После небольшого перерыва мы, наконец, возобновили наши выезды в бывшие дворянские усадьбы. На этот раз выбор пал на Покровское-Стрешнево, расположенное на северо-западе столицы. Я уже знала, что им владела та же семья, которой принадлежало Знаменское-Раек под Торжком, а еще слышала, что в эту усадьбу не так-то просто попасть. Поехали на удачу, я подумала, что если на территорию не пустят, посмотрим на красоту за забором. Но к счастью, наша поездка выпала на день культурного наследия 15 апреля и в усадьбу можно было пройти всем желающим.
Мы припарковали машину у одной из башен массивной кирпичной ограды, построенной в 1880-1890 гг. при последней владелице Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой.
Кстати один их архитекторов, по проекту которого имение перестраивалось в псевдорусском стиле, был автором хозяйственного двора усадьбы Ленинские Горки.
Мы подошли к воротам, которые были закрыты, поэтому решили посмотреть на главный дом с открытой территории Покровского храма.
На нее тоже надо пройти через небольшие ворота. Внутрь церкви мы не заходили, осмотрели только то, что вокруг.
Сейчас стало модно у православных храмов облагораживать территорию, сооружать смотровые площадки, зверинцы, кафе и магазины.
Церковь рядом с главным домом в Покровском-Стрешнево не стала исключением.
Здесь есть детская площадка, птичник, кафе, магазин, проводятся различные мастер-классы и играет музыка. Все для развлечений.
Не могу сказать, что я против этого, смотрится все довольно мило и, наверное, лучше так, чем разрушенные храмы, навевающие грусть и тоску. За забором виднеется огромный усадебный дом.
Сейчас он выглядит немного нелепо: боковые части выполнены из кирпича, центр белый с колоннадой. Чувствуется некий диссонанс, как будто собрали конструктор из разных частей.
Однако если знать многолетнюю историю этого особняка, все встанет на свои места. В XIV веке на месте этой усадьбы находилась деревня, окруженная еловым лесом.
Видимо поэтому называлась она Подёлки. Эта деревня вместе с соседними землями была пожалована боярину Родиону Несторовичу, родоначальнику дворянских родов Тушиных, Квашниных и Самариных. После этой вотчиной владели видные государственные деятели Е.И.Благово, А.Ф. Палицын и другие. Приблизительно в 1600 году появилась деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и имение получило второе название Покровское. Документы указывают, что уже в 1646 г. храм стал каменным. Говорят, что не так давно реставраторы обнаружили в современном храме фрагменты стен, выполненные в XVII веке.
В 1664 г. Покровское приобретает родственник царя Родион Матвеевич Стрешнев. Его потомки будут владеть имением почти 250 лет. Эта семья незнатного рода возвысилась, когда Михаил Федорович Романов женился на Евдокии Стрешневой. Она родила ему десять детей, среди которых был царь Алексей Михайлович, отец Петра Великого. Родион Матвеевич занимал важные должности при четырех царях, в том числе был одним из воспитателей Петра I и принимал участие в церемонии венчания его на царство. В Покровском появился боярский двор и различные хозяйственные постройки. Также он разбил пруды, в которых стали разводить рыбу.
Имение существенно преобразилось при его внуке Петре Ивановиче Стрешневе. В 1766 г. он строит господский дом в модном тогда стиле елизаветинского барокко, начинает коллекционировать картины, в том числе родовые. Они украшали парадные комнаты дворца.
Кроме того, Петр Иванович перестроил Покровский храм, пытаясь вымолить жизнь своему очередному ребенку. Так сложилось, что большинство его детей умирали вскоре после рождения. Выжила только дочь Елизавета, которую отец ужасно баловал с самого детства, что, естественно, отразилось на ее характере. В мужья она выбрала себе человека гораздо старше себя, вдовца, да еще и с ребенком Ф.И. Глебова. Отец впервые выступил против своей дочери, и замуж она вышла только через год после смерти родителя. Федор Иванович Глебов возвел в Покровском для своей молодой жены изящный дворец, названный в честь нее Елизаветино. Сейчас от него ничего не осталось, по официальной версии здание было уничтожено во время авианалета в 1942 г. Главный дом перестроили в 1803-1806 гг. уже в стиле ампир.
К нему примыкал парк, рядом возвели оранжереи. Остатки этого дома мы сейчас видим в центре особняка усадьбы Покровское-Стрешнево.
Чтобы род Стрешневых не пресекся, Елизавета получила для своих потомков разрешение у императора именоваться Глебовы-Стрешневы. Говорят, что Елизаветино во время своего визита в Москву в 1775 г. удостоила своим посещением императрица Екатерина Великая. В XIX веке Покровское и соседние имения становятся популярными местами дачного отдыха. В 1864 г. усадьба обрела нового хозяина - княгиню Евгению Федоровну Шаховскую-Глебову-Стрешневу. Так как мужская линия рода в очередной раз пресеклась, то фамилия владельцев Покровского стала уже тройной. При Евгении Федоровне господский дом был дополнен боковыми флигелями из кирпича с башнями, также была перестроена центральная часть дворца. Со стороны он напоминал неприступный средневековый замок.
После революции усадьбу отобрали у владельцев и устроили в ней сначала санаторий, потом музей, затем снова закрытый санаторий «Аэрофлота». В 70-е гг. XX века были попытки реставрации главного дома, тогда центральной части вернули первоначальный вид. В 1992 г. дворец сильно пострадал от пожара. После этого были предприняты попытки его восстановить, однако, в связи со спорами по поводу собственника, все реставрационные работы приостановили. Территорию вокруг главного дома закрыли для свободного посещения. Постепенно старинный особняк ветшает и разрушается, а парк зарастает.
Прогуливаясь по территории храмового комплекса, мы увидели, что можно пройти к главному дому. Вокруг гуляло уже довольно много людей. Один дядечка даже подходил к особо заинтересованным и предлагал рассказать об усадьбе. В стороне стояли художники с мольбертами, которые пытались запечатлеть необычные кирпичные башни главного дома. Мы немного прошлись по заросшей тропинке парка и увидели в зарослях сохранившуюся античную скульптуру, которая видимо раньше была украшением этого места.
Были в парке и другие статуи, но сохранилась только эта. Идем дальше, и видим разрушенное здание с выбитыми стеклами. Когда-то это была оранжерея.
Обходим дом вокруг, любуясь изяществом центральной части особняка, барельефами и строгими колоннами.
В то же время какой-то трепет вызывают мощные кирпичные башни, от них исходит прямо таки мистическая энергетика. С одной стороны у бокового флигеля видим обелиск и изящную сосну.
Дерево, говорят, посадила княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева в 1886 г. А про обелиск информация ходит довольно противоречивая. Одни упоминают легенду о том, что кого-то из детей Стрешневых спасла собака, в честь которой установили этот монумент. Якобы фигурка собачки украшала сверху обелиск. Другие утверждают, что памятник был установлен в честь трехсотлетия рода Романовых, родоначальником которых и были Стрешневы.
Покровское-Стрешнево удивительная усадьба, красивая и печальная своей разрухой одновременно. Очень жаль, что несмотря на почетный статус памятника федерального значения, она так и не нашла своего рачительного хозяина, который бы привел ее в достойный вид. После моей поездки, мне писали сообщения, что доступ на территорию снова закрыли, поэтому я связала нашу удачу с ее посещением с днями культурного наследия. Так ли это не знаю. Тем не менее, даже с территории Покровского храма можно увидеть удивительный господский дом с парковой стороны и представить масштабы былой роскоши.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email