Почти каждый путешественник берет с собой в поездку фотоаппарат, или на худой конец, смартфон. Однако, похвастаться нестандартными, яркими, удачными кадрами могут лишь единицы. Специально для нашего сайта, мы попросили Ярослава Локтионова - путешественника и фотографа, поделиться советами, как фотографировать в путешествии. Надеемся выведать несколько секретов удачной фотографии.

Группа Ярослава во Vk.com

Ярослав, многие наши читатели считают, что для того, чтобы сделать красивые фотографии в путешествии нужно уехать подальше, например, в Швейцарию или Австрию. Однако, посмотрев на фотографии из твоих поездок, убеждаешься, что в России масса живописных мест, стоит лишь посмотреть в объектив. Расскажи, как ты выбираешь объекты для съемки?

Я первым делом путешественник, потом только фотограф. Для меня уже стало жизненно необходимо попасть в новое место, услышать шум прибоя или ощутить могущество гор, познакомится с новыми городами и новыми людьми. Если быть откровенным, то я пойду к морю не ради фотографий, а ради моря. Мне кажется, это важным для каждого путешественника. А фотографии это мой способ выразить восторг этому миру, показать людям, какая потрясающая наша планета.

 

Судя по твоим фотографиям, ты предпочитаешь путешествовать по России?

По поводу России: я люблю страну, в которой я живу, горжусь ей и поражаюсь. Когда-то знал о ней, как и большинство из нас только из уроков истории, географии и новостей, но став путешественником, вживую почувствовал ее масштабы, красоту, духовность. Она гораздо больше, чем выглядит на карте, она гораздо красивей, чем мы ее представляем и гораздо многогранней и разнообразней, чем мы думаем о ней. Я много где был: проехал от Крыма до Тайги, от Кавказа до Заполярья, и каждый уголок по-своему волшебный и удивительный, но также еще очень много, где не был и своими фотографиями я хочу рассказать своим соотечественникам в какой удивительной стране мы живем. Но на самом деле, чаще всего я не знаю куда попаду, я не изучаю достопримечательности в путеводителе, не строю подробные маршруты. Чаще доверяю интуиции, и чаще всего она меня не подводит. Я попадаю именно в те места, в которые должен попасть и там уже фотографирую, то, что меня вдохновило.

 

Что обязательно фотограф должен взять с собой в поездку, чтобы потом не было обидно, за безнадежно испорченные кадры?

Самое главное - это запасные флешки и батарейки. Серьезно, даже я наступал на эти грабли. Фотографируешь, фотографируешь, а потом смотришь, и фотографировать уже нечем, сели аккумуляторы. Также штатив и зонтик не будут лишними, но самое главное - это хорошее настроение.

 

Когда я читаю отчеты из фототуров, первая мысль, которая возникает: бедные люди, не спят целыми сутками в стремлении снять рассвет. Чем хороши ранние съемки? Стоит ли это таких мучений? Неужели нельзя выспаться, а потом исправить в Фотошопе?

Ну я больше принадлежу к старой школе, и считаю, что лучше снять хорошо, чем потом пытаться переделать. Да и далеко не каждый человек, не являясь фотографом, будет сидеть после поездки и пытаться обработать фотографии, скорее будет желание побыстрее выложить удачные кадры в сеть или показать друзьям. Так, что по мне лучше сразу снимать максимально качественно не сильно полагаясь на постобработку.

Рассветы и закаты, бесспорно, очень красивы, но это считаные минуты, которые важно не пропустить. А также важно понимать, что фотографий закатов очень много по причине того, что люди любят поспать, я же больше люблю восход солнца, он мягче, нежней, часто в воздухе парит туман, на траве росса и дымка над озерами. Так, что можно проснуться, сфотографировать и дальше лечь спать.

Главное не подвергаться стереотипам, отличные кадры можно получить и в полуденное солнце, и с хмурым серым небом, и в дождь, и даже ночью. Старайтесь увидеть красоту, почувствовать и нажать спуск затвора.

 

Был ли у тебя опыт участия в фото туре? Думал ли сам об организации подобных туров?

Нет. Сейчас полностью я занят проектом "Моя Россия". Очень хочется показать людям, нашу Родину, ее потаенные уголки, чтобы переставали с завистью смотреть за бугор, а хранили и любили то место, в котором посчастливилось родиться.

 

Посмотрела твои фотографии красот России, и сразу возник вопрос: как тебе удается снять, например, церковь, что на фотографии мы видим не только архитектурное сооружение, глаз цепляется за что-то еще, на фотографию хочется смотреть? Понимаю, что талант и опыт делают свое дело, но, может быть, есть несколько советов для путешественников, которые позволят внести новизну в гигабайты привозимых фотографий из отпуска?

Еще в детстве я учился у одного художника на дому, меня родители воспитывали в любви к искусству, водили по выставкам, давали читать книги о живописи. Потом много лет я фотографировал людей, в каждом искал, что-то удивительное и старался на фотографиях показать его характер и красоту. Я считал себя неплохим фотографом, но как-то раз остановился на несколько ночей в доме у одной бабушки на заполярье, она достала мне свою мыльницу и стала показывать фотографии местности, где живет. И это было круто, по-настоящему круто. Их хотелось разглядывать, и в душе была маленькая зависть, что сделал их не я. Это были классные снимки. Позже я встречал еще несколько таких же фотографов, без образования, опыта, без дорогущих камер, но делающих такие снимки, что некоторые профессиональные фотографы позавидовали бы. Я понимаю, что все дело не в том, Кэнон, Никон у тебя или лейка, неважно сколько лет ты снимаешь, важно, как ты чувствуешь то, что фотографируешь. Просто остановись, почувствуй, увидь в объективе то, что вдохновляет и нажми спуск.

 

Серая и мрачная погода часто портит фотографии, что их даже потом не хочется разбирать. Есть ли секреты, как плохую погоду превратить в преимущество?

Бывает девушке предлагаю съемку, а она говорит, что она не фотогеничная. Я уговариваю, она соглашается, и в итоге радуется, как здорово я ее показал на фотокарточках. На самом деле нет не фотогеничных людей, я не ее фотографировал, я фотографировал ее эмоции, настроение, характер. С пленэрными съемками тоже самое: нет плохой погоды для съемок, нет плохого времени суток для съемок, нет некрасивых городов, во всем есть своя красота и всегда минусы можно превратить в плюсы. Туман - фотографируйте деревья или людей, пусть фотография веет призрачной романтикой. Дождь - фотографируйте капли дождя на окнах, в лужах, девушек и детей с зонтиками. Тучи и нет заката - снимайте тучи, и ждите, вдруг проскользнет лучик. Снег идет - так это же настоящая зимняя сказка. Если же небо действительно серое, без туч и облаков, то никто же не мешает снимать в черно-белом формате, и тогда получатся очень мягкие кадры без жестких теней. Ищите плюсы, и ловите настроение.

Часто бывает, что стоишь на смотровой площадке, смотришь вдаль и не можешь налюбоваться пейзажем. А дома смотришь на эти же фотографии и не веришь, что они сделаны в том прекрасном месте. Фотографии не передают всю красоту пейзажа: небо неотличимо от моря, горы не смотрятся такими масштабными и так далее. И дело здесь не в крутизне фотоаппарата. Секрет здесь в чем-то другом?

Здесь мне хочется пуститься в философские рассуждения об объективах (улыбается). На самом деле, фотоаппарат передает то, что попадает ему на матрицу, не больше и не меньше. А вот, что попадает зависит от нас самих. Во-первых, если хочется масштаба, значит стоит в кадр взять побольше пространства: не только саму гору, но и ее подножье, может, поле перед ней или лес, или, может, сравнить с чем-то, чтобы было видно какая она большая на самом деле. Если фотографируете море и оно сливается с горизонтом, попробуйте отвернуть камеру немного в сторону, если не помогает, сделайте акцент не на горизонте, а на линию прибоя. Если поражает закатное солнце с облаками, то возьмите в кадр больше неба нежели воды или земли. Если фотографируете здание, то пусть в кадре будет и улица\сквер где она стоит и даже парочка, идущая за руку. Фотография, должна отражать, то, что вы видите и чувствуете, и здесь важно понять, что вы фотографируете и, что этими кадрами хотите показать.

 

Многие с гордостью заявляют при публикации своих фотографий «без фотошопа» или «без фильтров». Как ты относишься к пост обработке фотографий для любительских целей?

Это как на концерте с живым звуком, вопрос в честности: ты слышишь, что поют и играют люди. Это вызывает доверие и уважение. Но на любом концерте, кроме музыкантов еще есть звукорежиссер, у которого килограммы аппаратуры, через которую проходит звук, которая его балансирует, местами украшает, а местами и сдерживает. Постобработка нужна. Фотоаппарат лишь железка, она никогда не видит так же, как и человеческий глаз. Фотошоп же, в идеале, призван, чтобы картинка в печати или на экране выглядела примерно так же, как вы видели это вживую, чтобы зритель почувствовал то, что чувствовали вы, а порой и сделать акценты или убрать несущественное. Постобработка нужна, если она используется в меру.

 

Одна моя знакомая долго стоит около интересных объектов и ждет, пока разойдутся люди. Как ты относишься к странному стереотипу, что в кадре не должно быть никого, кроме вас или фотографируемого объекта, и что можете посоветовать для улучшения композиции фотографий, сделанных в условия толпы, очереди и другого скопления людей?

А порой наоборот они добавляют колорита, атмосферы. Бывает также жду, когда никого не будет, а бывает именно этих людей и фотографирую.

 

Однажды я спросила коллегу, который считает себя фотографом после покупки дорого фотоаппарата: "Дима, подскажи, пожалуйста, как фотографировать себя на фоне высоких объектов, например, высокой церкви? У меня получается или человек микроскопический, или достопримечательность обрезана. Он многозначительно задумался и посоветовал сделать две фотографии: портрет себя, фото достопримечательности и коллаж из них. Я оценила шутку, но хочется все же узнать у профессионала, как решить эту вечную проблему путешественников, которые с фотоаппаратом на "вы".

Во-первых, стоит отойти от церкви подальше, чтобы она занимала меньше места в кадре, а вы больше, во-вторых, выставить значение диафрагмы побольше, чтобы резкими были, и вы и по возможности церковь, и фотографировать.

 

Меня поймут многие путешественники: совладать с ночным пейзажем очень сложно. Понимаю, что ночью нужен штатив, пульт и правильно выставленная экспозиция, но ведь не всегда треногий друг под рукой? Поделитесь, пожалуйста, лайфхаками, как можно сделать неплохие ночные фотографии без специального оборудования?

Честно, сам не смог сделать классные снимки северного сияния потому, что не взял штатив, иногда без него нереально. В городе отлично подходят бордюры, перила, мостовые, а на море ровные камни.

 

Что ты можешь посоветовать начинающим фотографам пейзажистам?

Учитесь удивляться и удивлять. Ищите вдохновения у художников, в фильмах, у самой природы. Пусть просыпается нестерпимое желание взять камеру и уехать в горы, или в тайгу, куда угодно. Творите не во имя признания, а во имя того, что видите. Покоряйте новые горизонты и бегите от обыденности. Неважно, чем вы снимаете, важно, что вы снимаете и, что чувствуете при этом. И самое главное, не бойтесь и не останавливайтесь на полпути, и все получится. Фотограф, это не художник, мы работаем с тем, что уже создано до нас, но порой и удачные кадры могут превратиться в настоящие картины и трогать сердца людей.