Во время прогулки по Сапун-горе в Севастополе совершенно случайно увидели информацион-ный стенд, на котором были перечислены музеи, связанные с героической обороной и освобождением Севастополя. Среди прочих там был указан Дом-музей подпольщиков. Я несколько удивилась, что мне ни разу не попадались на глаза отчеты о посещении этого музея, путеводитель также молчал об этом месте. Раз путешественники туда не ходят, не пишут о своих впечатлениях отзывы, то можно предположить, что эта достопримечательность не заслуживает внимания. К счастью, мы все- таки решили в этом убедиться сами, в результате открыли для себя один из самых потрясающих музеев Севастополя.

После Сапун-горы отправились на Малахов курган, а уже затем решили посетить музей севасто-польского подполья. Находится он в доме №46 на улице Ревякина. Никакой общественный транспорт по этой улице не ходит. Возможно поэтому, этот музей не так часто посещают туристы. Начинается улица Ревякина от железнодорожного и авто вокзала Севастополя. До музея мы шли пешком минут двадцать. Наконец мы увидели указатель и небольшой белый домик.

Музей севастопольского подполья

 

Прочитав на стене, что это и есть интересующий нас музей, позвонили в дверь. Взрослый билет стоит 40 рублей. Причем оказалось, что мы в данный момент единственные посетители и специально для нас двоих выделили экскурсовода.

Музей севастопольского подполья

 

Начали мы с комнаты, где размещается историческая экспозиция. Ее пристроили уже после учреждения в этом доме музея.

Музей севастопольского подполья

 

В июле 1942 г. после 250 дней обороны Севастополь был оккупирован немецкой армией. Обычно мы редко задаемся вопросом, как же жили люди в занятых врагом населенных пунктах? В этом музее собраны экспонаты, которые рассказывают о судьбах людей, часто трагических, которые боролись против фашистов в оккупированном Севастополе.

Немцы планировали переименовать город в Теодорихсхафен. В Севастополе они ввели свои де-нежные купюры. Жителям города, чтобы прокормиться, надо было работать на немцев за мизерные зарплаты.

Музей севастопольского подполья

 

Очень скоро трудовая повинность стала обязательной для всех лиц от 14 до 65 лет. Тем же, кто уклонялся от работы на оккупантов, грозили принудительные трудовые работы и даже смертная казнь. Говорят, что так, например, были казнены молодые люди Н. Лялин, А. Власов и В. Мацук. Их фотографии мы можем увидеть в музее.

Музей севастопольского подполья

 

Кроме того здесь выставлены приказы и немецкие газеты того времени, в которых говорится, что немецкое правительство освободило жителей Севастополя от большевизма и предлагает всем желающим отправиться в Германию за лучшей жизнью. Девушек заманивали красивыми картинками, рассказывали о модных европейских нарядах. Однако, на самом деле основная масса соблазнившихся лучшей жизнью людей попадали в лагеря.

В витрине мы видим колодки, которые надевали пленным, чтобы им было неудобно передви-гаться и уж тем более бежать.

Музей севастопольского подполья

 

Только на территории Севастополя действовало более 20 лагерей военнопленных, где проводи-лись регулярные казни. Некоторых заживо закапывали в воронках, образованных взрывами авиабомб. Других вывозили на кораблях в море и поджигали. За любую провинность грозил расстрел. Изощренность убийств и хладнокровие фашистской власти до сих пор приводит в ужас.

Но если честно, по моему мнению, руководство нашей страны недостаточно заботилось о людях, попавших в такое положение. В каждом военном музее Севастополя меня больше всего поражало то, что эвакуация населения вообще не была предусмотрена. То есть самая верхушка, так называемая «элита», покинула город, когда стало понятно, что Севастополь не спасти, а мирные жители и солдаты просто были принесены в жертву врагам. Так, во время войны были убиты или угнаны в Германию почти 65% населения довоенного Севастополя. После эвакуации генералов в городе осталось почти 80 тысяч солдат и командиров, которые были либо убиты, либо взяты в плен. Все это говорит о том, насколько «дорожили» людьми.

Но даже это не смогло сломить советский народ, который организовал борьбу с фашистами свои-ми силами. С первых же дней оккупации в Севастополе стали возникать разрозненные подполь-ные группы. Одна из первых организаций появилась в Морском порту и действовала под руководством П.Д. Сильникова.

Музей севастопольского подполья

 

Члены этой группы подрывали суда и железнодорожные вагоны врага, устраивали другие диверсии, распространяли в городе листовки с новостями с фронта.

Кроме того в лагере военнопленных действовала патриотическая группа под руководством Н.И. Терещенко. До войны он был партийным работником. Фашисты расстреливали коммунистов сразу, поэтому Терещенко назвался другим именем. В лагере он и сформировал организацию, которая помогала военнопленным бежать, наладил связь с подпольем в городе.

Третья группа стала действовать под руководством В.Д. Ревякина, в честь которого названа улица, где расположен Музей подпольщиков. Во время войны она называлась Лабораторное шоссе. Летом 1942 г. пленных защитников Севастополя немцы гнали по этой улице. Тех, кто не мог идти убивали, местным строго запрещалось хоть как-то помогать раненым и изможденным солдатам. Среди пленников был двадцатичетырехлетний защитник Севастополя Василий Ревякин. Ему удалось в тот же день бежать и укрыться в квартире знакомой женщины, проживающей на Лабораторном шоссе. После того, как у Ревякина не получилось прорваться к партизанам, он решил легализоваться и организовать подпольную группу.

Он пришел к немцам, назвался учителем Александром Ревякиным и устроился в школу.

Музей севастопольского подполья

 

Со временем ему удалось объединиться с группами Сильникова и Терещенко.

Музей севастопольского подполья

 

Их совместная организация выпускала газету «За Родину!» и распространяла ее среди населения. Им удалось в подвале дома собрать печатающий станок и организовать подпольную типографию. Людям оккупированного Севастополя крайне важно было не потерять боевой дух и знать, что происходит на фронте.

Музей севастопольского подполья

 

Кроме того подпольщики портили имущество немцев, помогали бежать пленникам из концентрационных лагерей, внедряли своих людей в немецкие организации. Так рядом со школой, где работал Ревякин, находилось отделение полиции, начальником которой был В.Г. Пьеро. Он принимал участие в организации побегов узников из лагерей, снабжал их надежными документами.

Музей севастопольского подполья

 

Помогали подпольщикам и медицинские работники: они ставили людям диагнозы, которые якобы мешали им работать в Германии. Однако за каждую такую справку они могли быть расстреляны, так как выборочно диагноз мог быть проверен еще и немецким врачом. Все экземпляры газеты Ревякин прятал в своем доме в тайниках.

К сожалению, судьба подпольной группы сложилась трагично. Осенью 1943 г. по наводке прово-катора была схвачена группировка Сильникова. Он, его жена и товарищи умерли после пыток, так и не выдав остальных членов группы. В 1944 г. Ревякин отправил в горы для связи с партиза-нами часть своей группы, в составе которой был некий Людвиг Шпурник. В дороге, по одной из версий, он заболел. Несмотря на то, что был приказ убивать всех, кто не может идти и может выдать организацию, товарищи пожалели Людвига и спрятали в горах. Там его и нашли фашисты.

Шпурник сдал всю группу, причем ходил с немцами по квартирам знакомых, звонил в дверь и выдавал всех. Ревякин и его группа были схвачены. Самое трагичное, что в подпольной организации состояла жена Василия Ревякина Лида, которой было всего девятнадцать лет, она была на девятом месяце беременности. Судьба всей группы была предрешена, поэтому врачи, связанные с подпольем, хотели спасти хотя бы ребенка Ревякиных, однако сделать этого не успели.

За несколько недель до освобождения Севастополя подпольщиков расстреляли в Юхариной балке.

Достаточно долго власти никак не хотели реагировать на существование подпольных организаций в Севастополе. Только в 60-е гг. XX века в бывшем доме Василия Ревякина организовали музей. Тяжело смотреть на фото матери под бюстом Ревякина, на лица всех тех людей, которые без какого-либо приказа сверху организовались и боролись с врагом, не ожидая никакой награды. Многие из них отдали свои жизни, защищая Родину.

Музей севастопольского подполья

 

Надо сказать, что в этой части музея, слушая рассказ экскурсовода, невозможно не расплакаться. Затем мы перешли в мемориальную часть, где воссоздали интерьер дома Ревякиных: кухню, прихожую и жилую комнату.

Музей севастопольского подполья

 

Музей севастопольского подполья

 

Музей севастопольского подполья

 

Все тайники и подпольную типографию также можно увидеть. Закончили мы во дворе, где в стене были замурованы все экземпляры газеты «За Родину!», которые нашли уже после войны.

Музей севастопольского подполья

 

Музей севастопольского подполья

 

Очень хочется, чтобы как можно больше людей побывали в этом небольшом музее и отдали дань памяти защитником города. Кроме того, сотрудники музея действительно очень интересно передают информацию даже для маленьких групп и одиночных посетителей. Не в каждом музее встретишь таких неравнодушных людей, которые воодушевлены своим делом.

Музей севастопольского подполья

 

Музей подпольщиков для меня оказался самым запоминающимся в Севастополе.

Полезные ссылки

Отели и гостиницы Ялты

Отели и гостиницы Севастополя

Отели Крыма: отзывы и бронирование