Крым кроме своих красивейших дворцов, построенных для самых знатных дворянских семей и царской четы, богат еще и уникальными природными объектами. Высокие горы тянутся вдоль всего южного побережья. Самой популярной горной экскурсией ЮБК является подъем на Ай-Петри, однако и кроме этой вершины здесь есть на что посмотреть. Немного дальше, в Бахчисарайском районе находится Большой каньон Крыма. Надо сказать, что когда мы собирались на эту экскурсию, то слабо представляли, в чем она заключается. Думали, что нас поднимут на какую-нибудь площадку, с которой будет виден Большой каньон, полюбуемся видами и назад. На деле же все оказалось интересней.

Большой каньон Крым

Экскурсию мы приобрели на набережной за 900 рублей, затем еще 100 рублей заплатили за вход в каньон.

Когда за нами приехал автобус, водитель очень удивленно посмотрел на наши шлепки и сказал, что в такой обуви пройти по каньону нереально, лучше уж идти босиком. Мы не придали этому особого значения, ведь на Ай-Петри мы легко поднимались в такой обуви. Как оказалось, эта экскурсия гораздо сложнее подъема к самой знаменитой вершине Крыма.

Недостаток групповой экскурсии проявился в том, что хотя по карте от Гаспры до Большого каньона ехать сравнительно недалеко, мы же потратили очень много времени на сбор остальных туристов и поэтому поехали по более длинной дороге. По пути проезжали бывший совхоз «Ароматный», который был очень богатым в советское время. Он специализировался на выращивании эфирномасличных культур (роз, лаванды, мяты и шалфея), а продукция из этого совхоза даже поставлялась заграницу. Однако уже давно предприятие закрыли, и окрестности выглядят весьма запущено. Совсем рядом с селом Аромат находится санаторий «Черные воды», который расположен в местах, называемых крымским Баден-Баденом. Дело в том, что здесь находится источник минеральной воды «Аджи-Су», помогающей в лечении болезней суставов и некоторых других заболеваниях.

Далее мы доехали до села Соколиное, которое известно тем, что здесь находится еще один Юсуповский дворец, построенный архитектором П. Н. Красновым в начале XX века. Когда-то это было необычайно красивое имение, белое с голубой крышей, с прекрасным парком и фонтанами. Сейчас же здание передано детскому интернату, и недоступно для посещения. Но ходят слухи, что его планируют восстановить и сделать музеем.

Большой каньон находится всего в пяти километрах от Соколиного. Он образовался миллионы лет назад, и представляет собой гигантский разлом горной породы. По дну ущелья протекает река, которая наименее полноводна в летние месяцы.

Большой каньон Крым

Именно поэтому в основном все экскурсии в каньон осуществляются летом. Еще в 30-е гг. прошлого века это место стало важным направлением походов местной туристической базы. Ущелье протянулось более чем на 3 километра, но неподготовленных туристов водят по специальным пешеходным дорожкам. Предполагалось, что мы пройдем полтора километра до так называемой «Ванны молодости», а затем вернемся обратно. Я подумала, что такое небольшое расстояние я легко преодолею.

Однако на деле оказалось, что идти пришлось гораздо больше, ведь дорожка тянулась по дну ущелья, которое иногда довольно далеко уходит в сторону. В начале наш путь был не самым трудным, но когда мы спустились вниз, в некоторых местах дороги не было вообще. Приходилось лезть по скалам, держась за корни и ветки деревьев. На полпути пришлось переходить вброд горную речку.

Так как камни были очень скользкие, то я предпочла пройти по дну прям в обуви. Вода в реке оказалось очень холодной, около +10 градусов. Шли всю дорогу достаточно быстро, так как надо было успеть осилить весь маршрут до наступления темноты.

Да и тучи постоянно сгущались, а посещение Большого каньона в дождь небезопасно: камни становятся скользкими и на некоторых участках пути возможны оползни. Из-за такого быстрого темпа, мы еле успевали не отстать от группы, поэтому полюбоваться на какие-то красивые виды, просто не было времени. Но, надо сказать, что местами нам попадались очень живописные пейзажи.

Большой каньон Крым

Вода здесь постоянно вымывает горные породы, образуя небольшие каменные «бассейны» и водопадики. Самый известный такой искусственный бассейн в Большом каньоне называют «ванной молодости».

По сути, это небольшое озеро в русле реки, образованное потоками воды. Питают его источники обогащенные серебром. Глубина этого природного резервуара около пяти метров. Говорят, что осмелившиеся искупаться в «Ванне молодости» сразу же помолодеют. Некоторые из нашей группы отважились на такое купание, однако надо учитывать, что температура воды здесь +10 градусов, поэтому я на такие водные процедуры не отважилась.

Затем мы направились в обратный путь, мимо Голубого озера.

Большой каньон Крым

Потихоньку стал капать дождик, и в конце пришлось идти по грязному месиву. Уже на выходе из каньона нам показали останки старого Почтового дуба.

Говорят, во время Великой Отечественной войны в его дупле прятали записки партизаны, а позднее туристы стали оставлять друг другу записочки. Однако не так давно в дерево попала молния, и дуб сгорел почти полностью. Наша прогулка по Большому каньону закончилась уже почти в темноте, дождь стал лить как из ведра и мы перебрались в ресторан «Три пескаря», перекусив в котором отправились в обратный путь.

Экскурсия оставила массу неоднозначных впечатлений. С одной стороны, мы были разочарованы, что не увидели каньон сверху, да и о сложной дороге мы были не предупреждены. Однако, это несомненно весьма необычный опыт, для людей, непривыкших к походной жизни. Местами нам в нашей неудобной обуви было очень тяжело преодолевать некоторые части пути, однако нас подбадривало то, что в нашей группе была семидесятилетняя бабушка с внуком, которой тоже пришлось пройти эту трудную дорогу. Ее недобросовестные агенты по продажи экскурсий даже не предупредили о том, что такой маршрут будет сложно осилить пожилому человеку. Тем не менее, все дошли в целости, а люди в удобной обуви особых неудобств, я думаю, даже не почувствовали.