За многовековую историю существования города Касимов в Рязанской области в нем проживало огромное количество разных народов: славяне, татары, представители мещерских и мордовских племен. Часть городского населения была православной, часть мусульманской, а отдельные представители придерживались даже языческих обрядов. Все эти народы, соседствуя друг с другом, оставили после себя древние религиозные постройки, которые стали настоящими историческими памятниками, рассказывающими о разных периодах жизни города.
Касимов раскинулся на холмах, разрезанных глубокими оврагами, которые спускаются к красавице Оке. Разъезжая по городу, мы не раз представляли, как передвигаются здесь жители зимой в гололед. Начинаем прогулку от набережной по Рязанскому спуску, который ведет к Соборной площади (Первую часть прогулки по Касимову можно
Рязанский спуск
В стороне виднеется Богоявленская церковь, которая является самой древней в городе. В XIII веке на ее месте стоял Богоявленский монастырь, в котором предположительно в 1263 г. скончался князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды. Монастырь этот вместе со всем городом сгорел во время нашествия татарского войска. По преданиям деревянную церковь на этом месте построили сразу же после падения Касимовского ханства, а каменную стали строить в конце XVII века. Деньги на ее строительство выделил один из знатных купцов. Когда Петр I останавливался в Касимове во время своего Персидского похода, ему так понравился этот храм, что он наградил его грамотой, в которой говорилось, что государь дарит Богоявленской церкви все луга на том берегу Оки. Однако позже этот документ затерялся и лугами этими завладел город. По легенде, именно возле Богоявленской церкви похоронен шут Петра Великого — Иван Балакирев.
Богоявленская церковь
Поднимаемся к Соборной площади. Говорят, что до начала XVIII века на ее месте был кремль, с укрепленной стеной, которую горожанам вменили в обязанность восстанавливать своими силами. Когда Петр I в 1722 г. посетил город, местные жители упросили царя отменить строительство городских укреплений, в которых уже не было необходимости, так как границы государства сильно отодвинулись. Соборную площадь спроектировал главный касимовский архитектор, которому город обязан своей неповторимой красотой, Иван Сергеевич Гагин. По его чертежам были выстроены каменные торговые ряды, в которых разместилось почти 110 лавок. Долгое время они, несмотря на статус памятника архитектуры федерального значения, беспощадно разрушались. Однако во время нашей поездки мы застали торговые ряды, покрытые строительными лесами, за которыми оживленно трудились рабочие.
Торговые ряды
В таком же состоянии предстала перед нами и Успенская церковь, которую построили в 1775 г. Средства на ее строительство выделил купец М.А. Милованов и другие прихожане. В 1810 г. во время сильной бури в крышу церкви ударила молния, повредив кровлю, кресты и колокола. В народе прошла молва, что купеческие деньги были нечистыми и Господь не принял такого дара. Однако храм восстановили и продолжили украшать как снаружи, так и внутри. К сожалению, в 30-е гг. XX века он был закрыт и переоборудован под склад. Сейчас в нем активно ведутся реставрационные работы, и возможно в скором времени, былое великолепие его будет восстановлено.
Напротив Успенской церкви мы видим кафедральный Вознесенский собор. То каменное здание, которое мы видим сейчас, было построено в середине XIX века рязанским архитектором Николаем Ивановичем Воронихиным.
Вознесенский собор
Однако до этого здесь уже стоял деревянный храм. До прихода советской власти колокольня этого собора была самой высокой в городе, однако ее разобрали и сейчас храм выглядит каким-то незаконченным. Говорят, что внутри хранилась деревянная фигура Николая Чудотворца, которую в период разграбления церквей хотели вырубить топором, однако на месте удара неожиданно выступила кровь. Это напугало варваров, и они оставили фигуру на месте.
Известно о том, что Советская власть в городе прижилась не сразу. В 1918 г. жители сел и деревень под Касимовом подняли мятеж и двинулись на город. Несколько дней в Касимове шли бои, и только приезд латышских стрелков и отряда из Рязани помог подавить восстание. Все, кто не поддерживал идеи революции были расстреляны. Могилы большевиков, сейчас можно увидеть в Соборном парке сразу же за Вознесенским собором. Весьма символично то, что там же похоронен некто Кокорев, который расстрелял одного из священников Вознесенского храма. Кстати говорят, что после этого злодеяния сам Кокорев очень скоро заболел какой-то жуткой болезнью и чуть ли не сгнил заживо.
Монумент большевикам
За Торговыми рядами и Успенским храмом виднеется красивое здание местного краеведческого музея, более известное как особняк Алянчиковых. В XIX веке это было самое богатое и уважаемое семейство в городе. Происхождение их фамилии связывают со следующей историей: последняя правительница Касимовского ханства любила ездить на телеге, в которую запрягала людей. Когда же пришла очередь впрягаться очередное касимовское семейство в упряжку, они наотрез отказались это делать, за что ханша назвала их «алянами», что переводится как лентяи или упрямцы. Правда в дальнейшем она уже не приказывала людям возить ее телегу. А восставшее семейство, прозванное Алянчиковыми, со временем сильно разбогатело.
Вид на дом Алянчикова и торговые ряды
По проекту И.С. Гагина Иван Осипович Алянчиков решил построить огромный трехэтажный особняк. По первоначальному проекту он должен был быть украшен лепниной, балконами и галереями. Однако гадалка предсказала хозяину смерть, как только он закончит строительство. Пытаясь обмануть судьбу, он не торопился заканчивать оформление дома. Когда же в городе свирепствовала эпидемия холеры, он заперся на последнем этаже и отказался кого-либо принимать. Однако он все-таки заразился страшной болезнью и умер. Видимо зараза оказалась в пище, которую поставляли ему с местного базара.
Несмотря на то, что по всем рассказам краеведческий музей в Касимове очень интересен, мы решили его пропустить, так как во второй половине дня хотели еще попасть в Гусь Железный.
Продолжив осмотр русской части города, мы обогнули Соборный парк, и вышли к двум красивым особнякам.
Один принадлежал земскому чиновнику Ф.С. Скорнякову. Занимала эта усадьба огромную территорию, на которой был сад, кирпичный завод, ткацкая фабрика и хозяйственные помещения. Известно, что после упразднения должности воеводы именно в этот дом перенесли так называемый «трон касимовских воевод». Предками Скорнякова были ямщики, один из которых служил кучером у Елизаветы Петровны. За отличную службу она наградила его дворянским титулом. Ф.С. Скорняков получил особняк в Касимове в подарок от братьев Баташовых, которые владели чугунно-литейными предприятиями.
Дом Скорнякова
По слухам он помогал им проворачивать не совсем законные дела. Говорят, что когда особняк перешел к новому владельцу и тот захотел его перестроить, то при сносе толстых стен выяснилось, что в доме полно потайных ходов и комнат. Стали поговаривать о том, что либо Скорняков содержал в доме какое-то тайное игровое заведение, либо участвовал в каких-то сектах, которые собирались у него в потайных комнатах.
Рядом с этим домом видим особняк купцов Наставиных, названный по имени последних владельцев. Построен же он был в 1813 г. для княгини Елизаветы Ивановны Путятиной, а позднее побывал во владении купцов Полежаева и Баркова.
Дом Наставниных, Торговые ряды и Соборную площадь можно не раз увидеть в фильме «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, где Касимов выполняет роль уездного городишки, в котором ожидают приезда ревизора.
Мы двигаемся дальше и выезжаем на центральную улицу Советская, которая раньше называлась Большой Соборной. Здесь также сохранилось множество старых купеческих особняков, в том числе созданных по проектам И.С. Гагина. Первым в глаза бросается бывший дом купца Смирнова, в котором сейчас разместился техникум водного транспорта.
Дом купца Смирнова
На Советской улице находится музей самоваров, а в одном из переулков, примыкающих к этой же улице, разместился музей колоколов. Мы также проехали мимо, так как впереди была еще мусульманская часть города с древней мечетью и мавзолеями.
Подъезжаем к площади Победы. Здесь разместился целый мемориальный комплекс, посвященный уроженцам Касимова, погибшим в Великой Отечественной войне. Символично, что в центре площади возвышается памятник, изображающий родителей с младенцем, на который выходят окна старого особнячка, в котором раньше размещался городской роддом.
Площадь Победы
А еще раньше это здание принадлежало татарскому купцу М. Кастрову. Он же владел другим домом, расположенным поближе к мечети, сейчас в нем размещается дом для душевнобольных.
Старая мечеть с минаретом одни из самых древних построек Касимова. Минарет датируется XV веком, а сама мечеть позже перестраивалась. По рассказам жителя Касимова, в 1722 г., когда Петр I подплывал к Касимову, он случайно принял мечеть за православный храм и перекрестился. Когда же ему указали на ошибку, он велел мечеть разобрать. Спускаясь на берег, император увидел толпу мусульман, которые стали просить у него милости и остановить разрушение мечети. Оказалось, что приказ Петра уже начали приводить в исполнение. Тогда царь разрешил все оставить на своем месте. Однако работы уже начались, и разрушена уже была верхушка минарета, которую позже восстановили.
Мечеть с минаретом
Еще пару лет назад на древний минарет можно было подняться и увидеть сверху весь город, а в мечети размещалась экспозиция краеведческого музея, но с тех пор как мечеть вернули мусульманам, они закрыли в нее доступ.
Поодаль от нее сохранился мавзолей хана Шах-Али, который был последним мужем казанской царицы Сююмбие. Построен мавзолей в 1555 г. В нем были похоронены Шах-Али и его близкие родственники.
мавзолей хана Шах-Али
На этом мы закончили осмотр древнего и очень красивого города Касимов и отправились в соседний поселок Гусь Железный, в котором сохранился удивительный собор в стиле псевдоготики, построенный братьями Баташовыми.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email