Соловки мне всегда представлялись местом заточения политзаключенных. По-видимому, сказалось увлечение темой репрессий. Я никак не ожидала, что предложат поехать в Соловецкий архипелаг, как в заповедник. Вот и возможность больше узнать о судьбах ни в чем не повинных людей и познакомиться с объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Бывавшие там знакомые заверяли, что поездка оставит сильные впечатления.
Соловецкий монастырь
Мы выехали из Краснодара комфортабельным двухъярусным автобусом. В Питере купила кроссовки и плащ. Уже в поездке выяснилось, что погода на Соловках, как правило, непредсказуема, частые дожди. Придется много ходить по лесам и обувь должна быть удобной. Ранним утром приехали в небольшой городок Кемь. Отсюда на катере предстоит выйти в Белое море. Многие пьют таблетки от морской болезни. Говорят, что море неспокойно всегда. Читаем Акафист Николаю Чудотворцу и — в путь.
Кемь. Отправляемся на Соловки
Слева — оставшиеся после съемок фильма «Остров» строения. Далеко позади очертания берега, впереди — безбрежное море. Несмотря на июльскую жару, было прохладно. Одеваемся теплее, прячемся в каютах. Стараемся уснуть, чтобы легче перенести болтанку. Катер идет на Соловки 4 часа.
Здесь снимали фильм Остров
В голову приходит пушкинское «остров на море стоит, град на острове...». Медленно приближается монастырь. Дух захватывает от его величия и невиданной ранее красоты. Точь-в-точь как на пятисотрублевой купюре. Все высыпали на палубу, громко восхищаются, фотографируют.
Вид на Соловки
Пришвартовалась, обходим монастырь, направляясь к гостинице. Погода чудесная: такой она была все три дня пребывания на острове. Воздух просто живительный. А небо —чистейшая лазурь.
Необыкновенно чистое небо над Соловками
Вид на Соловки из рыбацкого поселка
Сразу же экскурсия по Спасо-Преображенскому монастырю. Узнаем его историческое прошлое: как он был крепостью, как использовали в качестве тюрьмы. Страшные годы репрессий. На острове создали лагерь особого назначения для принудительных работ заключенных — СЛОН. Это от него пошел сталинский ГУЛАГ. Даже слушать о тех годах жутко. Страшные страницы правды.
Не зря Соловки назвали Русской Голгофой. Они способны раскрыть всю ничтожность человеческой души. Так, М.Горький, которого со школьных лет знаем только с положительной стороны, оказался... Возглавил государственную комиссию по проверке жалоб заключенных. И, ступив на соловецкую землю, пил с начальством, не выходя из их домика. Впоследствии отрапортовал, что на Соловках... все в порядке.
Колокольня Свято-Преображенского монастыря
Не спится. Какой сон: белые ночи. Даже в одиночестве гулять по поселку нестрашно. Красиво вокруг. Кажется, время остановилось. Только ты и Соловки. Чувство легкости какое-то особое. Неужели 160 километров до Северного полярного круга? От Онежского залива веет приятной летней прохладой.
Белые ночи
Утром катером отправляемся на Большой Заячий остров. Приполярная тундра: лишайники, низкорослые березы. Валуны. А сколько различного мха! У нас на рынке несколько таких стебелечков стоит недешево. Здесь ступал сам Петр I.
Церковь Андрея Первозванного.
Заячий остров. Церковь Андрея Первозванного
Осторожно двигаемся вокруг каменных лабиринтов I-П вв. до н.э. Мифов много об их происхождении. Но невольно вспоминаешь редкую икону «Лабиринт духовный». Сколько же тайн хранят Соловки!
Заячий остров. Каменные лабиринты
Валуны на Заячьем острове
Затем экскурсия по ботаническому саду, уже на главном острове. И здесь монахи пытаются вырастить не типичные для климата растения. И получается. Радуют и себя, и многочисленных экскурсантов.
Идем лесом. По дороге поклонные кресты. Таких на острове раньше было несколько десятков. Но уничтожили смотрители лагеря.
Поморский крест
Почитаемая монахами Секирная гора. На смотровой площадке любуемся панорамой Большого Соловецкого острова.
Здесь был штрафной изолятор. «Вся Россия боится Соловков, а Соловки боятся Секирной горы» — так говорили об этом месте во времена СЛОНа. Изощренные методы пыток. Слушать больно. Спускаемся на кладбище. В каждой могиле — до 70 заключенных.
Захоронения бывших заключенных
На следующий день отправляемся на остров Анзер. Пристани нет. С катера пересаживаемся по несколько человек в маленькие лодки. На берегу кто-то оставил красивейшие камешки. Выбираем на память, оставив деньги, и двигаемся вглубь острова.
Высаживаемся на Анзер
Несколько километров без остановок, к скитам. Прогулка по живописным местам. Любуемся лесами и озерами.
Пейзажи Анзера
Дорога к скитам
Несколько минут отдыха — и усталости как не бывало.
Голгофское озеро
Голгофо-Распятский скит. Поднимаемся на Голгофскую гору. Храм Распятия Господня. Здесь была больница для заключенных. Но не для выздоровления направляли их сюда. Очередное место изуверства. Полуголые, они вынуждены были в трескучие морозы согреваться теплом тела: ложились друг на друга. Как правило, нижний умирал.
В скиту
Спускаемся вниз. Несколько человек поют тропарь Кресту. Знаменитая крестообразная береза. Выросла она на месте захоронений монахов и политических заключенных. Ее пытались уничтожить, но тщетно. Всегда появлялась, как напоминание о том, что здесь происходило.
Соловки. Крестообразная береза
Еще несколько километров до катера. Возвращаемся на большой остров. Вечером хотим попасть на службу.
В храме тоже какая-то особая атмосфера. Нет посторонних мыслей, поглощаешься священнодействием. Кто-то подошел ко мне, и вместе читаем Акафист Соловецким святым. Поворачиваюсь — знаменитый народный артист, фильмы с его участием так популярны. Вместе идем приложиться к иконам, поклониться мощам Чудотворцев: Зосимы, Савватия и Германа.
Храм, где хранятся мощи чудотворцев
Утром завтракаем в кафе. Ассортимент скудный. Но цены... Чувствуется отдаленность от материка.
Собираемся на пристани в ожидании катера. Жалко расставаться с Соловками. Как будто частицу души оставляешь здесь. Хоть и прохладно, но многие не покидают палубы, пока совсем не скроется из вида красавец-монастырь.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email