Отдыхая в деревне в Рязанской области, мы совершили несколько поездок по ближайшим городам и поселкам и осмотрели довольно много местных достопримечательностей. Самым насыщенным путешествием за неделю оказалась поездка в  Касимов с посещением поселка Гусь Железный.

Дорога в Касимов и святой источник

Дорога в Касимов лежит через бескрайние леса. На полпути мы остановились у святого источника Ильи Пророка возле населенного пункта Ерахтур.

По дороге в Касимов

 

До поездки мы ничего не знали об этом месте, но так как выдался довольно жаркий день и мы увидели указатель на источник, решили набрать водички. У обочины останавливается много дальнобойщиков, которые, как мы поняли, хорошо знают это место. Мало того, что здесь умиротворенно и красиво, так еще и вода вкусная, и даже говорят, обладает целебными свойствами. Питают источник 75 подводных ключей.

Источник Ильи Пророка

 

Территория вокруг ухожена: высажены цветы, берега выложены камнем, а на пригорке возвышается небольшая деревянная часовня. Поодаль есть еще и купель. Говорят, что вода источника Ильи Пророка лечит болезни желудка и мочеполовой системы. Так это или нет, не знаю, но для того, чтобы отдохнуть в пути в хорошую погоду и набрать воды это очень удачное место. По пути выяснилось то, что железнодорожная станция «Касимов» находится в нескольких километрах от самого города, поэтому сюда лучше добираться автотранспортом. Хорошо, что я не поехала в Касимов на электричке, как собиралась вначале.

Впечатления от Касимова

Мы въезжаем в Касимов со стороны набережной, оставляем в переулке машину и идем гулять. Красота перед глазами открывается необыкновенная: с одной стороны широкий разлив Оки, с другой аккуратные древние особняки, которые придают Касимову особый колорит. Здесь время как будто остановилось, кажется, сейчас из-за тяжелых ворот выйдет купец или проедет мимо повозка, запряженная лошадьми. На набережной что ни особняк, так памятник архитектуры.

Самым заметным, безусловно, является деревянный дом Баркова с каменными колоннами, предположительно построенный по проекту И.С. Гагина. Выстроил его богатейший человек, владелец чугунно-литейных заводов Андрей Родионович Баташев для своего крепостного врача Дмитрия Баркова. По слухам Барков вылечил хозяина от дурной болезни, за что получил вольную и значительные средства в подарок. Кроме добротного дома он завладел соседними землями и разбил парк с аллеей, оранжереей и прудами. Внутри дом был очень богато оформлен, стены были покрыты материалом, имитирующим мрамор. Говорят, у Барковых была даже отведена комната для остановившегося в 1837 г. в Касимове цесаревича Александра Николаевича.

Дом Баркова. Касимов

 

За домом Барковых вверх ведет улица, которая упирается в Троицкую церковь, построенную в середине XVIII века на месте более старого деревянного храма, из которого были перенесены в нее древние иконы.

Троицкая Церковь

 

Идем далее по набережной и видим с одной стороны очень красивый деревянный дом купцов Вереиных, которые занимались обработкой кожи. Напротив здание бывшего речного порта, построенного в 50-е гг. XX века. Сейчас на нем висит табличка «Продается» и состояние его просто ужасное.

Речной порт

 

К сожалению, в последнее время речное судоходство постепенно загибается, а раньше, я помню, довольно часто по Оке курсировали пассажирские и грузовые суда.

дом купцов Вереиных

 

Некоторые купеческие роды строили на набережной несколько домов. Так, например, купцам Шемякиным принадлежит аж три соседних особняка.

Дом Шемякиных

 

Заканчивается набережная так называемыми «Водными воротами», которые представляют собой две колонны, увенчанные двуглавыми орлами.

Водные ворота

 

Говорят, что именно в этом месте ступил Петр I со своего корабля на касимовскую землю, поэтому еще одно название у колонн Петровская застава. Набережная в Касимове одно из красивейших мест в городе, где приятно погулять и полюбоваться на потрясающие виды города и реки Оки.

Начало набережной

 

О прогулке по центральным улицам и площадям Касимова я расскажу в следующем отчете.

Немного истории

Любое место интересней осматривать, когда знаешь его историю: кто его основал, какие люди в нем жили. О Касимове, который в давние времена назывался Городец Мещерский, стало известно с 1152 г. Но скорее всего финно-угорские племена жили здесь задолго до появления в крепости наместников Юрия Долгорукого, которые решили укрепить границы своего княжества. Тот древний город находился немного в стороне от современного Касимова, но в XIV веке его сожгли дотла татаро-монголы. Через какое-то время вверх по течению был построен Новый Низовой Городец. В середине XV века в жизни города произошли важные изменения. Московский князь Василий был разбит под Суздалем казанским ханом и захвачен в плен. В качестве выкупа он заплатил баснословную сумму, равную чуть ли не казне всего государства, и отдал татарам на кормление многие города. Сыну казанского хана царевичу Касиму был отдан мещерский Городец, который с 1452 г. стал столицей Касимовского ханства. Столетие спустя, когда Иван Грозный покорил Казань, которой правила царица Сююмбике, плененную правительницу отправили в Касимов. А было это так. В 1535 г. бывший касимовский хан Джан-Али, которого пригласили править Казанью, женился на дочери нагайского хана Юсуфа Сююмбике.

Но, несмотря на ее красоту, он не любил свою жену и пренебрегал супружескими обязанностями. В результате переворота он был убит, многие считают, что к заговору и убийству мужа приложила руку и его молодая супруга. После смерти Джан-Али она вышла замуж за крымского хана и родила ему наследника. Когда умер ее очередной супруг, Сююмбике стала первой из мусульманских женщин, править Казанью, так как сын ее был еще слишком мал. Но как только Иван Грозный завоевал Казань, местная знать выдала ему царицу. Ее отец хан Юсуф, просил царя вернуть ему дочь, но Иван Грозный решил выдать ее замуж за брата ее первого мужа правителя Касимова Шах-Али. Естественно, ни сама царица, ни ее нареченный не были в восторге от такого решения. По традиции, невеста должна была собственными руками сделать для жениха подарки: вкусное кушанье и расшитые золотыми нитями одежды. Шах-Али наслышан был о коварстве Сююмбике, поэтому полученную от нее еду он отдал собаке, а одежду одел на провинившегося раба. В итоге и собака, и раб умерли в страшных муках от сильного яда. Тем не менее, Шах-Али пришлось жениться на плененной Сююмбике, но в Касимове ее поселили в тяжелых условиях, и она жила всеми нелюбимая. До сих пор неизвестно ни когда умерла царица, ни где она похоронена.

Говорят, что Шах-Али запретил упоминать о ней, чтобы ее имя стерлось из памяти. Сам Шах-Али не оставил детей, поэтому престол Касимова после его смерти занял потомок большеордынского хана Саин-Булат, которому спустя какое-то время сам Иван Грозный передал российский престол. Сначала Саин-Булат крестился в православную веру под именем Симеона, а затем его венчали на царство в Успенском соборе Кремля, а Иван Грозный называл себя всего лишь «холопом Ивашкой» при царе Симеоне Бекбулатовиче. Правда через год русский царь передумал и отозвал Симеона, наградив его Тверью и Торжком.

Ока при въезде в город Касимов

 

С городом Касимов связана жизнь еще одной женщины с трагической судьбой. В 1647 г. состоялись смотрины невест для молодого царя Алексея Михайловича. Среди сотни претенденток царь выбрал дочь касимовского воеводы Афимью Всеволжскую. Отец ее был не самого высокого происхождения, поэтому для царского окружения Афимья была нежеланной партией. Да и многие бояре хотели выдать за царя своих дочерей. Афимью поселили в женской половине дворца и стали готовить к браку с царем. Во время приема в честь официальной помолвки невеста неожиданно упала в обморок. Тут же ее обвинили в слабом здоровье и, следовательно, невозможности подарить царю наследников, и сослали вместе с семьей в Сибирь. Было выдвинуто много версий причины обморока касимовской красавицы: и отравление ее завистниками, и слишком тесные одежды, и элементарное волнение. Однако сейчас об истинной причине ее недомогания можно только догадываться. Когда позже Алексей Михайлович женился на Марии Милославской, он сжалился над бывшей невестой и разрешил ей вернуться в Касимов, покидать который ей запрещалось до конца жизни.

В конце XVII века последнюю правительницу Касимовского ханства задушили приближенные, прознавшие о ее намерении покреститься в православную веру. После этого Касимов и окрестности присоединили к дворцовым имениям. Известно, что дважды Касимов посещал Петр Великий. С ним во второй поездке в 1722 г. был придворный шут Иван Балакирев, который узнав о том, что в городе нет больше ханов, выпросил у государя право называться «ханом касимовским». Позже Екатерина I разрешила своему приближенному отправиться в Касимов и владеть там бывшими ханскими землями. У Георгиевской церкви, одной из старейших в городе, говорят до сих пор сохранилась могила шута Балакирева. Кроме Петра Великого из царских особ Касимов посещал наследник престола Александр Николаевич со своим воспитателем В.А. Жуковским.

Вид с набережной

 

Деревянные постройки Касимова не раз выгорали дотла, поэтому в конце XVIII века в городе развернулась каменное строительство. Автором большинства зданий того времени, в том числе красивейшего архитектурного ансамбля Соборной площади является архитектор-самоучка И.С. Гагин. Он был выходцем из купеческого рода, но довольно скоро разорился. Всю свою жизнь он занимался самообразованием: увлекался историей, археологией, механикой. Но главным делом его жизни стало проектирование домов. Он придал Касимову тот неповторимый и уютный облик провинциального городка, который сохранился и в наше время. Современники по достоинству оценили его архитектурные способности: многие богатые купцы заказывали Гагину проектирование своих имений. За многочисленные заслуги перед городом жители Касимова даже решили подарить Ивану Сергеевичу дом в самом центре Касимова, однако Гагин отказался от такого щедрого подарка. Всю жизнь он ютился в небольшом домишке на окраине города, а перед смертью замуровал свои рукописи в печь. Только спустя несколько десятилетий при сносе дома их обнаружили рабочие. Его научными исследованиями долгое время пользовались ученые в разных областях науки.

Вот такие вот страшные истории. Продолжение следует...