Вы не замечали, что очертания Санкт-Петербурга на карте напоминают голову грифа? Птица будто распахнула хищный клюв и пытается сцапать явно вкусный кусок. Мой рассказ про это самое лакомство – город-порт на острове Котлин. Называется он Кронштадт. Официально это районный центр с единственным населённым пунктом. Радоваться поездке в Кронштадт можно начинать с самого старта, ведь ещё не так давно этот город-порт был закрытым. Лишь с 1999 года сюда можно приехать и прогуляться по страницам истории флота, обороны и многим другим «мальчиковым» темам. Посмотреть тут есть что.

Кронштадт

Кронштадт

В былые времена добраться сюда можно было только по воде, вплоть до 2011 года ходил регулярный паром. Но, помимо северного пути, открытого в 1983 году, в 2011 году Котлин соединили с южным берегом Финского залива. Как бы вставили распорки в клюв грифу. Весь этот участок питерской КАД (кольцевой автодороги) проложен не просто по мосту, а по комплексу гидротехнических сооружений, которые защищают культурную столицу от наводнений.

Но в тот день сооружения оглядеть мне не удалось, так как в составе группы коллег я уже третий день стирал ноги по Питеру и окрестностям. И едва садился в маршрутку, как тут же засыпал. Мои милые друзья растолкали меня уже в центре Кронштадта на углу у Андреевского сада. Дальше вдоль обводного канала дорожка повела нас к самой величественной достопримечательности города – к Никольскому морскому собору.

Морской собор

Морской собор

Декор Морского собора

Декор Морского собора

Декор Морского собора

Декор Морского собора

По дороге встретили памятник Фадею Фадеевичу Беллинсгаузену – человеку, морю и кратеру на Луне. Морской собор в Кронштадте – храм огромный, но в то же время выглядит элегантно. Перед ним находится Якорная площадь. Нет, она не уставлена якорями, однако цветной плиткой на ней выложены два якоря – большой и очень большой с собором в голове. Оценить художественный замысел по достоинству проще на карте в спутниковом режиме. Правда, название это не связано с декором. Раньше на этой площади была свалка якорей.

В отдалении на площади горит вечный огонь. Это старый мемориал посвящен не героям Великой Отечественной, как везде, а борцам за дело революции, погибшим в 1919-1921 годах.

Кронштадт. Вечный огонь

Кронштадт. Вечный огонь

Там же рядом находится более древний памятник «Помни войну» с адмиралом С.О. Макаровым. Ветер будто развевает бронзовые полы шинели адмирала, ведь в Кронштадте штиль – явление редкое. Со всех сторон памятника расположены затейливые барельефы, рассказывающие о подвигах.

От Якорной площади к Петровской гавани натоптанная туристическая тропа ведёт через пешеходный Макаровский мост. Он нависает над оврагом, который прежде входил в сеть гидротехнических сооружений. Поговаривают, что первый вариант конструкции моста выглядел настолько хлипко, что Николай II по нему пройти не решился. Зато вызвался удалец из свиты, который за такую храбрость получил орден. А всякими каналами остров просто испещрён. Не все они в работе, но, опять же, с высоты полёта четко видны прямые линии, продолжающие работающие водоводы.

Пешеходный мост

Пешеходный мост

Снова вошли в жилую часть Кронштадта. Ровные ряды домов напоминают, что это третий город в России после Таганрога и Санкт-Петербурга, который был построены по проекту. Но однообразным от этого Кронштадт не выглядит.

Кронштадт

Кронштадт

Кронштадт

Кронштадт

К гавани идёт Красная улица, на которой натыканы сувенирные лавки с удивительно приличным ассортиментом при небольших ценах. Вообще названия улиц в городе преимущественно революционные. Повсеместно равномерно распределены различные боевые достопримечательности – нам встретилась башня с орудием, различные пушки и торпеды. Над Петровской гаванью в Петровском парке возвышается памятник нетрудно догадаться кому. Местный Петр I смотрится весьма достойно, топча ногой флаг врага.

Памятник Петру Первому

Памятник Петру Первому

Наконец-то вышли к морю. На берегу я погрозил шведу, но оказалось, что немного не в ту сторону – сбился внутренний компас. Разглядели пирс и направились к нему. Встретился памятник героям Цусимского сражения. На пирсе попытались найти хоть какой-нибудь катерок «Чунга-чанга» до Питера, однако ничего и похожего не нашлось. Таким образом, проделав небольшой крюк, мы двинулись туда, откуда пришли – на угол Андреевского сада, но иным маршрутом.

Случилось так, что на этом пути нам встретилась добрая часть других кронштадтских достопримечательностей. По Доковому мосту – единственному разводному в Кронштадте – перешли через Петровский канал. Далее двигались вдоль берега Итальянского пруда уставленного Петровскими пушками, прошли памятники художнику И. К. Айвазовскому и мореплавателю П. К. Пахтусову, монументы Дружбы с Японией и Морякам-подводникам.

Памятник Морякам-подводникам

Памятник Морякам-подводникам

В самом городе тихо и безлюдно – местные предприятия закрыли, и люди ездят на работу в Питер.

В конце маршрута наткнулись и на чёрный котёл, по преданию найденный Петром I в спешно покинутом лагере шведов. От того котла, якобы, произошло название острова Котлин. Попал котёл вместе с маяком и на герб города.

Черный котел

Черный котел

А тугозвучное название Кронштадт переводится как «город-крепость». Стратегическое месторасположение города и вправду оказалось настолько удачным, что за три с лишним века мимо не проскочило ни одно вражеское судно. В апреле 2009 года Кронштадт стал Городом воинской славы.

Кронштадт

Кронштадт

Несмотря на утомлённость от непривычного хождения, поездка понравилась. И хотя маршрут особо не подбирали, посмотреть удалось многое. В тот раз лишены были внимания форты, маяки и доки. При случае огляжу как-нибудь.

Бронирование и цены отеля Комфорт 3*
Большой выбор отелей в Петербурге здесь