Весной от друзей поступило предложение совершить путешествие по Белоруссии на автомобилях. Я смогла оформить на работе отгулы и уехать на все майские праздники. Путешествие получилось насыщенным и небанальным, мы убедились, что Белоруссия многогранна и интересна для путешествий. Наш маршрут получился довольно масштабный, но зато, прочитав мой отзыв, у вас не возникнет вопроса, что посмотреть в Белоруссии. Заинтриговала? Но начать хотелось бы с практичной информации.
Граница с Белоруссией
Её, можно сказать, нет. По дороге в Минск нас даже не остановили и не спросили ни о чём. На обратном пути мы немного притормозили из-за скопления фур. Нас спросили: «Вы россияне?» и пропустили. Паспорта мы, правда, достали, но хватило просто обложку показать. Ну и номер машины московский. Ещё автомобилистам необходимо приобрести так называемую зелёную карту. Это страховка. Поскольку я была просто пассажиром и машина не моя, подробности о карте не узнавала. Действует две недели. Приобрести можно в Москве в страховой компании, но в Смоленской области, ближе к границе, прямо на трассе стоят различные палатки, на которых крупными буквами написано «Зелёная карта».
Связь в Белоруссии
На территории Белоруссии работает три местных оператора сотовой связи. Воспользоваться услугами одного из них придётся. Роуминг – довольно дорогое удовольствие у любого российского оператора. Причём самая высокая цена установлена на использование интернета, а без него путешествовать в наше время очень некомфортно. Мы выбрали МТС-Беларусь. Не самый дешёвый поставщик услуг сотовой связи, но у него лучшее покрытие скоростного интернета в стране, хотя и не на всей территории. Для туристов предлагают только один тариф – Гостевой. Действие сим-карты автоматически прекращается при пересечении границы. За четырнадцать местных рублей на 30 дней даётся 2 Гб интернета и 1000 минут на звонки внутри сети. Для звонков на номера других операторов нужно доплатить. Я заплатила 15 белорусских рублей за сим-карту (девушка, сотрудник салона, посоветовала, чтобы была возможность позвонить на другие номера) и пользовалась только интернетом. Честно говоря, за время поездки ни разу не проверяла баланс. У моего спутника 1 Гб израсходовался за неделю и, после пары коротких звонков не на номера МТС-Беларусь, заблокировался телефон, хотя возможность звонить внутри сети осталась. У наших друзей 2 Гб закончились за полторы недели. Друг с другом мы связывались при помощи звонков и сообщений в одном из популярных мессенджеров и везде, где, возможно, старались подключиться к бесплатному WI-FI. WI-FI есть везде: в кафе, гостиницах и съёмных квартирах. В любом случае поскольку я должна была оставаться на постоянной связи с Москвой, для меня телефон стал одной из главных статей расходов в этой поездке. Хорошо, что у меня двухсимочный смартфон: московскую сим-карту оставила для телефонных переговоров с домом, а гостевую использовала только для доступа в интернет.
Дороги в Белоруссии
Неидеальные. Не везде хороший асфальт. В сельской местности есть грунтовые дороги, на которых попадаются глубокие ямы, поэтому лучший автомобиль для путешествия по глубинкам Белоруссии – внедорожник. Почти везде на трассах ограничение 100 или 120 километров в час. В населенных пунктах можно ехать не выше 60 километров в час, а кое-где, в основном у школ и детских садов, ограничение составляет 40 километров в час. Вдоль трасс стоят билборды, призывающие не лихачить. Конечно, лучше не превышать скорость, поскольку есть риск, что прям под колёса вылетит домашнее, если путь лежит сквозь деревню, или дикое, если дорога проложена в лесу животное. Местное ГАИ очень строгое и справедливое. Если замечают нарушение – от штрафа не уйти. Договориться нельзя. Придётся оплатить полностью. Платные дороги только для фур. И нужно помнить, что навигатор не всегда бывает прав: может завести не туда. Белорусские водители соблюдают правила, по стране ездить очень комфортно.
Деньги
Обменять российские рубли на белорусские не проблема. Есть пункты обмена валют, а можно зайти в отделение беларусбанка, которые есть в каждом городе. А также возможен обмен с помощью любого банкомата путём простой операции по снятию наличных. Приятно удивило, что, в отличие от российских городков, в Белоруссии почти везде можно расплатиться картой Visa. Даже в сельских магазинчиках. Samsung Pay тоже проходит. Ничего не зависает. Конвертация происходит мгновенно и вам приходит смс о снятии суммы в белорусских рублях (по курсу) и остатке в российской валюте. Курс в среднем 1 к 31 (за 1 белорусский рубль дают 31 российский). Поскольку цены везде в рублях, очень трудно ориентироваться: мозг, не сразу понимает, что рубли не российские. Кстати, до деноминации деньги были лучше, красивее, что ли.
О достопримечательностях в общем
Наше автопутешествие проходило по территории Западной части Белоруссии, вдоль границ с Польшей и Литвой. Эти земли в разные годы были в составе Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи, Советского Союза… Каждый исторический период оставил здесь свой след. Правда, учитывая количество проходивших здесь на протяжении нескольких веков различных войн, восстаний и репрессий, мало что сохранилось до наших дней в первозданном виде. На данный момент в Белоруссии действует госпрограмма «Замки Беларуси», в рамках которой выделяются бюджетные средства на восстановление или консервацию разрушенных замков и дворцов. Ряд памятников реставрируется за счёт благотворительных фондов. И также есть список строений, выставляемых на торги. Условием продажи является обязательство покупателя провести реставрацию. Но судя по всему, мало кто из собственников может осилить такие масштабные работы.
Важно помнить, что доступ на территорию большинства аварийных исторических зданий никто не запрещает и они не имеют охраны, поэтому передвигаться по объектам нужно, помня о безопасности в первую очередь.
К сожалению, мы только в последний день узнали о замечательном андроид-приложении Глобус-Беларусь. С помощью него можно ознакомиться со всеми, даже очень плохо сохранившимися памятниками, увидеть фотографии, узнать координаты и проложить маршрут.
День 1.Дорога в Белоруссию
От МКАДА мы стартовали в 11.00. У наших друзей выдалось больше свободного времени, и они уехали на три дня раньше нас. То ли на Минском шоссе была пробка, то ли ещё по какой-то причине, но навигатор проложил путь через Рузу и Можайск. Погода была замечательная: солнце и +25. Я даже стала переживать, что поверила долгосрочному прогнозу погоды, который сообщал, что в Белоруссии всю неделю будут дожди и чуть больше 10 градусов выше нуля, и взяла с собой только тёплые вещи. Однако, на территории Смоленской области, мы буквально въехали в холод, а недалеко от границы нас накрыл ливень.
На обед мы остановились в Ярцево, в Смоленской области. Там на трассе есть магазины и кафе «Старое Русло». Несколько лет назад я была в автобусном туре по Белоруссии и в этом кафе кормили нашу группу по дороге в Минск и на обратном пути в Москву. Интересно, что здесь, с обеих сторон дороги, находятся два кафе с одним названием. Мы ели только в том, которое расположено слева, если двигаться в сторону Минска, и нужно перейти дорогу по надземному переходу. Кафе интересно оформлено. На мой взгляд, кормят неплохо, хотя и недёшево. Выбор блюд большой и сами порции немаленькие.
Миновав границу без проблем, мы двигались к столице союзного государства.
Весь путь от МКАДа до отеля занял около 10 часов. Остановились в Минске в гостинице «Агат» на окраине города.
Отель скромный, но чистый и уютный. Расположен в отличном месте: на границе с сосновым бором, что гарантирует свежий воздух. А пруд, отделяющий территорию отеля от дороги, даёт возможность прогуляться вечером и полюбоваться красивым видом как самой гостиницы, так и церковью, находящейся через дорогу. Из окна нашего номера был виден закат. Двухместный номер обошёлся в 2200 российских рублей.
Правда, рядом находится небольшой стадион, но, когда мы там были, он был закрыт и никаких мероприятий не проводилось.
Ужинать пошли в кафе «На углях», расположенное во дворах домов, напротив гостиницы. Это единственное заведение рядом с отелем, работающее до 23.00. Остальные, как подсказывал Гугл, уже были закрыты. Кафе довольно маленькое, но симпатичное. Заказала себе только молочный коктейль стоимостью 100 российских рублей, который мне очень понравился. Один из лучших, которые я пила за последнее время.
День 2.
Утро началось со… снега. Посмотрев на то, как природа поздравила всех с первым днём весны, пошли на завтрак, но кафе в гостинице оказалось закрыто, что стало неприятным сюрпризом. Перекусив тем, что привезли с собой, отправились в офис местного сотового оператора и пункт обмена валюты. Далее, по плану у нас были замки Мир и Несвиж. Однако наши друзья, с которыми мы планировали встретиться там, позвонили со словами, что погода совсем не для прогулки по замкам: +3, дождь и ветер. Было решено ехать в Брест, где прогноз погоды обещал солнце и +12.
От Минска до Бреста ехать где-то 3,5 часа. По дороге можно увидеть много интересного. Например, ветрогенераторы.
Или гигантского зубра, высота которого под 20 метров. Эта большая металлическая скульптура была установлена в 2003 году на границе Брестской и Минской областей.
Прогноз не обманул. Брест встретил нас солнцем и теплом. После обеда в кафе «Апельсин» на Советской улице мы отправились смотреть достопримечательности. Кафе, кстати, обычное. Ничего выдающегося и запоминающегося.
В Брестскую крепость мы уже не успевали и решили ехать смотреть те памятники, доступ к которым неограничен временными рамками. Первым нашим пунктом была деревня Закозель, в Дрогиченском районе, Брестской области. Здесь расположена красивая, хоть и полуразрушенная часовня-усыпальница шляхетского рода Ожешко.
Основателю рода - Антонию Ожешко - эти земли подарил глава Великого Княжества Литовского. Часовня построена в середине XIX века как родовой склеп. В настоящее время изыскиваются средства на реставрацию, а пока она в аварийном состоянии. Не охраняется. Подойти близко никто не мешает, но в любой момент на голову может рухнуть элемент декора.
Следующим пунктом нашей поездки была усадьба Вислоухов в деревне Перковичи всё того же Дрогиченского района Брестской области.
Построена в начале 19 века. Принадлежала роду Вислоухов. Последний хозяин усадьбы профессор Антоний Перкович жил здесь до 1940 года. После войны здесь был открыт детский дом, а сейчас тут санаторная школа-интернат, поэтому усадебный дом перестроен, но не разрушен.
Несмотря на то что здесь детское учебное заведение, на территорию мы вошли, не встретив заборов или охранников. Внутрь здания не пошли, сделали почетный круг. К сожалению, большая часть пейзажного парка и водоём в запущенном состоянии.
Из Перковичей мы поехали обратно в Брест, где решено было переночевать. Проехали сквозь Кобрин. Очень интересный город со множеством достопримечательностей. При возможности, нужно посетить его отдельно.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email