Увидев по телевизору сюжет про открытие выставки под названием Венеция ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России, я решила обязательно посетить Государственный Музей Изобразительных Искусств Имени А.С. Пушкина, где она собственно и проходит.Друзья как будто прочитали мои мысли и пригласили составить компанию.
На сайте ГМИИ были приобретены электронные билеты, которые нужно поменять на обычные в кассе в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14). Здесь даже просят расписаться при обмене. Видимо, стараются уберечься от перекупщиков.
Конечно, билет можно приобрести и в день посещения непосредственно в кассе, но с электронным как-то спокойнее. Кстати, он даёт право посещения всего музея, а не только одной выставки.
Несмотря на то что в билете указано время сеанса, пройти можно раньше. Видимо, когда нет большого количества посетителей, время не принципиально.
23 работы трёх известнейших художников эпохи Возрождения занимают три зала на втором этаже. Ценителей живописи размещение картин разочарует, скорее всего, так как они перекрываются колоннами, и смотреть можно только с близкого расстояния. Особенно это чувствуется в зале, где находятся самые большие по размеру полотна, поскольку зал небольшой и на представленные произведения смотришь снизу вверх. Вдоль балюстрад же и вовсе начинается «пробка» из людей перед каждой картиной.
Исключением является «Саломея» Тициана Вечеллио. Эта картина заявлена как ключевое произведение выставки и поэтому её можно рассмотреть с любого расстояния и любой точки.
Тициан Вечеллио - итальянский художник. Несмотря на то, что он является известнейшим живописцем своего времени, в его биографии много «белых пятен». Неизвестна ни дата, ни даже год его рождения. В возрасте 10 лет, что тоже не является точным фактом, приезжает в Венецию, где начинает работать в мастерских знаменитых местных художников, постепенно изучая различные секреты профессии и вырабатывая собственную технику и стиль.
«Саломея» редко вывозится за пределы Италии, где находится в частной галерее.
На холсте изображена иудейская царевна, держащая на подносе голову Иоанна Крестителя. Саломея танцевала на пиру для царя и он прилюдно обещал исполнить любое желание девушки. Она пожелала голову Иоанна Крестителя, поддавшись на уговоры своей матери, имевшей личные причины желать смерти Святого. Мать Саломеи также изображена на полотне, стоящей за спиной дочери.
От картины остаётся ощущение, будто перед тобой живые люди и ты становишься случайным свидетелем страшной трагедии. Так и ждёшь, что девушка в следующую секунду в ужасе отбросит этот поднос.
«Саломея» является жемчужиной выставки, но меня покорило другое полотно: «Воскресение Христа» кисти Паоло Кальяри. Не могу сказать почему, но к этой картине я подходила несколько раз и, поскольку на выставке разрешено фотографировать без вспышки, фотографий этого произведения у меня больше всего.
Несмотря на религиозный сюжет, произведение создавалось не для церкви, а для частного лица. В Россию попала при Екатерине II: была куплена для Эрмитажа. Сейчас это произведение является частью большого собрания ГМИИ Имени А.С. Пушкина и выставлена после реставрации.
Паоло Кальяри родился в 1528 году в Вероне и своё прозвище - Веронезе – он получил как раз по месту рождения.
Живописец занимался росписью церквей, а также выполнял частные заказы для богатых домовладельцев. Основной тематикой полотен, заказываемых для украшения домов, были популярные в то время мифологические сюжеты.
Одним из таких сюжетов является «Похищение Европы». Эта работа тоже произвела на меня особое впечатление. Полотно довольно большое и благодаря сочным краскам и большому количеству оттенков резко выделяется.
Картина иллюстрирует миф о том, как Зевс, влюбившийся в дочь финикийского царя, превращается в быка, похищает девушку и увозит её на своей спине на остров Крит. Полотно отражает всю сюжетную линию мифа: крупным планом изображена Европа, садящаяся на спину Зевса в образе быка и смотрящая наверх на двух амуров, а в правом нижнем углу видно, как бык увозит Европу к морю и уплывает с ней.
Кстати, по такому же принципу создана картина Якопо Робусти, «Грехопадение Адама и Евы».
Крупным планом показаны фигуры Адама и Евы в момент, когда Ева уговаривает Адама попробовать то самое яблоко, а в правой части полотна, на заднем плане, изображен ангел, изгоняющий их из Рая.
Не могу сказать, что это произведение меня как-то «зацепило», но сам подход к рассказу целой библейской истории в одной картине очень интересен.
Якопо Робусти родился в Венеции в 1518 году. Прозвище «Тинторетто» - маленький красильщик – получил по профессии отца, работавшего как раз красильщиком. Являлся учеником Тициана.
На сайте музея и в приложении izi.TRAVEL есть бесплатная версия аудио гида по выставке, однако, она содержит описание не всех произведений, так что предпочтительнее взять тот, что предлагают на входе. А также проводятся живые экскурсии, присоединиться к которым никто не мешает. Правда, в залах несколько шумно и экскурсоводов, говорящих довольно тихо, плохо слышно.
Меня приятно удивило предлагаемое решение для людей с ограниченными возможностями зрения. В залах расположены небольшие по размеру тактильные копии выставляемых картин с подписями на азбуке брайля. Их всего три, но всё равно это хорошая идея.Кроме того, на сайте музея есть информация об экскурсиях на жестовом языке.
Картины просто великолепны, у каждой своя история, поэтому рекомендую взять аудио гид на месте, а лучше присоединиться к экскурсии.
Выставка, как и весь музей, в четверг и пятницу работает до 21.00, но где-то в 20.45 начали всех просить на выход. Большая часть посетителей стала уходить около 20.30 и мы воспользовались этим временем, чтобы посмотреть картины ещё раз почти в безлюдном зале.
Выставка проходит с 09 июня 2017 до 20 августа 2017 года.
Стоимость билетов:
Входной билет – 500 рублей
Льготный билет – 250 рублей
Билет для сотрудников музеев РФ и членов Ассоциации искусствоведов – 150 рублей
Бесплатный билет – детям до 16 лет и лицам других бесплатных категорий.
Часы работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00 касса (вход) с 11:00 до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00 касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник
Адрес Москва, ул. Волхонка, 12
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email