Однажды в Интернете я наткнулась на интересную статью про производство фарфора в Подмосковье. Оказывается в маленьком городке Ликино-Дулево, расположенном в 90 км от Москвы на восток, работает старинный фарфоровый завод. А, самое главное, в Ликино-Дулево есть его фирменный магазин, где можно купить посуду без высокой наценки.
Мне, как человеку, давно привыкшему к китайским чашкам, стало интересно, какой же русский фарфор.
Хм… фраза получилась несколько каламбурной. Ведь изначально, фарфор был завезен в Европу из Китая и стоит очень дорого. Сейчас же, полки магазинов забиты тоже китайской посудой, которая мало, чем похожа на утонченное произведение искусства.
Дорога в Ликино-Дулево.
Мы ехали по Новосовихинскому шоссе, предварительно заведя навигатор. В какой-то момент он предложил ехать неизвестной дорогой, как говорится, лесом-полем. Дорога вполне хорошая по меркам Подмосковья, пробок в воскресенье днем не наблюдалось.
Я забыла записать адрес магазина при заводе, но практически угадала его. Улица Ленина же есть почти в каждом городке? Ну вот, и в Ликино-Дулево завод при фарфоровой фабрике находится на улице Ленина д.43.
Магазин при фарфоровом заводе в Ликино-Дулево
Магазин при Дулевском фарфоровом заводе расположился на двух этажах, заставленных витринами. Сначала глаза разбегаются в разные стороны от такого обилия посуды.
На первом этаже выставлены сервизы, среди которых преобладают чайные.
Вот так выглядят дулевский фарфоровые чайные сервизы самого низкого ценового диапазона.
Кстати, вот этот сервиз, который стоит 6 236 руб в Интернет-магазине я нашла за более, чем 12 000 руб. Чувствуете разницу?
Больше всего мне понравился вот этот красавец за 18 959 руб… но пока я не готова купить чашки за такую сумму. Это же можно 4 раза слетать в Берлин J
Как я поняла, сервизы стоимостью около 8 000 руб относятся к категории подарочных и чуть ли не с ручной росписью.
Помимо чайных и кофейных сервизов есть выбор столовых сервизов. Цены, на мой взгляд, для фарфора весьма приемлемые.
На втором этаже посуда продается по штучно: тарелки, чашки, чайники, салатники. Мне очень понравились небольшие формы для запекания и большие чашки-бокалы.
Пью сейчас чай из этого бокала и получаю эстетическое наслаждение…Помните, как говорила Фрося Бурлакова: «Мы как с маменькой сядем, как 6 чашек чая…». Вот это про мня, мой размерчик.
Описывать посуду не буду, просто смотрите фотки. А ниже расскажу интересную историю про возникновение фарфора и страстей, которые кипели вокруг него.
Наборы тарелок.
Есть даже узбекские мотивы.
Ну а вот это предложение, от которого сложно отказаться. Мега мотиватор!
Отдельного внимания заслуживают вот эти фигурки. Они реально стоят столько... Я не понимаю, кто и зачем их может купить. Начитавшийся сказок олигарх?
Немного о фарфоре.
Китайцы изобрели фарфор еще в 6 веке, т.е за 1 000 лет до его начала производства в Европе. Шелк и фарфор – это были две вещи, которые приводили европейцев в жуткое волнение и считались загадками Востока. Многие отчаянные представители России и Европы пытались разными способами узнать секрет производства фарфора. Кто-то тратил бешеные деньги, пытаясь подкупить китайских мастеров, кто-то просто погибал в процессе шпионажа. Но все было безуспешно.
Европа узнала фарфор в 13-14 веках. Нам сложно в это поверить, но фарфор считался настоящей драгоценностью, его черепки даже носили в качестве бус, кулонов на золотых цепочках.
Китайцы уже в то время смогли наладить производство фарфора очень грамотно. Для себя они производили посуду, которой ежедневно пользовалась императорская семья, а в Европу отправляли пафосные вазы, огромные блюда и сервизы. Европейцы всячески выставляли эти изделия напоказ, как бы хвастаясь своей состоятельностью и изысканностью. Возможно, советская традиция хранить в открытых стенках всю имеющуюся в доимее посуду из этой же оперы.
В Европе прорыв в попытках произвести фарфор совершил Францеско ди Медичи. Его фарфор уступал в миллионы раз китайскому, он желтил и не отвечал стандартам качества.
За ним последовали попытки в других странах Европы, но тоже без больших успехов.
Фридрих Бётгер положил всю свою жизнь на исследование феномена твердого фарфора. И наконец, в январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была запущена первая европейская мануфактура твердого фарфора.
В конце 18 века столицей фарфорового производства стал городок Лимож. Легенда гласит, что жена бедного аптекаря отправилась на реку стирать белье. Видимо, дела их шли совсем плохо, потому что женщина использовала песок вместо мыла. Совершенно случайно, ей попался кусочек глины, который поразительным образом отбелил белье женщины. Счастливая, она побежала домой, рассказать мужу о том, что она хочет открыть маленькое производство мыла для стирки белья. Но муж опознал в глине каолин, который превратил его в богача. Он открыл производство белейшего фарфора, которое сделало провинциальный городок Лимож модным местом, куда потянулись лучшие мастера и художники.
Согласитесь, что все это выглядит невероятным. Раньше люди убивались за какую-то бабушкину вазу, которая у многих пылится в шкафу.
В Росси фарфор начали производить с середины 18 века. А до этого только самые знатные роды России и императорская семья могли позволить себе покупать китайский и европейский фарфор.
Википедия говорит: «В честь бракосочетания великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году король Август III прислал в дар императрице Елизавете роскошный фарфоровый сервиз в декоре «Holzschnittblumen». Сохранились около 100 предметов сервиза графа Орлова-Чесменского, в предметах которого использованы практически все варианты рельефов и декоров майсенского фарфора того времени. Русский посол в париже Барятинский постоянно приобретал на Севрской мануфактуре фарфор для Екатерины II. Только в одном 1779 году было потрачено 81000 ливров на покупку фарфоровых скульптур работы Буазо. Фридрих II прислал в дар Екатерине II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры. По заказу Екатерины II Дж. Веджвудом был изготовлен уникальный «Сервизу с зелёной лягушкой» из фаянса.»
Известно, что с 16 века в России начали производить русскую майолику – обожженную керамику, расписанную глазурью. В основном ее использовали для изготовления изразцов, которыми покрывали печи и украшали церкви. А гжельские мастера даже изготавливали посуду, которая совсем не дотягивала до настоящего фарфора.
Петр I приглашал иностранных мастеров гончарного дела из других стран, обещал льготы для предпринимателей, которые начнут производить российский фарфор из местного сырья.
В 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл первый завод русской майолики, который делал изначально только курительные трубки, а потом начал обслуживать императорский двор, производя изразцы.
Елизавета продолжила попытки Петра и в 1744 году затеяла строительство полноценной мануфактуры в Санкт-Петербурге. Она пригласили Гунгера, который в Европе имел славу алхимика. Ни к чему хорошему это не привело, начать производить фарфор из российского сырья Гунгеру не удалось. Дальше, опытами занимался соратник Ломоносова Дмитрий Виноградов, который в 1746 году все же получил приемлемый по качеству русский фарфор. Еще несколько лет, масса экспериментов, и в России появился фарфор, который был близок по качеству к китайскому, оставив позади европейский.
Таким образом, эту мануфактуру начали называть императорским фарфоровым заводом, ставшим в Европе третьим крупнейшим предприятием.
Толи жадность, толи безграмотность, но основным потребителем продукции с Императорского завода был соответствующий двор. Фарфор производили очень дорогой, поэтому другого рынка сбыта найти не могли. Соответственно, все очень по-русски: кризис и упадок.
Следующим известным человеком на рынке фарфора стал Попов (найти инфу).
Теперь перейдем к Ликино-Дулевскому фарфоровому заводу.
Дулевский фарфоровый завод был перенесен из Гжели в 1832 году, и достался промышленнику от отца.
На сайте дулевского фарфора рассказано: «Фарфор завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате которого родился неповторимый дулевский стиль - "агашки". От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них - душа Дулевского фарфорового завода.
За более чем 170-летнюю историю Дулевского фарфорового завода многое изменилось.
Сегодня это технически оснащенное предприятие, с непрерывным технологическим циклом на котором работает около 3-х тысяч человек. И он по прежнему является одним из крупнейших заводов Европы, специализирующийся на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоев населения.»
Стиль Дулевского фарфора приближен к народу и будет понятен большинству. Здесь есть откровенно пафосные вещи, а есть простые и милые сердцу бабочки, цветочки, ягодки. Говорят, что слово «агашки» пошло из-за того, что большинство мастериц звали Агафья.
Надеюсь, что Дулевский завод выживет в условиях конкуренции с экспортом и наша с вами культура не превратится в историю. Так что, ай-да все покупать Дулевский фарфор.
А вот несколько фоток на последок самого городка Ликино-Дулево.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email