Уважаемые читатели, хочу поделиться с вами очень важной информацией, незнание которой может вас очень сильно подвести. Информацией о том, как пользоваться общественным транспортом в Праге, а именно — автобусом, трамваем или метро.
Транспорт в Праге
Дело в том, что система оплаты за пользование общественным транспортом в Праге очень отличается от нашей, и я знаю пару человек, которые поплатились немалым штрафом (несколько тысяч крон) за свое неведение. Но сразу хочу обратить внимание на две детали:
во-первых, штраф — это еще цветочки: как нам сказали бывалые туристы, за неоплаченный проезд могут внести в черный список, и тогда — прощай, шенген (может на определенный срок, а может и навсегда);
во-вторых, никакие уговоры («не знал», «забыл», «в первый раз» и т.д.) на контролеров в Праге не действуют, они четко выполняют свою работу, получая за это премиальные, и уж тем более, здесь никак не пройдет наш российский номер «договоримся».
Так что здесь нужно действовать по правилам и быть добропорядочным и законопослушным туристом даже в такой мелочи.
Итак, система оплаты за проезд в общественном транспорте —повременная. Существуют специальные талончики — езденки, которые продаются в метро, в мелких магазинчиках, киосках, табачных лавках, в автоматах (автоматы принимают только монеты, но сдачу выдают), иногда — у водителей (но рассчитывать на это не стоит, потому что это бывает не часто, и можете остаться без билетика). Стоимость одной езденки зависит от времени — например, получасовая стоит 24 кроны (чтобы понять, сколько это в рублях, умножайте примерно на 2,5), на 50 минут — 32 кроны, на сутки — 110 крон и т.д.. Действует правило оптовой покупки — чем больше времени, тем дешевле. Есть езденки и на несколько суток — 3, 5 и т.д., но покупать их имеет смысл, если вы живете далеко от центра или планируете часто ездить.
Транспорт в Праге
Принцип оплаты такой: заходишь в любой общественный транспорт — автобус, трамвай, метро, там есть специальные компостеры, которые на билетике фиксируют время, когда вы начали свой путь. За это время (указанное на вашей езденке) вы можете пересаживаться, возможно, даже успеете съездить туда и обратно (если недалеко), но как только время истекает, вы должны пробить новую езденку, или выйти. Мы жили недалеко от центра, всего в 10 минутах, поэтому нам хватало получасовой езденки в одну сторону (на 1 человека). Если же мы знали, что нам придется за день неоднократно пользоваться метро или трамваем (например, когда ездили в зоопарк, находящийся далеко от нашей гостиницы), покупали билетик на 24 часа за 110 крон.
Еще хочу сказать, поначалу мы думали, что контролеры в трамваи и метро не заходят, и местные этим злоупотребляют, так как мы ни разу не видели, чтобы пражане пробивали свои билетики. На самом деле, они покупают проездные за 3 тысячи крон на весь год, и ездят себе преспокойно на любом (!) виде общественного транспорта. Контролеры бывают в транспорте очень часто, и чаще всего на самых распространенных туристических маршрутах, одеты в «штатском» и «охотятся» обычно именно на незнающих или легкомысленных туристов.
К вам неожиданно выборочно может подойти человек «в штатском», предъявить жетон и удостоверение, попросив показать езденку.
Наибольшей популярностью пользуется трамвай. Трамвайные маршруты проложены во все, даже самые отдаленные районы Праги. Практически на каждой остановке трамвая есть электронное табло, на котором показано время прибытия трамвая на эту остановку. И они действительно приходят практически секунда в секунду. В Праге идет обновление трамвайного парка, и сейчас там почти на всех маршрутах уже бегают новенькие комфортабельные Шкоды.
Транспорт в Праге
Но есть и более привычные для нас старенькие трамвайчики, точно такие же, как и на улицах наших городов — наследие времен Чехословакии и соцлагеря. В течение нескольких лет планируется полностью от них избавиться. Но и им находится применение. Например, посреди Вацлавской площади стоит симпатичное и очень стильное кафе, сделанное из двух старых трамвайчиков. А зная любовь пражан к нетрадиционным идеям, можно только догадываться, куда они могут приспособить списанные вагончики — и в качестве музеев, и магазинчиков, и различных уличных инсталляций, и много еще для чего.
Транспорт в Праге
Помимо трамваев и автобусов весьма популярным видом транспорта в Праге является метро. Метро здесь не очень глубокое и не очень большое — всего 64 станции. Оно состоит из трех веток (А, В и С), различающихся также по цвету (зеленая, желтая и красная). На некоторых больших станциях ветки могут пересекаться, например, под Вацлавской площадью (станция «Музей») или на станции Флоранс. Пробивать время на езденках в метро нужно не в момент посадки в поезд, а еще до выхода на площадку, в специальных турникетах. Это не очень удобно, так как поезд иногда можно прождать несколько минут, и ваши драгоценные минутки (денежки) утекут.
Метро в Праге
Транспорт в Праге
На некоторых станциях метро можно увидеть сохранившуюся подземную часть старой Праги. За многие века слой земли поднимался, а под землю уходили опоры мостов, фундаменты, стены, которые сейчас можно увидеть в пражской подземке.
Транспорт в Праге
В метро можно встретить совсем неожиданных пассажиров, например, мы видели такую мини-свадьбу: жениха и невесту с подружкой и дружком. Скромненько и со вкусом, но при этом какие же они были свободные и счастливые — их не мучили традиционными для наших свадеб поездками по памятникам для фотосессий, приемом гостей, свадебным застольем с криками «горько» и приемом подарков. Вечером мы эту же мини-свадьбу встречали в Пражском граде. Они ходили невероятно жизнерадостные и легкие, только лишь с бокалами шампанского, излучая счастье и погруженные в свои чувства.
Транспорт в Праге
Важно сказать и про пражское такси. Таксисты, они и в Праге — таксисты. Так и норовят обвести туриста вокруг пальца. Способов несколько: традиционный (рассчитан на тех, кто совсем не знает города) — просто кружить вокруг нужного места, наматывая километры; второй способ — сразу запросить завышенную цену (также рассчитан на тех, кто не очень ориентируется в ценах и расстояниях); третий, более изощренный, основывается на том, что для разных зон устанавливаются разные коэффициенты (самый дорогой — по Европе, самый дешевый — в пределах города). Вас могут не обмануть ни с расстоянием, ни со временем, но на счетчик поставят тариф, действующий по международной зоне, и заплатите в несколько раз больше. Так что смотрите, чтобы на счетчике стоял тариф № 1. И вообще, сразу просите чек за проезд, тогда таксисты поймут, что не на тех нарвались. Или попросите в гостинице или у гида вызвать вам такси (а не ловите на улице), в таком случае вам назовут нормальную цену сразу и не обманут.
В среднем проезд в пределах Праги на такси не будет превышать 150-200 крон, если намного больше — вас точно надули.
Транспорт в Праге
До этого я вам рассказывала о традиционных способах передвижения по Праге, теперь остановлюсь на тех, которые предлагаются туристам. Особенной популярностью у туристов пользуются двухколесные самокаты — сегвеи. Можно увидеть целые вереницы, состоящие из нескольких человек, едущих на таких самокатах. Прокат сегвеев есть во многих людных местах, стоит это сравнительно недорого, минимальный срок — 30 минут, максимальный — весь день. Примечательно, что на сегвеях передвигаются не только молодежь и подростки, но и люди среднего возраста, а особенно забавно, когда видишь на сегвее монашку или восточную женщину в хиджабе или парандже.
Транспорт в Праге
Транспорт в Праге
Во многих местах вам предложат прокатиться в экипаже, запряженном парой или четверкой лошадок. Наняв такой экипаж, вы не спеша объедете все достопримечательности Старого города или Пражского града. Нанять экипаж можно на Староместской площади, на Вацлавской площади и в некоторых других местах.
Транспорт в Праге
За ваши деньги вас могут прокатить по наиболее известным туристическим маршрутам на веломобилях — что-то вроде современных велорикш. А особым шиком, конечно, будет нанять кабриолет и с ветерком покататься по городу.
Транспорт в Праге
Транспорт в Праге
Также есть специальные автобусы для туристов (сити-тур), курсирующие по главным улицам и возле основных достопримечательностей. Некоторые из них оснащены аудиогидом, позволяющим выбрать язык. Словом, для туристов здесь предоставляются все услуги. И все же, Прага — это город, по которому нужно ходить пешком, останавливаясь, чтобы восхититься очередным архитектурным шедевром или удивиться необычной современной уличной скульптуре.
Непременно фотографировать все в деталях, заглядывать в переулки и пассажи. Кстати, пешеход — главное лицо на дороге. Вы можете спокойно переходить по зебре, так как ни один водитель не осмелится не пропустить пешехода (в отличие от наших городов). Ездят здесь все по правилам, так как все достаточно строго: каждое нарушение помимо штрафов имеет свои баллы за степень опасности, с каждым нарушением идет накопление баллов, и если вы набираете их определенное количество, у вас отбирают права. Спустя определенный срок права не возвращают, а нужно через суд получить разрешение на переобучение (!) и пересдачу (!). И как я уже говорила, «договориться» в Чехии не получится, лучше даже не пытаться. Так что гуляйте по Праге долго, свободно и безопасно, до полного изнеможения. Поверьте, о боли в ногах вы очень скоро забудете, а восхитительные воспоминания и впечатления останутся на всю жизнь.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email