Долина 7 озер – это вторая экскурсия, которую мы с сынишкой посетили. Правда, так как на этот раз нужно было очень далеко ехать, а потом искать сами озера, Рицинский национальный парк,  водопады (Девичьи слезы, Мужские слезы), Бзыбское ущелье, то ехать туда нужно было организованно, с группой и гидами.

Бзыбская крепость, водопады

Выезжали опять рано утром, недовольный Алешка долго бурчал, что хочет поспать, но мои рассказы о живописных горных пейзажах его немного приободрили. Добираться нам предстояло до Главного Кавказского хребта, залезать на высоту 2500 метров, но то, что мы увидели, определенно стоило всех потраченных сил. Такого чистого воздуха, нетронутой природы я давно не встречала!
Первой достопримечательностью, которую мы увидели, была Бзыбская крепость. Находятся ее развалины около дороги, в давние времена она защищала ущелье. Находящийся в крепости храм сложен из крупных  плит известняка, украшен арками в византийском стиле.

Не менее впечатляющим оказался грот, чья глубина достигает 18 метров. Он также встретился нам еще на первом км пути. Кстати, забыла сказать, что именно здесь ученые нашли следы нахождения первобытных людей, это черепа и т.д. Спустя еще 1 км, сынишка показал мне нечто удивительное: по известняку стекали струи воды, а появлялись они из камня. Это и есть водопад «Девичьи слезы». На скале можно было увидеть сотни  ленточек, здесь, согласно преданиям, исполняются все желания. Что же, проверим, авось сбудется!

Озеро Рица

На исходе седьмого километра, на берегу находятся руины Хасан-Абаа, сторожевой крепости, построенной в десятом  веке. Самым первым озером, которое мы увидели, было необыкновенно красивое, Голубое озеро с ярко бирюзовой водой, его глубина составляет 24 м. Затем мы остановились около Гегского водопада. Его высота меня впечатлила – 70 метров. Вода из р. Гега скрывается в  расщелине и, пройдя долгий путь по подземным гротам, будто проходит сквозь скалу и уходит  вниз, образуя водопад. Кстати, вода в нем просто ледяная.

После небольшой остановки мы поехали к озеру Рица (глубина составляет 150 м), располагающемуся на высоте более 900 м. В озере водится форель. Именно тут находится апацха – жилище, где можно отведать яства национальной кухни, что мы и сделали. Более того, именно на берегу этого озера располагаются дачи Сталина и Брежнева! Охраняют озеро три огромные горы.

Согласно одной из легенд: «В давние времена тут находилась долина и река. Рядом паслось стадо, которым управляла девушка – Рица. Росла она в окружении трех братьев. Однажды они ушли охотиться и исчезли на несколько дней. Рица, скучая, пела песни. Ее чудесный голос услышали местные разбойники. Они решили похитить ее, но крики девушки услышали братья. Богатырский меч, который бросил во врагов один из братьев, перекрыл реку. Вода  стала заполнять все вокруг, и появилось озеро. Рица, к сожалению, вырвавшись от разбойников, упала в воду. Брат швырнул разбойника туда же. От горя ее братья окаменели, охраняют они сестру и сейчас в виде гор».

В то или иное время года цвет воды изменяется, однако вода всегда очень спокойна, интересно, что в Рицу втекает три горные реки и вытекает две. Замерзает вода лишь раз в 100 лет. И это в горах, где всегда лежит снег! Чудеса, да и только!

Как нам рассказал гид, в последние годы инфраструктура развивается, и правда, мы видели здесь много кафе и ресторанов, где можно попробовать местную кухню. Мы с Алешкой остались под впечатлением от форели. Ммм, я даже не знаю с чем сравнить этот вкус! И, конечно, впечатление было бы неполным без бокала местного вина – гулять так гулять!

Малая Рица, Султан Идзиа

Позже около этого озера мы увидели еще одно, но более маленькое – это Малая Рица (глубина составляет 100 м), протяженность 200 м,  находится оно в гигантской воронке. За счет абсолютно прозрачной воды оно отлично просматривается до 19 м. Полюбовавшись впечатляющим видом и отведав местного шашлыка, мы отправились навстречу альпийским лугам и другим озерам.

Подъем становился все выше, вокруг встречались живописные речки, скоро мы подъехали к месту, откуда дальнейший путь нужно было продолжать без машины. Вот здесь и начался тот самый экстрим. До перевала мы преодолели крутой подъем. Далее нас ожидал пешеходный двухкилометровый переход по лугам до горы.

Ну что же, это уже не шутки, как-никак 2 тысячи метров над уровнем моря! И опять мне вспомнился мой анти-ЗОЖ. Одышка давала о себе знать все явственнее с каждым пройденным километром. Но я старалась не думать об этом, ведь вокруг открывался такой вид, что дух захватывало. Даже мой сын, который обычно трещит без умолка, притих и молча фотографировал виды на Кавказские горы.

Последнее из озер, которое мы увидели, было названо в честь Султана Авидзба, этот житель переплыл озеро на спор. Интересно, что на протяжении всего нашего пути мне повсюду попадались на глаза ограды. Позднее я узнала, что согласно легендам, это – постройки карликов, они жили здесь в давние времена.

Называется вся местность, которую мы прошли  «Агура», а все озера – «Агура адзиакуа». Маршрут занял у нас примерно 6 часов, и мы опять попали на базу. Как нам рассказал гид, здесь принимают многодневные экскурсии. Подкрепиться можно было и тут, но так как мы были сыты, то не стали оценивать мастерство местного повара, специализирующегося на  абхазской кухне. Да, после утомительной дороги мамалыга казалась аппетитной, однако учитывая предстоящую дорогу, было решено покушать уже в Гагре.

Экскурсия в Абхазии

Эта девственная природа, величественные горы, чистейшие озера навсегда останутся в наших сердцах, в моем уж точно!

Общий отзыв о поездке в Абхазию