Нило-Сорская пустынь – это место суровое и даже аскетичное, как будто сама природа здесь предугадала место для монастыря, где главным уставным правилом было «нестяжательство», что означает поощрение нравственно-духовных аспектов жизни над материальными. Сейчас посетить монастырь без участия в паломническом туре невозможно, потому что на территории находится психиатрическая больница. Но история монастыря настолько интересна, что я не удержалась от поездки к стенам обители, хотелось увидеть это место хотя бы одним глазком.

Пейзаж, который простирается вокруг, зачаровывает своей простотой и исконно русским характером. Белые березы с кудрявыми косами, зеленый луг, заросший буйными травами, узенькая полосочка реки Соры, которая протекает практически под стенами древней обители и на фоне темная стена леса. Приезжая сюда, как будто попадаешь в другой мир, такой далекий от современных мегаполисов. Но атмосфера довольно странная, попробую объяснить.

Монастырь Монастырь

Монастырь

История этих древних стен напрямую связана с именем преподобного Нила Сорского, которого считают основоположником русского скита. Нил Сорский пошел из рода бояр Майковый. Семья преподобного Нила была верующей, что в дальнейшем сильно повлияло на выбор преподобного Нила монашеской жизни. В те времена младшие дети боярских родов часто становились или наемниками в армии, или послушниками в монастырях, ведь все наследство получал старший, а младшим детям был уготован такой путь. Наверное, такая судьба с детства была уготована и преподобному Нилу. В пятнадцать лет Нил уходит вместе с паломниками в Палестину, где остается на некоторое время. Там он изучает арамейский язык и занимается переводами книг. Предположительно, что "Евангелие от Марка" перевода Нила Сорского хранилось в библиотеке самого Ивана Грозного.

Став монахом, преподобный Нил вновь отправляется на юг, но в этот раз он посещает Афон и Иерусалим.  Нил Сорский приложился к гробу Господнему и после этого ему снится сон, в котором Иисус приводит его  на берег Соры в районе Кириллова.

Сначала Нил отправился в Кирилло-Белоозерский монастырь. Стоит отметить, что Кирилло-Белозерский монастырь составлял, так называемую оппозицию официальной церковной политики. Это сегодня церковь и государство не вмешиваются в дела друг друга, а пятьсот лет назад церковь имела очень большую власть не только над душами людей, но и над их жизнями и политикой всего государства. Вспомните, святую инквизицию и Крестовые походы, это же все было именно в то время. Нил Сорский и его однодумцы выступали за безземелье монастырей, считая такое стяжательство не приемлемым для служителей Бога. Как известно, что и в Европе и в Руси монастыри имели довольно большие земли во владении, что делало церковь очень богатой организацией. В ходе этого противостояния победили, так называемые иосифляне, противники Нила, но зернышко было брошено и оно дало свои всходы через сто лет, когда произошел раскол православной церкви.

Монастырь Монастырь

Монастырь

Но, я не о том. Пробыв некоторое время в Кирилло-Белозерском монастыре, преподобный Нил со своим учеником Иннокентием  отправляется в то место, куда привел его Господь во сне и закладывает здесь небольшой скит. Там, среди елей,  они срубили небольшую часовенку и две кельи, которые располагались на расстоянии, чтобы не мешать уединению соседа и молитве, «на расстоянии брошенного камня». В тишине и уединении Нил записывал свои мысли о благочестии, о молитве, и созерцании. Преподобного Нила Сорского называют основоположником русского исихазма. Это древнее учение молитвы и внутреннего самосовершенствования. Исихазм чем-то напоминает медитативные практики йогов, здесь также молящийся уходит глубоко в себя. Практики исихазма говорят об особом внутреннем свете, который наполняет душу и полное слияние с Богом.

«Утишь ум, освободи помыслы и внимай сердцу» - так об этой молитве писал преподобный Нил Сорский. Но долго в уединении Нилу Сорскому не довелось, так как начали приходить монахи для того, чтобы поселиться в этом уединенном месте. Но разрешал остаться Нил Сорский далеко не всем - только самым преданным монашескому труду.

Жизнь в ските была очень простой.  Он призывал монахов отказаться от богатства, а монастыри лишить земель. Кстати, в отличие от других монашеских орденов преподобный Нил Сорский не считал нужным  много поститься и тем более носить власяницы или истязать себя телесно. Главным было внутреннее благочестие и молитва в сердце.

Постепенно обитель разрасталась, и через тридцать лет здесь уже было двенадцать келий. Преподобный Нил Сорский занимался переписыванием церковных книг и собственными сочинениями. Также построили церковь на болотистом лугу на другом берегу реки. Чтобы постройка была устойчивой, монахи носили землю под фундамент и насыпали холм.

Умел Нил Сорский в 1508 году. Перед смертью он завещал своим ученикам не хоронить его с почестями, а бросить тело на растерзание зверям. Но ученики не послушались и похоронили преподобного у стен Стретенской церкви. Позже здесь установлена часовня, где находилось большое распятие, золоченая рака и иконы.

В XVII веке над гробом Нила Сорского построили церковь, в то же время появляются первые иконы святого, записан кондак, тропарь и икос для обращения к преподобному Нилу.

В ските никогда не жило очень много людей, так как Нил Сорский проповедовал молитву в уединении, а при большом количестве народу в ските такой возможности нет. Обычно здесь жило от шести до двенадцати человек.

В 1794 году происходит событие, которое хоть и не коснулось напрямую скита, но повлияло на его дальнейшую судьбу. Вышел указ, по которому монастыри и церковь лишалась земель и крепостных крестьян. А ведь это именно то, что проповедовал и за что боролся Нил Сорский. Но, многие монастыри, имеющие огромные доходы с этих земель, просто не умели существовать по-другому, их постигло разорение. Разорился и Кирилло-Белозерский монастырь, к которому был приписан Нилов скит.

Это тихое и удаленное место постепенно приходит в упадок и запустение. К тому же меняется политика монастырей по отношению к скитам – они становятся местом ссылки для провинившихся братьев.

Лишь в XIX веке учение Нила Сорского обретает вторую жизнь. В скит приходит инок Никон, который берет в ските имя Нил. Он застал Нилов скит в плачевном состоянии, а вся братия - это восемь монахов, сосланных сюда из Кирилловского монастыря, за пьянство. Преподобный Никон взялся за дело и через несколько лет скит возродился, и сюда начали приходить достойные братья.

Преподобный Никон на богатые пожертвования начинает отстраивать скит, но уже по монастырскому укладу. Возводятся каменные стены, на месте деревянный церквей, построенных преподобным Нилом и его учениками, возводят собор Тихвинской Божией Матери. Но строительство собора не было спокойным, в самом его начале преподобного Никона взяли под стражу по доносу за растрату церковной казны, но самым главным обвинением стало неподобающее отношение к мощам святого Нила. В доносе говорилось, что преподобный Никон тайно раскопал могилу святого и спрятал мощи в своей келье. Этот случай известен как «дело о мощах». Естественно ничего не смогли доказать, но преподобного Никона перевели в другой монастырь. И только через десять дет он сумел вернуться в милый его сердцу скит. Там построил отдельную келью в отдалении и остался жить. Интересно, что перед своим постригом в схиму преподобный Никон отослал на Афон написанную им икону Божией Матери Иерусалимской. Эта икона до сих пор там хранится, и ее опускают молящимся лишь по праздникам. Вскоре после этого скит стал жить по монастырским правилам. В двадцатом веке после прихода коммунистов монастырь был передан под колонию, а монастырское имущество передано в музеи. В 1927 году монастырь все же вернули монахам, но без права проводить богослужения. А в 1930 году Нилову пустошь окончательно закрыли. Последний настоятель монастыря преподобный Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно также как и преподобный основатель скита.

Монастырь Монастырь

Монастырь

В последующие годы Нило-Сорский монастырь передан под лечебницу для душевно-больных, которая располагается здесь до сих пор. В Соборе Божией Матери Тихвинской размещается столовая, а в юго-восточном углу храма, под полом находится ничем не отмеченная могила преподобного Нила Сорского. Так уж случилось, что его скит – детище всей его жизни превратился в пристанище скорби и безнадежности, настоящую пустошь, куда слово Господне сюда приходит лишь с паломниками.

Попасть в монастырские стены сегодня практически невозможно, так как учреждение это закрыто от посетителей. Но все же если добыть специальное разрешение, то паломников пускают помолиться на месте захоронения преподобного Нила. Кстати, его мощей там больше нет. В начале XXI века их достали и увезли. По завещанию преподобного Нила, каждый, кто найдет его мощи, должен их потоптать ногами и утопить в болоте, иначе грозит ему Страшный Суд. Выполнен ли его завет  и где находятся мощи сейчас неизвестно. Но жители близлежащей деревни просят вернуть их назад, так как после того как мощи увезли их деревню преследуют всякие несчастья а земля больше не плодоносит.

Мне рассказали историю, похожую на выдумку. Если бы это была не профессиональный историк, я бы даже не стала пересказывать. Регулярно у стен пустыни проходят археологические изыскания, потому что есть версия, что мощи Нила находятся именно там. Но как только начинаются раскопки, случается сильный пожар. Как говорят, это сам Нил противодействует тому, чтобы кто-то нашел его мощи.

Верить или нет, дело каждого, но место, действительно, с особой энергетикой, хотя мы и постояли только у его стен. Мне было как-то не комфортно.

Отзывы и цены на отели в Вологде

Отели и загородные дома в Кириллове

Отели Череповца