Спаса Преображенская церковь на улице Ильине в Великом Новгороде – это пример новгородского зодчества, которое было распространено в XIV веке. Кроме того, это уникальный в своем роде храм, где сохранилась фресковая живопись, принадлежащая кисти одного из известнейших художников Византии – Феофана Грека.

.

.

.

.

Немного истории, а потом фрески

Первая церковь Спаса была построена из дерева в 1103 году. Ее основателем стал епископ Никита. О небольшой церквушке несколько раз говорилось в официальных документах, однако, по-настоящему узнали о ней, после вызволения Новгорода во время набега суздальцев. В 1169 году, священник Иоанн вынес икону Знамения Божией Матери, которую для запугивания врагов установили на верхней площадке стены Новгородского Кремля. После, икону вернули на ее законное место, а спустя некоторое время, исключительно для иконы была возведена Знаменская церковь.

Православный храм несколько раз восстанавливался после пожаров, и только в 1376 году было решено построить каменный храм. Средства на строительство собирали жители города с улицы Ильина. Характерной чертой храма стало обилие декоративных элементов, которые украшали не только стены, но и барабан, каменные кресты и апсиду. Здесь же мастера впервые использовали новый элемент в украшении внешней стороны стен – композиция состоит из ниш между тремя окнами, объединенными пятилопастной бровкой.

Архитектура церкви Спаса Преображения на улице Ильине

Церковь Преображения – это яркий пример архитектуры, демонстрирующий изысканность и тонкость, которые поражают с первого взгляда. Храм имеет квадратную форму и причисляется к четырехстолпному типу, кроме этого он имеет всего один купол и одну апсиду, венчающую алтарь. Фасад церкви имеет трехлопастное завершение, в то время как крыша состоит из восьми скатов треугольной формы. Такая кровля придает храму динамичность и завершенность.

Крестообразный план и неповторимая атмосфера храма, тем не менее, имеет в своем составе скрытые помещения, которые располагаются в углу на высоте хор. Попасть туда можно поднявшись по лестнице, спрятанной в стене. Хоры – это настилы из дерева, которые соединяют между собой западные углы или приделы храма. Один из приделов носит имя Святой троицы, другой святых Дамиана и Космы. В юго-восточной части храма также есть комора, которая в свое время служила для хранения сосудов и других принадлежностей. Подняться сюда можно по лестнице, которая ведет сквозь междуэтажные перекрытия.

.

.

В алтарной части церкви внимательный зритель может рассмотреть горнее место и основание престола из камня. Если говорить о наружной стороне храма, то стоит отметить богатство декора. В основе картины лежат поребрик и бегунец. Именно они украшают верхнюю сторону прясел и барабан купола. На стенах можно рассмотреть большое количество крестов, часть из которых вырезана прямо на камне, а другая – рельефно выложена. Последние состоят из ступеней в основе – голгофа. Все они асимметрично располагаются на плоскости стен. Появление резных крестов связывают с молитвами об умерших. Исследователи считают, что их обилие – это дань памяти погибшим в 1372 году новгородцам. Тогда состоялась битва с князем из Твери, Михаилом Александровичем, который разгромил местное войско.

Фасад храма делится на три прясла при помощи лопаток. Каждое прясло сверху украшено «ползучими» арками. Вытянутые, вертикально вверх окошки объединяются в группы и украшены бровками. Кое-где между окнами установлены углубления. Как окна, так и углубления имеют стрельчатое или полукруглое завершение. Окна обрамляют два ряда арок с вертикальной тягой.

Изначально к западному фасаду храму была пристроена небольшая звонница. От ее цилиндрической формы на стене виднеется след. В XIX веке здесь появилась паперть и колокольня, однако, вскоре постройку снесли.

Фрески Феофана Грека

Церковь на Ильине знаменита не только благодаря уникальной архитектуре, но в большей степени благодаря фрескам, принадлежащим Феофану Греку. Фресковый ансамбль появился в 1378 году и это один, что удалось сохранить в первоначальном виде. Ансамбль – пример фресковой живописи. И хотя не все элементы рисунка сохранились, но и оставшаяся его часть дает представление о первоначальной идее, давая возможность сделать оценку неповторимой манере и монументальность.

.

.

.

.

Больше всего фрески сохранили целостность в купольной части и на барабане ниже. Если поднять голову, то в самом зените увидишь Спас Вседержитель. Вокруг главной фигуры располагаются фигуры серафимов, херувимов и архангелов. В новгородской манере ангелы нарисованы шестикрылыми. Немного ниже, на барабане виднеются лики праотцев. Это отличает храм от иных, так как на барабане чаще всего изображали пророков.

Храм имеет четыре предела, и один из них предоставили боярину Машкову, который собственно и оплатил роспись. Именно тут сохранились практически все фрески. Прежде всего, Троица, в честь которой и назван предел, нарисована фронтально. За столом расположенные ангелы. Внизу были фигуры Сарры и Авраама, из которых сохранилась только первая. Также здесь сохранились фигуры святых. Над дверью входа виднеется лик Богоматери, который располагается в двух скрещенных ромбах. Рядом Гавриил.

Фрески, которые создавал Феофан, были непривычными для русской земли, ведь он писал святых, так как представлял. Непривычны также выбранные цвета, зачастую монохромные. Странными казались неподходящие акценты, подчеркнутые белилами. Стоит отметить, что художник расписал храм не только внутри, но и с внешней стороны, однако об этом узнали совершенно случайно. Над главными дверями, после того как осыпался слой штукатурки, все увидели образ Богоматери. Южный фасад украшает лик Богоматери «Знамение». Фреска создана в XVIII веке, но исследователи утверждают, что под ней есть более раннее изображение.

Больше всего храм, да и фрески пострадали в период Великой Отечественной войны, так как здесь немцы расположили свой наблюдательный пункт. В последнее время реставраторы прилагают много усилий, чтобы сохранит наследие Феофана Грека и возможно отыскать новые работы.

Отзывы и цены на отели в Великом Новгороде