На прошлых выходных нам удалось побывать в удивительном московском особняке, который почти полностью сохранил свой внешний облик начала прошлого века. Но внешний фасад — ничто, по сравнению с тем, какие сокровища хранятся внутри. Добро пожаловать с нами в особняк Стахеева на Новой Басманной улице.

Особняк Стахеева

 

Москвичи, которые живут и работают в районе Новой Басманной, конечно же, не раз обращали внимание на необычный ассиметричный особняк, с фонтаном и небольшим садиком. Однако, на территорию особняка, а тем более попасть внутрь, удается немногим. Особняк Стахеева, как принято называть этот не побоюсь этого слова дворец, остается доступным только для избранных, потому что внутри находится творческий центр детей железнодорожников, к сожалению, в качестве музея это уникальное здание не работает. Между тем, дом этот окутан странными историями о сокровищах, не зря ведь именно его хозяин стал одним из прототипов героя книги «12 стульев» Кисы Воробьянинова. Не правда ли, только ради этого стоит туда заглянуть?

Я уже не раз слышала восторженные отзывы знакомых, которым удалось вместе с экскурсией побывать в особняке Стахеева. Мы приобрели экскурсию в одном из агентств, причем покупали за месяц с полной предоплатой (стоимость 1300 р). На эту экскурсию всегда ажиотаж, и чуть дальше вы поймете, почему.
Начну свой рассказ, с личности владельца дома, Стахеева.

Николай Дмитриевчи Стахеев был крупным золотопромышленником, купцом первой гильдии. Хотя наверное правильнее было бы назвать его предпринимателем. Происходил он из купеческого рода, который был весьма успешен в делах торговых. Надо отметить, что матерью Н.Д. Стахеева была родная сестра известного художника Шишкина, видимо это способствовало развитию страсти к изобразительному искусству и предметам роскоши. В наследство Николаю Дмитриевичу досталось почти 5 млн рублей (представьте сумму по нашим временам). В конце 19-го века Н.Д. Стахеев переезжает в Москву и скупает земельные участки для строительства доходных домов.
Наследство он свое не прокутил, а преумножил в десятки раз. Годовой оборот фирмы «И. К. Стахеев и сыновья» составлял порядка 80 миллионов рублей, что было просто баснословной суммой для того времени. В общем, человек был с хорошим коммерческим чутьем.

Землю под строительство особняка на Новой Басманной он приобрел в 1890 году. Надо сказать именно на этом месте находилась небольшая усадьба 18-го века, где жил когда-то Чаадаев. Но это был не размах Николая Дмитриевича, усадьба была снесена, для того, чтобы возвести на ее месте дворец. Новый дом возводит архитектор Бугровский М.Ф, которого даже называли личным архитектором Стахеева, так как он построил для промышленника множество доходных домов в Москве. Как сказал нам гид, вполне вероятно, что архитектор мог бы стать модным и известным, если бы работал с разными заказчиками. Но не зря же есть поговорка о том, что лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Строительство дома обошлось Стахееву «в копеечку», а именно в 1 миллион рублей! Но когда попадаешь внутрь, ты понимаешь, на что пошли эти деньги. Однако, пожить Стахееву долго не удалось в этом доме. В 1901 году Стахеев отходит от дел, начинает много путешествовать. Примерно в то же время он увлекается азартными играми, что сыграло существенную роль в истории его развода с женой. В 1914 году он решает покинуть Россию и отправиться жить во Францию, продолжает играть в казино в Монте Карло. Супруга Стахеева какое-то время сдает особняк Зинаиде Морозовой за 25 тысяч в год. Ну а потом произошла революция, со всеми вытекающими — национализация.
С 1918 года в особняке располагались подразделения Народного комиссариата путей сообщения. А с 1940 года и по сей день — Центральный дом детей железнодорожников.

Основная интрига заключалась, конечно же, в том, куда Стахеев дел свои бескрайние сокровища, ведь всем было известно, что во Францию он их не увез, а при национализации дома они не были обнаружены. В кабинете Стахеева были выломаны сейфы, но даже там сокровищ не оказалось.

После революции он появился в Москве, но был схвачен полицией. Говорят, что допрос Стахеева вел сам Феликс Дзержинский. Сведения засекречены, но есть мнение, что в обмен на свободу Стахеев выдал свои тайники. Большая часть сокровищ была спрятана в помещении котельной, другие части скрывались в многочисленных тайниках дома. Часть найденных сокровищ пошла на новый клуб железнодорожников, который находится у метро Комсомольская. Информация об этом деле каким-то образом просочилась в газету Гудок, где в том время работали Ильф и Петров. Так и родилась идея романа «12 стульев».

Фасад Особняка Стахеева выполнен в стиле «неогрек», он необычен асимметричностью. Вход в здание находится с левой стороны, а не по центру.

Особо внимания заслуживает фонтан, который находится перед домом. Называется он очень романтично — Богиня ночи. Говорят, что сам Стахеев набросал эскиз фонтана. Сам же фонтан был изготовлен во Франции. Фонтан этот не простой, а с секретом. Это был первый в Москве фонтан с электрическим фонарем! Говорят, что вся Москва собиралась у Стахеевского дома, чтобы поглазеть на этой чудо. Под фонтаном находится секретная комнатка с подстанцией. Богиня ночи вернулась на свое место не так давно, после реставрации. Правда, раньше в ее руках был электрический факел, а сейчас круглая лампа.

Фонтан Богиня Ночи

 

Пожалуй, пора зайти внутрь.
Так как в доме на протяжении долгого времени располагается учреждение культуры, удалось сохранить его интерьеры в почти нетронутом виде.
Особняк Стахеева начинается с холла, центром которого является роскошная мраморная лестница. Это поистине королевская лестница!

Лестница

 

Лестница

 

Потолок в холле.

Потолок в холле у лестницы

 

В особняке сохранилось большое количество подлинных светильников. Светильники в виде факелов установлены по обе стороны от лестницы.

Светильник в виде факела

 

Поднявшись по лестнице, мы попали в холл, выполненный в стиле эклектики с колоннами из розового искусственного мрамора, так называемой венецианской штукатурки. Детали здесь настолько продуманы до мелочей, что диву даешься мастерству архитектора.

Холл

 

В этом холле также стоят напольные светильники, украшенные фигурками сфинксов.

Светильники Сфинксы

 

Ну а если поднять голову, то можно разглядеть стеклянный плафон с растительным орнаментом.

В холле

 

Наверху, слева от лестницы находился кабинет хозяина дома, откуда он мог незаметно посмотреть, кто пришел в гости. Примерно вот так.

Вид на холл с лестницы

 

Мы сразу отправились в кабинет хозяина дома.
Комната с камином, отделанная деревом. Потолок этой комнаты просто потряс! Темно-зеленая лепнина прекрасно сочетается с деревянной отделкой. По периметру можно заметить длинную полку, дело в том, что жена Стахеева увлекалась фарфором и весь дом был заставлен им.

Приемная

 

Потолок во всей красе.

Потолок

 

Потолок в приемной

 

Следующим помещением был кабинет с рабочим столом. Отделка там практически не сохранилась, ведь в 1918 году кабинет безжалостно уничтожили, разыскивая сокровища. Все потому, что после национализации особняка, именно в этом кабинете искали тайники Стахеева, который был сказочно богат. Аутентичной мебели в этом помещении не осталось, кроме старинного зеркала и напольных часов.

Кабинет хозяина

 

Кабинет Стахеева

 

Часы в кабинете хозяина.

Часы в кабинете Стахеева

 

Далее мы отправились в белое фойе. Гид обратил наше внимание на дверь, закрытую зеркалом — оказывается, что это шахта лифта. Вот так вот, лифт для слуг в начале 20-го века. Во всей красе нам не удалось рассмотреть белый зал. Было видно, что в зале был концерт, стояли стулья и пюпитры (или готовился к проведению).

Белое фойе

 

Белое фойе

 

В белом фойе

 

В Белом фойе сохранился удивительной красоты паркет.

Фрагмент паркета

 

После белого зала, мы попали в Розовую комнату, где было музыкальное фойе, а сегодня стоит великолепный обеденный стол с фигурными ножками (никогда таких не видела) со стульями. Практически 12 стульев мадам Петуховой).

Стол

 

Ножки стола

 

В этом зале изначально были сделаны огромные окна, которые не были характерны для того времени. Так как везде не было яркого природного освещения, то дамы обычно делали чрезмерно яркий макияж, который в бальном зале Стахеева выглядел, как страшная маска. Если я правильно поняла гида, именно для этого в зале установили большие зеркала, чтобы дамы могли увидеть, как они выглядят и, наверное, изменить привычки в макияже.

Потолок

 

Гостиная

 

Вот так выглядит небольшая прихожая на пути из столовой к театр.

Небольшой холл

 

Из розового фойе мы попали в зимний сад с прозрачной стеклянной крышей. Милое место. Стеклянная крыша появилась здесь уже после 20-х годов.

Зимний сад

 

Дальше нас ждали все новые и новые открытия.
В центре особняка располагался домашний театр, который занимал достаточно большую залу. Правда сегодня мало, что сохранилось.

Домашний театр

 

Далее, мы попали в готический зал. Здесь все как положено: витражи на окнах, выполненных в духе пламенеющей готики. Вдоль стен можно было увидеть стулья в соответствующим стиле. Кстати, именно здесь снимают популярное шоу про экстрасенсов, узнаете?

Готическая гостиная

 

Готическая гостиная

 

Готическая гостиная

 

В гостической гостинной

 

После готического зала мы отправились в мавританскую комнату, которая когда-то была курительной. По периметру сегодня выставлены детские работы и русские костюмы.

Мавританская комната

 

Орнаменты

 

Мавританская гостиная

 

В мавританской гостинной

 

На этом, осмотр парадных залов был закончен. Однако, гид разрешил нам еще немного самостоятельно погулять по особняку и насладиться его неповторимыми интерьерами.
В целом, интерьеры Особняка Стахеева произвели на меня впечатление. Очень жаль, что туристам недоступно это место, это безусловно стало бы хитом туристической московской программы.

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!