Достаточно долго я мечтала побывать в Праге. Она представлялась мне в мистическом ореоле старинных зданий, узких улиц, мощеных мостовых и древних легенд. И вот, мечта свершилась - лечу в начале сентября на неделю в Чехию, в Прагу. Имею 3 включенных в тур экскурсии, и много энтузиазма для самостоятельного передвижения и узнавания нового. Вот какая замечательная у меня неделя в Праге выдалась.

Чехия

1 день. Прилет и размещение в Праге, самостоятельная прогулка по центру

Прилет был достаточно ранний. До обеда я уже заселилась в милую гостиницу под названием ABE в районе Праги 2 (деление на районы в Праге поцифровое), недалеко от центра города, около метро Л.П.Павлова. Здание достаточно старое, по виду напоминает здания в центре Санкт-Петербурга. Вообще, архитектура российской Северной столицы много чем напоминает архитектуру столицы Чехии, что совсем неудивительно.

Итак, я заселилась, длинные узкие окна отеля выходили во двор-колодец. Что мне особенно понравилось, так это то, что из гостиницы можно было пройти на оборудованную площадку со скамейками, которая являлась крышей рядом стоящего двухэтажного здания. Очень уютно!

Пешеходная экскурсия по Праге должна была состояться только на следующий день, но я решила не терять время и самостоятельно исследовать Прагу пешком, ориентируясь по туристической карте, взятой на ресепшене гостиницы. Добралась сначала до Национального музея, расположенного около верхней оконечности Вацлавской площади, полюбовалась на памятник Святому Вацлаву напротив, и двинула в сторону Пороховых ворот, открывающим путь на Староместскую площадь.

По левую руку от ворот располагается пешеходная улица "Na Prikope" с магазинчиками, бутиками, кафешками, чем-то она мне напомнила улицу Кузнецкий мост в Москве. Пройдя Пороховые ворота-место встреч многих экскурсионных групп, я двинулась в одной из старейших улиц Праги-Целетной, к Староместской площади. Путь от гостиницы до площади занял где-то 30 мин. быстрым шагом.

Староместская площадь

Прага

Староместская площадь-центр туристического паломничества. Под Староместской ратушей с невероятными астрологическими часами, толпы людей ждут начала движения фигурок в часах, а также очереди, чтобы попасть наверх Ратуши и полюбоваться на потрясающий вид (можно воспользоваться лифтом для подъема). В центре площади расположился памятник Яну Гусу, а вокруг музыканты, мимы и прочие интересные личности.

Там же, на площади, я посетила очень красивую Церковь Святого Николая, от внутреннего убранства которой просто захватывает дух, особенно когда сквозь нее, где-то под куполом льется из окон свет. А вечером в ней проходят органные концерты, я решила не откладывать дело в долгий ящик, и купила билет. Мне повезло услышать орган в сопровождении женского вокала.

Церковь Святого Николая

От Староместской площади мой путь лежал к знаменитому Карлову мосту, пересекающему реку Влтаву. Перед мостом меня заинтересовала Староместская мостовая башня, на которую можно подняться по 138 ступенькам. Сам Карлов мост украшают барочные фигуры святых, выставленные на мосту в 18 веке. Сейчас это, конечно же, копии. Особенно знаменита статуя святого Иоанна Непомуцкого, которого убили и сбросили в реку еще в 14 веке.

Карлов мост

На Карловом мосту музыканты, торговцы и туристы создают неповторимый колорит.

Перейдя мост, я оказываюсь в Малой стране - в Пражском Граде, где главные для меня достопримечательности - это готический Собор Святого Витта и Президентский дворец.

Собор Святого Вита

Полюбовавшись ими снаружи, поняла, что силы на исходе, и необходимо припарковаться в каком-нибудь едальном заведении. На одной из узких улочек в нескольких шагах от Карлова моста у Малостранской площади я обнаружила подвальное заведение с антуражем средневековых казематов. Вы не пропустите это заведение под названием U krala B, фигура узника из подвала вас заманит.

Прага

Обратный путь я проделала также пешком, оставив изучение метро на другие дни.

2 День: обзорная экскурсия по Праге с гидом

Второй день у меня получился в стиле повторения пройденного. Пешеходная экскурсия по Праге начиналась от Вацлавской площади по маршруту Королевской дороги. Мне удалось внимательнее рассмотреть детали, и увидеть что-то новое. Например, повернув с площади к зданию Чешского Банка, расположенного на углу с Водичковой улицей, можно попасть в Франциканский сад и Костел Девы Марии Снежной через пассаж Svetozor. Недалеко от Пороховой Башни привлекает внимание здание начала прошлого века в стиле кубизма - это "Гранд-кафе Ориент», впервые открывшееся в 1912 году на Целетной улице. Далее взор привлек скульптурный дядька, похожий на Фредди Крюгера, я даже сфотографировалась с ним.

Фредди в Праге

Кстати, в Праге много очень необычных, где-то провокационных скульптур Давида Черного, о них расскажу ниже.

С экскурсией я подробнее осмотрела еврейский квартал: Староновую синагогу - старейшую действующую синагогу в Европе, кладбище, где захоронения идут друг над другом в несколько рядов, ратушу, испанскую синагогу, и рядом с ней памятник Ф.Кафке.

В Еврейском квартале

Побывали мы и в Вальдштейнском саду у метро Malostranska.Красивый небольшой садик с красивыми павлинами, свободно по нему разгуливающими.

Сад

Павлины

В Пражском граде мы попали ко времени смены караула. Толпа туристов фотографировалась с караульщиком у ворот. Я тоже запечатлелась на память. Не могу себе представить, что также легко могла бы сфотографироваться с караульным в московском Кремле.

Пражский град

Далее мы отправились в музей Кафки. Справляющие малую нужду скульптурные ребята во дворе перед музеем - творение Давида Черного.

Скульптуры Черного

Совершили мы и небольшую прогулку на теплоходе по реке Влтаве. Даже накрапывающий дождик не помешал наслаждаться видами.

После экскурсии еще оставалось почти пол дня. Мы пообедали в ресторане на воде, после чего решила продолжить самостоятельную экскурсию. И тут начался ливень. Мы поспешили укрыться в первом попавшемся здании слева от Карлова моста, и им оказался Музей современного искусства.

Музей современного искусства

Ну что сказать, я испытала культурный шок - скульптура Иисуса Христа в тренировочных штанах, на спортивных кольцах, растянутая между этажами… Предметы нижнего белья из шкурков, вместе с головой крысы, справляющий нужду/онанирующий мужчина, и прочие мерзкие, на мой взгляд, вещи. Единственное, что понравилось - это вид из окна одного из залов на Карлов мост и центральную улицу, берущую начало от моста. На этом окне мы и просидели до окончания дождя. Нас никто не побеспокоил.

В музее современного искусства

Вечером мы отправились на концерт классической музыки в здание Муниципального дома в стиле модерн, расположенного около Пороховых ворот. Неплохо, но мало по времени и дорого. Добирались обратно на метро, так как пешком до нашей гостиницы от Пороховых ворот минут 30, и ноги уже не шли. Так что, доехали мы до станции I.P.Pavlova, а там 300 метров - мы в номере.

Для сведения, в пражском метро нет турникетов, но контролеры ходят часто, особенно на станциях "туристических маршрутов" в центре, так что лучше не рисковать и купить проездной. Опытный взгляд контролера враз вычислит туриста-зайца, и вам придется заплатить штраф в 1000 крон. На все виды транспорта в Праге действует единая система билетов. Билеты различаются по времени их использования. Можно купить билет для коротких поездок на 30 ,90 минут использования, а можно проездной на 1,3,30 дней. На входе нужно побить билет перед первой поездкой, на нем обозначится время входа. Если вы купили на 30 минут, то он и действует в течении этого времени. Но в этот промежуток вы можете пользоваться любым общественным транспортом с любым количеством пересадок. Стоимость месячного проездного 550-600 крон, на три дня-половина месячного. Стоимость билета на 30 минут-24 кроны, на 90 минут- 32. Я брала на 30 минут, мне хватало этого времени, так как много ходила пешком.

3 день: самостоятельно на Холм Петршин

Фуникулер

В этот день не было плановых экскурсий, и я отправилась в самостоятельное путешествие на Холм Петршин, расположенным за Пражским Градом, на левом берегу реки Влтавы. Там находится смотровая башня, визуально напоминающая Эйфелеву в Париже, с которой открывается великолепный вид на всю Прагу, а также великолепные сады и розариум.

Добиралась я на трамвае (номер 12 или 20) до остановки Ujezd, а оттуда на фуникулере по обычному проездному билету. На холме расположено 8 парков, а также Обсерватория. Я же сразу отравилась к Петршинской башне. Входные билеты бывают двух типов с разной стоимостью, в зависимости от того, как ты собрался подниматься: пешком или на лифте. Пешком интереснее, решила я. От красоты пейзажей захватывало дух. Вся Прага, как на ладони, а собор Святого Витта с высоты смотрится еще великолепнее. Из-за листвы совсем рядом выглядывал шпиль Страговского монастыря.

Вид с холма

Пообедав в кафе под открытым небом с бегающие вокруг живыми кроликами, я отправилась гулять по садам и даже вздремнула на лавочке на одном из склонов. В кафе я решила пошутить и спросила официанта, можно ли съесть одного из кроликов? Он понял меня не так, сказал, что можно и принес мне травы, чтобы его покормить. Я перестала беспокоиться о судьбе зверьков и сосредоточилась на Праге.

Как- то незаметно, спускаясь вниз по дорожкам сада, я оказалась внизу около улицы Ujezd, и наткнулась на устрашающий памятник все того же Давида Черного, посвященного жертвам коммунизма.

Фигуры Черного

Спустившись к Влтаве, полюбовалась на гуляющих у берега лебедей. Для меня они даже "сложили сердечко".

Лебеди

Вечер закончился в шикарном расторане в Вышеграде в Маластране, на веранде с бокалом шампанского под звук скрипок.

4 день: экскурсия в город Чески-Крумлов и Замок Глубока над Влтавой

В этот день я отправилась на экскурсию за пределы Праги, а именно в город Чески-Крумлов и Замок Глубока над Влтавой.

Автобус забрал нас от Пороховых ворот, до которых я доехала на метро от станции Павлова.

Город находится в южной части Чехии в 170 км. от Праги, практически на границе с Австрией. Самостоятельно до города можно добраться автобусом с автовокзала Na Knizeci, находящимся возле метро Andel или с автовокзала Флоренц, а вот по железной дороге добираться придется с пересадками с вокзала Hlavni Nadrazi до Чески- Будейовиц или до Прахатиц, а потом на электричке или автобусе до Чески-Крумлова.

Чешский Крумлов

Исторический центр города в 1992г. внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Крумловский замок второй по величине замок в Чехии после Пражского Града. Большинство зданий комплекса построены с 14 по 17 века. Очень красиво! А вот замок Глубока над Влтавой меня не очень впечатлил, так не покидало ощущение "новодела", но многие были в восторге. Объективно, он красивый как изнутри, так и снаружи, и большой.

Вечером решили "обмыть" впечатления в известном пабе Праги "У Флека" (U Fleku) с живой национальной музыкой. Он находится в Новом Городе, район Прага 1. Попробовали свиное колено и чешское пиво, которое варят прямо там в собственной микро-пивоварне. На человека вышло примерно 800 крон.

5 день: экскурсия в Карловы Вары

В этот день была включенная в тур автобусная экскурсия в знаменитые Карловы Вары - курортный город на западе исторической области Богемия, в месте слияния трех рек. Из Праги путь занимает порядка 2 часов -120км. Самим можно добраться с автовокзала Флоранц, возле одноименного метро.

Карловы Вары

Карловы Вары знаменит целебными горячими минеральными источниками. Они все разные по температуре и составу. Прогуливаясь по набережной, можно пить целебную воду из оборудованных фонтанчиков.

Мы посетили в Карловых Варах знаменитый стекольный завод Мозер, увидели процесс изготовления - выдувание изделий из стекла. Конечно же, повели нас и в магазин, где можно было купить красивые бокалы, вазы и прочие вещицы. Из покупок я отважилась лишь на лечебную косметику и не прогадала – качество ее отменное.

Вернувшись вечером, мы посетили Черный театр (Black theatre). В Праге их несколько. Называется он так потому, что действие происходит на черном фоне, а костюмы актеров частично флуоресцентные, частично тоже черные и сливаются с фоном. При пластичных движениях зритель наблюдает различные сюрреалистичные картины. Представление идет чуть больше часа, этого хватает, чтобы насладиться визуальным 3D-зрелищем.

6 день: самостоятельная поездка в город Кунта Гора

Кутна Гора находится в 60 км. к востоку от Праги. Главные достопримечательности - Костница и Собор Св.Варвары. Туда я самостоятельно доехала на автобусе со станции Флоренц (UAN Florenc). Автобусы ходят ежедневно с 6.00 до 22.00. Некоторые автобусы идут с пересадками, так что будьте внимательны. Уточнить расписание, тип, стоимость билета и оплатить можно на www.idos.cz. Цена в районе 68 крон, поездка примерно 1,5 часа.

По приезду можно пешком дойти до Собора Св.Варвары - второго по величине готического храма в Чехии после собора Св.Вита. Безумно красивый храм!

Вход платный- 50 крон.

Храм Святой Варвары

Впечатлили фрески и скульптуры, изображающие повседневный труд шахтеров.

Кутна Гора изначально был городом рудокопов, в нем было много шахт по добыче серебряной руды. В одну из таких средневековых шахт можно попасть с экскурсией, что я и сделала.

В шахте

Мне выдали белый защитный халат, фонарь и каску. Внизу было холодно, мокро и местами очень узкие проходы - полному человеку протискиваться было бы тяжело. Но мне очень понравилось. Ощутила "суетность бытия" в темноте под землей и мороз по коже от представления, в каких условиях работали люди. После выхода можно заглянуть в музей серебра в здании под названием Градек.

Кутна гора

И последний пункт программы - Костница. Костел, в котором многое сделано из человеческих костей. Странное ощущение: красота, созданная мастером, но из какого материала! Есть повод подумать "о вечном"…

Костница

Обратно с Прагу я возвращалась на электричке. Поездка до главного ж/д вокзала занимает час. Вагоны купейного типа с мягкими сиденьями, можно даже вздремнуть. Расписание и цены можно смотреть на www.cd.cz.

По приезду вечером нас ждало посещение Пражской государственной оперы (Statni opera Praha). Вот где мы увидели жителей Праги и национальный колорит в отличие от абсолютно туристического места Муниципального дома, где мы во второй день после приезда слушали концерт классической музыки. В общем, оперой я впечатлилась гораздо больше. Цена билетов была примерно одинаковая. Оперное представление идет на языке оригинала, перевод на чешский и английский можно увидеть на табло над сценой. Зал и все здание считается одним из красивейших в Европе.

7 день: поход в Пражский зоопарк

Еще одна достопримечательность Праги - это Зоопарк. Один из просторнейших в Европе. Площадь его примерно 60 гектар. Это целый большой город, состоящий из двух уровней, связанных фуникулером.

Добраться в зоопарк Праги можно на автобусе 112 от метроNadrazi Holesovice, или на 14, 17 трамваях.

В зоопарке я первый раз увидела открытые павильоны, где животные содержались в условиях, приближенных к естественной среде. Маленькие обезьянки сидели настолько близко от меня, над головой, что можно было протянуть руку и ухватить за хвостик. А к белым медведям не так просто было пробиться. Животные не содержались в клетках, у них было много пространства. Большой бассейн отделял от посетителей быт мишек стеклом, через которое можно увидеть плавающего мишку. Я наблюдала почти на уровне своих глаз периодически влипающие в стекло лапы и пятую точку зверя. Мишка плавал на спине, как заправский пловец, отталкиваясь лапами от стекла, как от бортика бассейна. Казалось, был счастлив. До этого момента я не любила зоопарки - тюрьмы, но в пражском звери живут в более-менее приближенных к природным условиям, в достаточно больших пространствах, и это радует!

Пражский зоопарк

После возвращения я еще успела посетить галерею работ Сальвадора Дали и Альфонса Мухи, которая находится в здании бывшей Тынской школы, со стороны Староместской площади. В ней представлены произведения из частных коллекций, так что можно увидеть не самые известные широкой публике картины.

Выставка работ Дали

Оставался последний вечер в Праге, и я вдруг осознала, что в беготне по экскурсиям и достопримечательностям я почти не увидела Прагу глазами местных жителей. Решено, надо отправиться гулять пешком от моей гостиницы в районе Прага 2 без маршрута, а просто по улице вниз, заходить во дворики, смотреть каждую мелочь: лепнину балкона, вывески магазинов, наблюдать за проходящими людьми. А потом долго сидеть на подоконнике, открыв длинные узкие деревянные оконные рамы, похожие на питерские, и запоминать и впитывать события, эмоции, и дух Праги!

Резюме:

Транспорт Праги

Передвигалась я исключительно на общественном транспорте, ведь он в Праге хорошо развит и удобен, да еще и работает допоздна. Предпочитала я трамваи, потому что у них много маршрутов, удобные пересадки и интересные виды города из окна. Пользовалась проездным на все виды городского транспорта на 30, реже 90 минут. Пригородное сообщение тоже хорошо развито, можно воспользоваться автобусом или электричкой.

Еда и цены в Праге

В гостинице был включен завтрак - обычный европейский, вполне мне подходил. Обед, если не было экскурсии, где он включен в стоимость, проходил по-разному. Это могла быть бутылка йогурта, мясной фастфуд на Староместской площади (хот-дог, кебаб стоимостью примерно 3,5 евро) или полноценный обед в ресторане: вепрево/свиное колено (от 5 евро), местное пиво (1-2 евро), кофе (0,7-1,5 евро) и так далее. Ужин –аналогично: или кафе/ресторан, или фастфуд, или в номере-козий сыр (1кг.от 7 евро в магазине) и местное вино (от 4евро в магазине).

Посещение достопримечательностей в среднем обходились в 3-4 евро в день.

В общем, проезд и питание, если сравнивать с московскими ценами, относительно недорогой. Проживание же съедает существенный бюджет, ведь неплохие 3 звезды обойдутся примерно в 80 евро в сутки.

Конечно, у всех разные потребности: можно жить в шикарном отеле, передвигаться на такси, посещать самые дорогие рестораны и шикарно отдохнуть, а можно жить в хостеле, питаться фастфудом и приемущественно ходить пешком по прекрасному городу, но также не менее хорошо провести время. Все зависит от вашего настроя, привычек и материального состояния, но Прага тем и хороша, что дает одинаковые шансы на замечательный отдых туристам с любым размером кошелька.