В этот поход в горы через перевал Горуча на Чобан-Куле в Крыму собралась приличная команда. Трое детей, тринадцать взрослых, из которых по горам ходило четверо. Ну и ничего, ведь дошли! Что говорит о том, что популярные крымские маршруты рассчитаны больше на выносливость, нежели на обезьянью цепкость и ловкость. Альпинистам альпинистово, а нам, трекингерам трекингерово. Ходим себе, никого не трогаем.

 

Собирались из разных городов СНГ, а потому – в Симферополе на вокзале. Часть маршрута до точки старта ехали на рейсовой маршрутке, но далее пересели на минивэн шабашника. Его заказывали по телефону, который передаётся от одного горного бродяги другому. Повел нас местный абориген Иван, который незадолго до того с друзьями прошел почти тем же маршрутом.

Стартовали из села Поворотное, что в Белогорском районе Крыма. Там прям есть столик в лесу, где отобедали сухомяткой, распределили общаковую еду и двинулись. Почти сразу вышли на речушку Кучук-Карасу (с крымскотатарского – «малая черная вода»), она же Малая Карасёвка, и началось… Дело в том, что тропа была проложена чётко вдоль русла. Однако редко, где она шла по одной стороне реки более30 метров. Параллельные тропы попадались не часто. Вот мы и прыгали с берега на берег, как архары. Правда, женщины и дети поначалу как-то стеснялись, чем немало задерживали продвижение. Но вскоре все самые нерешительные умудрились промочить ноги, а потому дело пошло резвее.

Когда Ваня предварительно описывал маршрут, он указал, что прогулка будет, примерно, как по парку. Вот я почему-то сразу представил овраги в парке Братцево и купил берцы. А некоторые нормальные люди гуляли по более цивилизованным паркам, поэтому среди обуви фигурировали даже сандалики. Впрочем, мелкие неудобства перемещения с берега на берег компенсировали различные пейзажи. Вот тут душа отдыхала: и водопады тебе, и всякие вымоины, и урочища с чащобами!

После очередного уж очень нудного тягуна – длинного, но не резкого подъёма – открылась большая поляна. С края там уже примостилась еще одна команда, а мы прошли чуть вглубь. Плато называлось Верхний Кок-Асан, потому что в районе Поворотного был Нижний, а сам Кок-Асан – это тот каньон, по которому мы протопали. Переводится как «голубая поляна». Поляна как поляна… Здесь даже нашли памятник пограничникам-партизанам, погибшим в годы и Гражданской, и Великой Отечественной войны.

Ущелье Кок Сан

 

Если отсечь лирику, то туристы – это такие люди, главной задачей которых является набрать побольше продуктов, потом затащить их подальше и повыше, затем съесть. На вечер у нас был шашлык. Но поначалу мы устанавливали палатки, причем некоторые товарищи это делали впервые в жизни. Потом добывали дрова и шампуры из прутиков. Так как большинство «горцев» еще утром ехало в поезде, то отбились все дружно.

Лагерь

 

Поутру я проснулся от тотального храпа со всех сторон, прошелся ополоснуться на красивейший родник Павло-Чакрак. На запах пищи все раскочегарились, собрались и снова поползли вверх. Тяжело, конечно, но никто не задыхался и глаза не выпячивал, хотя для многих такая прогулка была, повторюсь, первой. Как-то довольно скоро достигли цели – перевала Горуча. Всего743 метра над уровнем моря. Переводится как «охраняет воду». Он действительно стоит меж двух рек.

На перевале походили, пофоткались – и двинулись дальше.

Пейзажи с Горучи

 

Чуть ниже на лугу устроили перерыв на холодный обед, но не без кофе. Дети в монокль рассматривали жизнь села Зеленогорье, которое было где-то очень далеко внизу. Далее был крутой спуск. На случай дождя Ваня отвёл именно на этот участок день. Потому как просто добавь воды – и тебя понесёт как слона на брачные игры. А внизу-то камни… Но была сушь, тишь, глушь и блажь! За час наш караван вышел, наконец, к водопаду, название которого на табличке значилось как «Водопад», поэтому от перевода отдыхаем.

Вид на водопад

 

Естественно, было жарко, и мы полезли под холоднючую воду, падающую с10 метров. Благо там и настил добротный приделан, и поручни. А оказались мы в урочище Панагия, наиболее популярный перевод которого с греческого – «Пресвятая». Вернее в одном из рукавов урочища, в котором зарождается река Пананьян-Узень – «Святая река». Для туристов, не обременённых кочевым скарбом, есть ход снизу, который, хоть и стоит небольших денег, но оборудован добротными ступеньками и указателями. Но, чем дальше к истокам, тем меньше ступенек и первозданней вид. Меньше и желающий туда лезть.

Панагея

 

Еще один приток Святой реки

 

Нас, неизбалованных природой Крыма жителей равнинных городов, не отпускало ощущение переноса в другие страны и в другое время одновременно. Перекаты Святой реки, её затоки, проточные бассейны просто завораживают. Однако, когда проблеснула цивилизация в виде лесенок, и когда Ваня объявил, что мы подходим к Зеленогорью, наши женщины и дети как-то оживились, что обогнали авангард, прям как отара ланей, учуявших дорогу в родную рощу.

Между тем, по генеральному Ваниному плану сегодня надо было выйти к морю, оставалось ерунда – километров восемь. Глядя на довольный, но измученный вид братии, решили сохранить силы на переваривание ужина и установку палаток. Пошли искать транспорт, и легко его нашли. Примерно через час все три группы, с учетом загрузки, разгрузки, распределения, ну и доставки смотрели в дальние дали Черного моря. Смеркалось поздно, поэтому без проблем расположились в рощице под мысом Агира, на вершине которого красовались развалины «пастушьей крепости» – Чабан-Куле. Всё бы ничего, но с входом в море были проблемы – у берега всё было сплошь завалено валунами.

Чабан Куле

 

Утром начали с постирушек – «почернело синее море». Потом часть народа прогулялась до села Морское за вином и мороженым. Ближе к морю приезжали-уезжали какие-то весёлые компании, но наш табор вызывал уважение. К вечеру присоседилась еще одна небольшая группа каких-то уж очень спортивных туристов. Всю идиллию нарушило появление пары лесников, которые запросили за постой с каждого доллара по три, за чем обещали приехать к следующему обеду.

Случилось так, что в нашем скромном общаке осталось предостаточно всяких денежных средств. И оплатить постой было не сложно. Однако возникла мысль: почему бы не потратить казну более грамотно? На проезд до Симеиза, к примеру? Поэтому ранним утром группка желающих залезли на мыс посмотреть развалины. Потом нашу базу мы оперативно свернули и выдвинулись на трассу. Ваня еще с вечера договорился в селе с водителем очередного минивэна, а потому скоро мы сидели как в кинотеатре на показе документального фильма «Побережье Крыма».

Был среди нас и Гена, который постоянно в горах возглавлял авангард (по указаниям Вани). Он родился и вырос в Крыму, а потому взять на себя обязанности гида для него труда не составило. Он успевал предупреждать о том, что вскоре что-то появится, куда смотреть и чем оно знаменательно. Даже остановились и отдраили наши окна-телевизоры. В узловой для маршрутов Алуште забили хвост рейсового автобуса, несколько человек с нами попрощались до следующих встреч. А мы поехали в Симеиз.

Прогулки по этому городу стоят отдельного рассказа. Был конец мая – сезон едва-едва начинал теплиться. Поэтому нам удалось захватить «блатное» место – стоянку «Акулья пасть», которая находится где-то в лапах местной эмблемы – горы Кошка.

Акулья пасть

 

А по поводу этого путешествия сложилась песня. Про утро там были такие строки:

Прощалась пестрая братва!
По одному или по два
Валили как подпольщики со сходки.
Прощались будто бы на день
И гордо уходили в тень
Суровою туристскою походкой.
 
Бронирование отелей в Ялте Бронирование отелей в Феодосии

Бронирование отелей в Саки

Бронирование отелей в Тарханкут