Хоть я и не могу себя причислить к профессиональным путешественникам, но почти все возможные способы передвижения я освоить успела. В моем арсенале теперь и опыт передвижения по воздуху – то есть на самолете, и наземные виды транспорта, такие как – поезд, автобус и автомобиль, и вот наконец, появилась возможность познакомиться и с морскими видами путешествий. Нет, раньше, я морем ходила, но то были довольно несерьезные вылазки, небольшие получасовые экскурсии или же переправа на всеми известный российский полуостров. А тут – было полноценное путешествие в другую страну!

В круиз я хотела отправиться давно, поскольку от паромных компаний зачастую бывают уж очень привлекательные предложения. Но меня долгое время терзали сомнения, слишком противоречивые отзывы мне встречались.

Но круиз круизом, а открыть для себя новую страну, пусть и в крайне короткие сроки очень хотелось. Так как я буквально немного недотянула по своей геолокации до Северо-западного региона, то для меня наиболее актуальными явились круизы по Балтийскому морю в страны Скандинавии и Прибалтики. Выбор у меня сразу встал между Финляндией и Швецией. Последняя манила больше, да к тому же еще с детства я мечтала побывать в Стокгольме – на родине моего любимого сказочного персонажа – «мужчины в самом расцвете сил». Многие считают, что одного-двух дней для Стокгольма мало. Да, пожалуй, соглашусь с этим. Но это будет справедливо и для большинства мировых столиц, поэтому, как говорится – «городов так много, а я одна». К тому же хотелось хоть одним глазком взглянуть на эту северную страну, а если я бы «прониклась» городом, ничто мне не помешало позднее вернуться сюда еще раз.

 

Стокгольм

Вторым важным для меня вопросом оказался выбор пункта отправления, то есть отплытия. Большинство из тех, кто выбирает подобные круизы – жители Питера, Ленинградской области или окрестных регионов, соответственно они без раздумий стартуют из Северной столицы. Я же, решив не искать легких путей, начальной точкой круиза выбрала … Таллинн. Конечно, на это была масса причин. И главная из них – действующая шенгенская виза, которая и не ограничивала меня в выборе маршрута.

Другая причина касается особенностей круизов из Питера. Дело в том, что паромы оттуда отправляются преимущественно в Финляндию, и поскольку у малочисленных компаний практически нет конкуренции, они завышают цены и устанавливают не очень удобные правила. Кроме того, слышала нелестные отзывы о том, что еда на пароме очень уж дорогая, а на борт продукты питания проносить нельзя. Не знаю с чем это связано, возможно с прохождением границы или с жадностью компании, но в выбранном мною круизе было все с точностью до наоборот. К третьей же причине я отнесу мое желание еще раз увидеть прекрасный город Таллинн, чем-то так зацепивший меня в прошлый раз.

Остающийся позади Таллинн

Итак, мой выбор пал на паромную компанию «Tallinnk». Ее круизные паромы в Стокгольм отплывают ежедневно в шесть часов вечера, в 10 утра следующего дня паром оказывается уже в столице Швеции, а в 18.00 вновь отправляется в плаванье – в обратный путь. Имейте в виду, что Стокгольмское время летом на час, а зимой на два меньше Московского, а все отправления традиционно происходят по местному времени. Неоспоримым плюсом и, пожалуй, четвертой причиной, по которой я выбрала данный круиз, но умолчала выше, было очень удобное расписание паромов, как нельзя лучше сочетавшееся с временем прибытия и отправления московско-питерского поезда «Балтийский экспресс». В итоге получилось, что на самом пароме я провела вечер и две ночи, а в столице Швеции почти целый день.

Паром в Стокгольм Паром в Стокгольм

Все паромы «Tallinnkа», насколько мне известно, отправляются в Таллине из терминала D, до которого от исторического центра всего 15 минут пешком, хотя никто не мешает вам добраться туда и на автобусе № 2, конечным пунктом которого является как раз нужный терминал. Посадка заканчивается за полчаса до отплытия (для автомобилей – за час), но лучше прийти пораньше, чтоб избежать неприятных сюрпризов.

Многие используют данный круиз как средство довольно бюджетно оказаться в Стокгольме, ведь каюта стоит гораздо дешевле перелета. И раз уж я заговорила о стоимости, поделюсь несколькими важными фактами при выборе и покупке круиза:

  •  оплачивается не место, а целиком каюта, то есть если ехать вчетвером, то сумма делится на всех, в итоге получается гораздо выгоднее.
  •  на эти круизы очень часто бывают скидки
  •  дешевле конечно, те круизы, которые отправляются в будни
  •  при раннем бронировании возможно найти более выгодные предложения
  •  чем выше палуба, тем дороже каюта, но палубы с видом на море едва ли лучше, поскольку все они выходят на открытую палубу, где почти круглосуточно кто-то совершает променад.

План судна «Baltic Queen»

Суммируя все вышесказанное, скажу, что каюту для двоих я приобрела за 50 EUR, и это еще дорого, поскольку можно было найти варианты и подешевле, если бы не заканчивающаяся в скором времени виза и плотный рабочий график.

Двухместная каюта на 5й палубе

При покупке круиза можно сразу оформить питание, в связи с чем рекомендую купить завтрак. Я взяла завтрак на утро перед высадкой в Стокгольме, рассудив, что сориентироваться сразу в незнакомом городе непросто, тратить и без того драгоценное время неразумно, а ходить голодным неинтересно. Завтрак же на пароме по системе «шведский стол» мне обошелся в 10 EUR.

Ужин обойдется гораздо дороже – почти в полную стоимость круиза, но не вижу смысла его приобретать, так как за вполне стандартную по европейским меркам цену можно поужинать в одном из многочисленных кафе, находящихся на пароме. Также на пароме имеется довольно большой супермаркет, где можно приобрести продукты, алкоголь и сувенирную продукцию.

Поскольку в Швеции в ходу шведские кроны, один из главных вопросов, который волновал меня еще до круиза – как и где поменять деньги. Отвечаю: поменять их можно в порту или непосредственно на пароме на стойке информации. Но вообще я советую вам подумать, прежде чем совершать обмен. По сути, в Стокгольме абсолютно везде принимают банковские карты, а в центре можно платить и в евро. Единственное место, для которого однозначно нужны наличные кроны – это общественные туалеты-автоматы.

На пароме почти везде говорят по-русски, так что если у вас языковой барьер, бояться быть непонятым не стоит. Нет и особой качки, даже наоборот, ощущение, того, что я в открытом море, ко мне пришло дважды, когда ночью за стенкой каюты я услышала кратковременный всплеск волн, и второй раз когда на доли секунды паром слегка качнуло. В целом же путь был плавный и легкий. Единственное неудобство – это холодный ветер на открытых палубах, но этого следовало ожидать в суровом Балтийском море. Паромы ходят круглогодично, даже зимой, и если в теплое время года редко бывают качки, то вот в январе-феврале вовсю гуляют штормы. Попасть в шторм, конечно, дело не из приятных, но если верить интернету, помимо сильной качки, залитых палуб и опоздания парома, других проблем у пассажиров во время шторма еще ни разу не возникало.

Балтийское море перед закатом

Мое путешествие началось с регистрации на паром, происходившей в окошках на втором этаже терминала. Для регистрации нужен только лишь загранпаспорт, хотя я на всякий случай имела с собой и распечатанный билет. В окошке мне выдали посадочные билеты с номером каюты, они же по совместительству являлись электронным ключом.

Не стоит думать, что паром – это исключительно плавсредство, перевозящее вас из пункта А в пункт Б. На пароме довольно продуманная развлекательная программа и вполне есть чем себя занять. Раньше я была уверена, что в подобных круизах все развлечение сводится к дискотекам, но это совсем не так, хотя дискобары там тоже имеются.
Во время моего путешествия на пароме два вечера подряд выступал замечательный китайский цирк акробатов и жонглеров, а после – атмосферу заряжали веселые музыканты, исполнявшие мелодичные хиты прошлого. Не могу сказать, является ли это постоянной программой или коллективы меняются, но знаете, еще раз посмотреть на трюки китайцев я бы не отказалась. Вся эта программа сопровождалось возможностью посидеть за столиком, выпить бокал вина, стаканчик пива или какого-нибудь коктейля.

В это же время на больших экранах на верхних палубах транслировался один из полуфиналов Евровидения. Думаю, летом 2018 здесь будут показывать матчи Чемпионата Мира по футболу. А для совсем уставших пассажиров, не желавших выходить на палубы, в каждой каюте был предусмотрен телевизор, правда фильмы и программы транслировались исключительно на эстонском языке.

А для меня же лучшим времяпрепровождением на пароме все равно стали вечерние прогулки по палубам, любование бескрайним холодным Балтийским морем, скалистыми берегами островков Швеции и Финляндии, панорамами встречавшихся городков.

А еще, не спеша попивать утренний кофе, стоя на палубе и засматриваясь на открывающиеся виды Стокгольма.

Наш паром прибыл в терминал «Värtahamnen», расположенный недалеко от станции метро «Gärdet» – оттуда до самого центра Стокгольма всего лишь четыре станции. Заблудиться у меня не получилось, и едва ли это вообще возможно, «паромные» туристы тут не редкость, поэтому повсеместно установлены указатели. Кстати, метро по-шведски Tunnelbana» поэтому нужно искать букву-указатель «Т».

Метро Стокгольма Метро Стокгольма

Предупреждаю, что общественный транспорт в Стокгольме довольно дорогой, например, стоимость одной поездки в метро – 4 EUR. Но без него никуда, особенно если вы приехали на один день. Проездные я приобрела сразу на пароме у той же стойки информации, при абсолютно такой же цене заранее купленные билеты позволили сэкономить мне время. В среднем, дорога от терминала до центра Стокгольма у меня заняла 30 – 40 минут.

После выхода с парома я решила сразу ехать в самый центр Стокгольма, расположенный на острове Гамла Стан, куда меня привела одноименная станция метро.

Ведь здесь – в историческом центре находятся бывшая главная площадь Стуртори со знаменитыми разноцветными домиками, Королевский дворец, рыцарская и немецкая церкви, да и много всего остального. Совсем рядом, на острове Кунгсхольм располагается Ратуша с великолепной смотровой площадкой на вершине ее башни.

Домики на площади

Стокгольмская ратуша

Я не ставила для себя никаких «программ-максимум». Хотелось просто побродить по центральным улочкам, вдохнуть воздух нового города
и почувствовать его атмосферу.

Начало исторического центра

Единственным «стопроцентным» желанием было попробовать национальное шведское блюдо «жаренную селедку», которую, следуя советам многих путешественников, я решила отведать в уличном фургончике «Nystekt Strӧmming» с узнаваемым брендом – желтой рыбкой.

Такое словосочетание как «жаренная селедка» немного пугает, хотя, думаю, не все знают, что вообще-то в Швеции селедка может быть какой угодно, но только не соленой. Поэтому это популярное национальное блюдо из фургончика с уличной едой, подававшееся с картошкой и салатиком, было вполне вкусным и чем-то мне напомнило обычную жареную речную рыбу только с наименьшим количеством костей. А вообще, если говорить о питании в Стокгольме, то тут все не так однозначно. Я очень часто слышала от знакомых, что в Швеции неприлично высокие цены. Наверное мне повезло, но на себе я это как-то не очень ощутила. На мой взгляд (если говорить о питании), цены в Швеции находятся примерно на одном уровне с Эстонией и Германией. Довольно сытный бизнес-ланч в историческом центре Стокгольма я приобрела всего за 9 EUR, что для столицы Швеции очень даже неплохо.

Стокгольм открылся мне как город синего неба и желтого солнца, как город, в котором строгая северная историческая архитектура великолепно сочетается с ультросовременными стилями и направлениями.
И это только лишь малая часть того, что смог подарить мне Стокгольм. Ведь здесь большое количество самых разных, по-своему уникальных музеев: музей-корабль – Васса, сказочный Юнибакен, где живут персонажи Астрид Линдгрен, музей группы АBBA и этнографический парк Скансен, в котором можно провести целый день. Что ж, все это я обязательно увижу когда-нибудь в следующий раз, ведь ответ на главный вопрос своего путешествия я получила – Стокгольм непременно достоин того, чтобы туда вернуться.

Этот круиз стал для меня символом безмятежного, непродолжительного, но очень захватывающего отдыха. И в следующее морское путешествие я обязательно хочу отправиться с большой дружной компанией.