воспроизвести исторические интерьеры, в том числе знаменитую отделку белым мрамором, и изящные скульптуры, украшавшие комнату.
Еще один знаменитый зал дворца – гербовый. Свое название он получил только в XIX веке, когда зал для приемов украсила, проходящая по периметру цепочка геральдических щитов с гербами Москвы, Санкт-Петербурга и уездных городов Тверской губернии, а в самом ее центре располагался большой герб царской семьи Романовых. Такое оформление интерьера символизировало единение царской династии с Тверским краем.
Сегодня в зале экспонируются произведения декоративно-прикладного творчества второй половины XIX века, произведенные на Императорском стекольном заводе.
Помимо парадных комнат, особенно привлек мое внимание так называемый фарфоровый кабинет. В этом небольшом помещении, расположенном в эркере западного крыла императорского дворца, размещена, существующая здесь еще с конца XVIII века, коллекция европейского фарфора, в том числе уникальные произведения Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Германии.
Прочие интерьеры находятся в восточной части дворца, это – не менее интересные голубая гостиная с элементами исторического мебельного гарнитура (фото 20), опочивальня с окнами в сад, медальерный и рабочий кабинеты, все они доступны для осмотра.
Тверской императорский дворец являвшийся около полутора веков временным домом для представителей царской фамилии, светским и культурным центром Тверской губернии, прямо-таки располагает для неспешных прогулок по его многочисленным залам и анфиладам, созерцания изящных произведений искусства, погружения в историю и культуру прошлых столетий.
Что и говорить, время, проведенное здесь, пролетело незаметно, а по моим скромным подсчетам провела я во дворце не менее двух с половиной часов. Напоследок же даже захотелось запечатлеть себя в одном из зеркал на память.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email