С наступлением весны особенно популярны стали пешеходные экскурсии по Москве. Даже коренным москвичам интереснее бродить по знакомым улицам и переулкам, если кто-то еще параллельно рассказывает о каждом историческом здании, переплетая свое повествование какими-нибудь местными легендами. Мы с подругой тоже решили прогуляться с гидом по Замоскворечью, району, в котором мы чаще всего встречаемся и посещаем какие-нибудь заведения. Итак, формат прогулки предполагал небольшую пешеходную групповую экскурсию с последующими посиделками в одном из Анти-кафе столицы.
Начали мы наше городское путешествие от станции метро «Новокузнецкая» и сразу же направились на любимую Пятницкую улицу.
Кстати название свое она получила в честь церкви Параскевы Пятницы, которая еще с XVI века стояла как раз на том самом месте, где сейчас выход из метро «Новокузнецкая». Идем в сторону набережной к дому №1/2.
Это бывший жилой дом и питейное заведение знаменитого купца Петра Арсеньевича Смирнова, праотца известной на весь мир водки Smirnoff. Он был выходцем из крепостных крестьян Ярославской губернии, но сумел перебраться в Москву, организовать свой водочный завод и стать купцом. Здесь, в Замоскворечье, он открыл кабак, где угощал москвичей своей высококачественной продукцией. Специально для дам наладил производство фруктовых ликеров и настоек. Водка и вина его производства получили множество наград на российских и международных выставках, Смирнову выпала честь стать поставщиком императорского двора. Умер Петр Арсеньевич очень богатым человеком, состояние которого оценивалось в несколько миллионов. Один из его сыновей, Владимир, человек очень сложной судьбы. После революции большевики пять раз приговаривали его к расстрелу, вели на казнь, но в последний момент отменяли приказ стрелять. Ему удалось бежать с остатками белого движения в Константинополь, там он еле сводил концы с концами, были даже мысли о самоубийстве. Однако затем Владимир Смирнов переехал во Львов и позже во Францию, где организовал свой водочный завод. Бутылку и рецепт знаменитой водки Smirnoff Владимир придумал сам, а позже продал права на ее производство в Соединенные Штаты.
Немного возвращаемся и сворачиваем в Черниговский переулок, архитектурный ансамбль которого украшают два храма, построенные большей частью в XVII веке.
Это церкви Иоанна Предтечи и Святых Михаила и Федора Черниговских. Далее выходим к городской усадьбе постройки XVIII-XIX вв, слева от которой сохранились древние палаты XVII века. Долгое время она принадлежала различным хозяевам, пока в начале прошлого века ее не передали под нужды мужской гимназии. Сейчас в ней размещается фонд славянской письменности и культуры, а во флигеле функционирует музей Игоря Талькова.
Далее мы идем в древний район Замоскворечья – Кадаши. Здесь проживали ремесленники, которые изготавливали бочки, позднее в этой местности стало развиваться ткацкое производство. Еще с конца XV века в Кадашах уже существовал Воскресенский храм, в камне его впервые отстроили в XVII веке на средства местных купцов отца и сына Добрыниных.
Размеры храма поражают, видно, что денежки у местных купцов водились немаленькие. Издавна эта церковь была частью градостроительной оси Москвы: от колокольни Ивана Великого в Кремле, далее Воскресенский храм в Кадашах и церковь Вознесения в селе Коломенское. Сейчас кроме действующего храма Воскресения Христова на его территории функционирует музей «Кадашовская слобода». Надо будет обязательно его посетить позже, по слухам с экскурсией от этого музея можно будет подняться на колокольню Воскресенского храма. Рядом сохранилось несколько купеческих особняков постройки XVII-XIX вв.
Во дворе одного из них, который находится напротив храма в Кадашах, мы увидели симпатичного каменного бульдога.
Затем мы вышли к Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Помню, читала в биографической книге о С. И. Мамонтове, на двоюродной сестре которого был женат основатель художественной галереи П.М. Третьяков, что он очень гордился своим купеческим званием, и даже когда сам царь предложил ему дворянский титул, отказался. Также свое огромное собрание произведений искусства и здание галереи он безвозмездно передал Московской городской думе с условием, что галерею во веки веков смогут абсолютно бесплатно посещать все желающие минимум четыре дня в неделю. Как мы видим, это условие договора московские власти не выполняют.
Напротив входа в Третьяковку – дом писателей, построенный в тридцатые годы XX века. В нем проживали практически все известные советские писатели, имена которых на слуху. Это А. Барто, И. Ильф и Е. Петров, М. Пришвин, К. Паустовский, Б. Пастернак, Ю.Олеша, В. Катаев и многие другие. Во дворе этого дома сохранилось каменные здание XVII века, в котором сейчас размещается интерактивный музей «Стрелецкие палаты».
С другой стороны от Третьяковской галереи в Большом Толмачевском переулке видим бывшую городскую усадьбу богатейших предпринимателей Демидовых, с красивой чугунной оградой и воротами. Говорят, что отлиты они были на демидовских уральских заводах еще во второй половине XVIII века.
Идем далее мимо храма Святителя Николая в Толмачах.
В него можно попасть через Третьяковскую галерею, я была внутри какое-то время назад во время экскурсии «Чудотворные иконы». Внутри этого храма хранится одна из самых почитаемых на Руси икон – Владимирской Божьей матери, считается, что она защищает Россию от захватчиков. По мнению специалистов, она была написана еще в XII веке в Константинополе. Кстати в камне этот храм отстроили все те же купцы Добрынины, которые построили Воскресенский храм в Кадашах.
Затем мы сворачиваем в Старомонетный переулок, где сохранилось несколько купеческих особняков начала XIX века. Особенно привлекает внимание целый комплекс построек бывшей городской усадьбы купчих Чижовых. Но самым впечатляющим строением здесь, безусловно, является очень красочный Григориевский храм. Его хорошо можно рассмотреть и со стороны Старомонетного переулка, и со стороны улицы Большая Полянка.
История церкви такова: князь Василий Темный, находясь в плену у татарского хана дал обещание, что в случае возвращения из неволи он построит храм в честь того святого, память о котором будет праздноваться в тот день. Так он и сделал по возвращении, но когда в XVII веке стали строить каменный храм, его перенесли немного в сторону от старого деревянного. Возведению и украшению нового храма помогал сам царь Алексей Михайлович Романов, для росписи стен были приглашены костромские мастера, а автором изразцов считается известный мастер Степан Полубес.
В Григориевском храме Алексей Михайлович венчался с матерью Петра Первого Натальей Кирилловной Нарышкиной.
Далее мы вышли на улицу Большая Ордынка. Напротив видим Иверский храм, постройки конца XVIII века. Предположительно его возводили по проекту знаменитого архитектора И. В. Еготова.
Перед этой церковью бывшая усадьба Киреевских-Морозовых, оформлением интерьеров в которой занимался сам Ф. Шехтель. Проходим немного дальше и заходим в ворота Марфо-Мариинской обители.
Ее в начале XX века основала сестра жены Николая Второго императрицы Александры Федоровны – Елизавета Федоровна. Незадолго до этого был убит ее муж, великий князь Сергей Александрович, который занимал пост московского генерал-губернатора. На свои личные средства Елизавета Федоровна основала обитель милосердия, где помогали обездоленным, оказывали им медицинскую и просветительскую помощь. Автором Покровского собора был знаменитый архитектор А. Щусев, стены храма расписывал художник М. Нестеров.
Возле храма мы видим памятник Елизавете Федоровне, которая за свою мученическую смерть от рук большевиков в 1918 г. была причислена к лику святых.
Лично для меня, она остается довольно спорной личностью, так как по воспоминаниям Ф. Юсупова, она знала о его связи с ее приемным сыном и не препятствовала этому, а также она знала о готовящимся убийстве Распутина и одобряла его. Кроме того, она не оказала нужной поддержки своей сестре Александре Федоровне, а в числе прочих Романовых отвернулась от нее, когда та пыталась найти способ облегчить страдания своего сына. Сейчас сложно судить о тех или иных событиях, но личность Елизаветы Федоровны, несомненно, вызывает интерес, а ее заслуги в деле благотворительности бесспорны.
В самом конце нашей прогулки мы осмотрели Николаевский храм в Пыжах, построенный в XVII веке.
Рядом с ним находилась усадьба А.Н. Островского, в которой сейчас размещается музей.
В целом было приятно прогуляться в такую солнечную погоду по знакомым переулкам, однако мне кажется, что экскурсия получилась несколько сумбурной. Слишком уж много в ней было собрано объектов в разных концах района. А ведь в Замоскворечье можно рассматривать почти каждый дом и строение, и он наверняка будет связан с какой-нибудь интересной историей.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email