В столице Баварии, Мюнхене, мы пробыли всего сутки, поэтому кому-то (кто этот замечательный город знает лучше) мой рассказ покажется поверхностным и стандартным. Не спорю, что в Мюнхене огромное количество достопримечательностей, музеев, памятников истории и архитектуры, и обойти их за один день просто физически невозможно. Но получить общее представление, ознакомившись с так называемыми «визитками», можно.

Мюнхен Мюнхен

Мюнхен

Итак, я расскажу о тех достопримечательностях, которые, на мой взгляд, можно назвать главными визитками Мюнхена (да простят меня остальные туристы, посещавшие данный город, но этот список составлен на мой вкус — что-то очень важное сюда, возможно, не попадет, а что-то, напротив, кто-то посчитает не заслуживающим внимания).
Начнем, конечно, рассказ о Мюнхене с главного его собора — Собора Пресвятой Девы Марии или, как называют его сами мюнхенцы, Фрауэнкирхе. Собор был построен в 15 веке на месте более ранней церкви — часовни, посвященной Святой Деве Марии — Мариенкапеллы (Marienkapelle), возведенной еще в 12 веке в романском стиле. Здание это примечательно тем, что, во-первых, это самое высокое строение в городе. При том, что это крупный промышленный и научный центр Германии и третий по размерам город страны, здесь вы не увидите небоскребов и высотных зданий. В 2004 году в Мюнхене даже проводился референдум, согласны ли жители, чтобы в городе запрещалось строительство зданий выше Фрауэнкирхе. Подавляющим большинством жители города выразили свое согласие, чтобы собор и впредь был самым высоким зданием Мюнхена. Во-вторых, собор хоть и построен в стиле поздней готики, в его архитектуре много необычного, не характерного для этого стиля, что делает его уникальным. В-третьих, с собором связано немало легенд, что придает ему особую романтику и ореол тайны.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Одна из легенд связана с причинами строительства собора. Согласно преданию, в небольшой капелле, стоявшей на этом месте раньше, всегда собиралось очень много людей, так что нельзя было даже пошелохнуться. Во время одной из служб маленькой девочке стало плохо, но вынести ее на улицу не успели, так церковь была битком набита людьми, и девочка умерла. Растроганные жители города и герцог Сигизмунд, который был сеньором здешних земель, решили построить новый вместительный храм, в котором такого не могло бы произойти, и который мог бы вместить всех желающих.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Воля герцога и горожан стала быстро воплощаться в реальность: на немалые пожертвования самого Сигизмунда и зажиточных бюргеров в течение всего двух десятков лет было построено огромное здание, которое и сегодня поражает своим размерами. Оно могло вместить около 20 тысяч человек, в то время как население города в средние века не превышало 15 тысяч человек.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Архитектором собора назначили Йорга фон Хальсбаха (J?rg von Halsbach), имевшего прозвище Гангхофер (Ganghofer). Именно он предложил построить не совсем обычный храм, лишенный традиционных для готики декоративных излишеств, ему же принадлежала идея возводить собор из кирпича, что тоже было редкостью для готической архитектуры, хотя строительство из кирпича было и быстрее, и дешевле.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

С окончанием строительства связана интересная легенда. Поговаривали, что построить такой большой собор в столь короткий срок архитектору помог не кто иной, как сам дьявол. У архитектора была заключена сделка с дьяволом, что тот поможет ему построить невиданный собор, а в обмен на это архитектор отдаст ему свою душу. На том и порешили. И вот собор построен, дьявол пришел принимать собор, но архитектор заявил, что свою часть договора дьявол не выполнил, так как у собора есть один существенный недостаток — у него совсем нет окон. Дьявол разозлился и топнул ногой, оставив такой след.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

На самом деле окна, конечно же, в соборе есть, их украшают прекрасные витражи, и через них во внутренний огромный зал собора проникает свет.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Почему же дьявол не увидел их? Если вы не побоитесь, и встанете на то же самое место, то вы также не увидите ни одного окна. Дело в том, что все внутренне пространство собора пересекается двумя рядами белоснежных восьмиугольных колонн. Сливаясь, они как бы образуют стену, и создается впечатление, что собор построен без единого окна.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Как бы то ни было, рассерженный дьявол, видимо, так и не простил архитектора, перехитрившего его. Едва закончив строительство основного здания, архитектор умер. Единственное, что он не успел увидеть — как на башни будут водружены купола. Похоронили архитектора под северной башней собора. Только спустя 40 лет была поставлена точка в строительстве — башни были увенчаны куполами, опять же, необычной для готики формы. Луковичная форма куполов скорее напоминает романские соборы Византии. Вначале планировалось установить типичные для готических соборов заостренные шпили, но потом архитектор решил увенчать башни куполами, копирующими купол храма Гроба Господня в Иерусалиме. Потом такие купола стали называть «вельшскими», и они стали достаточно распространенными в южной Германии, а также в Австрии.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Когда мы были в Мюнхене, одна из башен была закрыта на реставрацию, поэтому впечатление было несколько подпорчено, но учитывая, что они практически одинаковые, можно в целом представить, какое колоссальное впечатление производит Собор во всем его величии. Башни собора, действительно, почти одинаковые, различаются они только высотой — всего 13 сантиметров (где-то пишут 12, где-то 15). Объясняют такую разницу происками все того же дьявола, подглядывавшего за строительством и отвлекавшего рабочих, которые и допустили такую погрешность.
Еще один элемент наружного «декора» собора — это размещенные на стенах плиты. На самом деле, это надгробия. Раньше вокруг собора находилось кладбище, потом оно было снесено, а надгробиям не нашлось лучшего места, как на стенах собора. Можно провести целую экскурсию, читая надгробные эпитафии, имена давно ушедших жителей города и даты их жизни.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Внутри храм производит особенное впечатление. Зал на самом деле очень большой, но из-за рядов колонн он кажется узким, как длинный коридор. Внутреннее убранство поражает строгостью и аскетизмом. Здесь нет традиционных росписей, фресок, лепнины, богатого декора. Все выполнено в белом цвете — строго, сдержанно, даже может возникнуть впечатление, что это лютеранский храм. Из декора — только изящная кремового цвета «паутина» на потолке, лаконичные светильники и «парящее» в белоснежном пространстве храма распятие.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Легкое, воздушное, совсем не подавляющее внутреннее пространство, которое больше напоминает сказочный дворец, чем готический храм. Правда, многие уходят отсюда разочарованными, ожидая от главного собора роскоши и богатства внутреннего убранства. Но на мой вкус здесь все невероятно гармонично, легко, и это один из самых интересных и незабываемых соборов, которые я видела в Европе. Очень гармонично вписывается сюда и современный орган, выполненный в стиле модерн в 1994 году.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Вдоль стен расположены маленькие «комнаты» — капеллы, отгороженные решетками — в каждой капелле находится икона и скамейки, каждая такая капелла принадлежала одной из богатых семей Мюнхена, куда ее представители могли приходить и молиться в некотором уединении. Как я уже говорила, многочисленные окна собора, которые не заметил дьявол, украшены витражами со сценами из священного писания, с портретами святых и прочими традиционными сюжетами.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Собор изначально создавался как усыпальница представителей династии Виттельсбахов, правивших в Баварии, и некоторое время во всей Священной Римской империи. Некоторых правителей из этой династии хоронили прямо в соборе в специальной крипте за алтарем, рядом с баварскими кардиналами и архиепископами. Некоторые Виттельсбахи похоронены в других храмах Мюнхена: в более нарядных и парадных Церкви св. Михаила и Театинеркирхе, иногда сердце умершего хоронили отдельно в капелле Альтёттинга. Самое известное надгробие собора принадлежит Людвигу VI Баварскому. Это был самый известный и могущественный король из династии Виттельсбахов. О его могуществе говорит тот факт, что ему под силу было даже сместить неугодного ему папу римского, и назначить на его место другого. На самом деле этот черный известняковый монумент — кенотаф («пустышка»), а не надгробие, так как похоронен император внизу, в крипте.

Фрауэнкирхе Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе

Стоит сказать, что отношение к Фраункирхе у самих мюнхенцев неоднозначное. Связано это с тем, что собор изначально имеет скорее официозно-представительное предназначение, так и не получив статуса «народного». Народным же считается другой храм Мюнхена, расположенный недалеко — церковь Святого Петра.
церковь святого Петра.

церковь святого Петра церковь святого Петра

церковь святого Петра

Перед собором обязательно обратите внимание на необычный фонтан — по форме он напоминает то ли сиденья, то ли грибочки. Его построил архитектор Йозеф Хейзельманн в 1972 году специально к проводимым здесь Олимпийским играм, и называется это необычное произведение «Беннобрюннлйян». Чаша фонтана окружена небольшими каменными блоками, на которых можно посидеть в тени в жаркую погоду, смочив ноги, а потом двинувшись в путь к новым интересным открытиям.

Фонтан Фонтан

Фонтан

Продолжение следует...