Ростов Великий – отличная идея для однодневной поездки из Москвы, ведь Ростов находится всего в 200 километрах от столицы, да и доехать туда можно очень легко на поезде. Однако, забегая вперед скажу, что обольщаться не стоит. Как и все города Ростов Великий - город контрастов. Подробнее - в моем отзыве о самостоятельной поездке в Ростов Великий (Ярославский).

Ростов Великий. Кремль

В Ростов Великий меня позвали друзья, недолго думая я согласилась. Билеты на поезд и гостиницу мы забронировали заранее, все же Ростов – город популярный. Не многие знают, что в Ростове довольно много достопримечательностей, обычно туристы смотрят Кремль и пропускают море интересного. Мы же за неспешные самостоятельные путешествия, так сказать за «полное погружение» в атмосферу. В этой заметке не будет исторических справок, у кого есть интерес к истории, могут почитать подробно историческую справку про Ростов Великий вот здесь.

В Ростов Великий на поезде

Добираться в Ростов своим ходом очень просто – вечером с Ярославского вокзала отправляется скоростной поезд, который идет до Ростова чуть меньше трех часов. Сиденья в поезде мягкие, комфортные, есть розетки.
Гостиниц в Ростове довольно много и почти все из них расположены в отреставрированных купеческих домах. Именно в таком мы и решили остановиться. Наша гостиница называлась Царевна-лягушка, а на первом этаже ее находится одноименный музей, который нравится детям.
Итак, в конце рабочего дня пятницы, мы загрузились в поезд и отправились в мини-путешествие. Сразу скажу – к поездке я подготовилась плохо, как-то не было времени. Поэтому практически полностью доверилась своим друзьям, которые хоть что-то читали про Ростов Великий.
Поезд прибыл в Ростов около 21. Посмотрев по карте, что вокзал находится не так далеко от нашей гостиницы, мы решили отправиться пешком по навигатору. Надо отметить, что это было не самым лучшим решением, ведь улицы в Ростове вечером освещаются плохо, дороги разбиты, а тротуаров фактически нет. Добавить к этому весенние лужи и грязь. В общем, минут за 30 мы все же добрались до Московской улицы и нашей гостиницы.

В поисках ужина

Оставив вещи в номере, мы отправились куда-нибудь перекусить, ведь после рабочего дня никто не ел. Первым местом, куда мы направились, было кафе Иван-Царевич, которое находится рядом с гостиницей. Однако, ресторанчик был закрыт на спец обслуживание, поэтому пришлось искать другое место. Тогда мы отправились по направлению к Ростовскому Кремлю, надеясь, что хоть в самом центре будет что-то работать (время то было только 22-00). По дороге зайдя еще в пару заведений, нас везде разворачивали – очень не хотелось местным работать. Напротив Кремля мы разглядели яркую вывеску кафе «Русь». Как же обрадовались тому, что кафе работает!!! Интерьер внутри простой: стены расписаны эпизодами из русских сказок, мебель простенькая. Но нам на тот момент было неважно, так как здесь кормили! Еда была довольно приличной и простой. Мы съели по супу и салату, оставив не так много денег за все. В целом кафе нормальное, голодными не уйдете.

После ужина мы отправились в гостиницу, копить силы на следующий день. Про гостиницу Царевна Лягушка я уже писала в отдельной статье . Но повторюсь еще раз – если вы чувствительны к шуму, то эта гостиница не для вас. Мне, например, это обернулось бессонной ночью. Ну не будем о плохом – гостиница довольно новая, там свежий ремонт и неплохая мебель. Возможно мне не повезло с номером. Но после ночи всегда наступает утро, и время завтрака.

Царевна-Лягушка

В Царевне-лягушке своего ресторана нет, поэтому на завтрак нас направили в ресторан Иван-Царевич, тот самый который был закрыт день назад на спец обслуживание. Никакого шведского стола здесь естественно не было, нас покормили по меню довольно добротным и плотным завтраком. Утром мы здесь были одни, поэтому я от души пофотографировала весь сказочный интерьер этого заведения.

Кафе Иван-Царевич

Достопримечательности Ростова Великого: маршрут на один день

На завтраке же мы обсудили наш план на день: начать прогулку мы планировали с музея Ростовского купечества, далее дойти до Спасо-Яковлевского монастыря, пешком дойти до фабрики Ростовской финифти. После посещения фабрики мы запланировали посещение экспозиций Ростовского кремля, прогулку по озеру Неро. На вечер мы также запланировали ужин и отъезд на поезде в Москву. Таким образом, за день мы должны были осмотреть все основные достопримечательности Ростова.

Музей ростовского купечества

Сказано сделано – часы не успели пробить и 10 утра, а мы уже были на пороге музея Ростовского купечества на Московской улице. Купили билеты, небольшой путеводитель по залам. Музей находится в бывшей усадьбе Кекиных, которым и посвящена большая часть экспозиции. В музее восстановлена обстановка купеческого дома. Здесь можно увидеть разные интересные вещицы, им принадлежавшим: например, женский кокошник 18-го века, фамильное серебро. Музей очень познавательный и уютный. Очень рекомендую его для посещения. На выходе мы оставили даже положительные отзывы в соответствующей книге.

Музей Ростовского купечества

После музея ростовского купечества мы продолжили наш путь по Московской улице, попутно разглядывая архитектуру. Надо сказать, что даже в центре Ростова мы заметили большое количество домов после пожаров. Очень обидно, так на глазах горит наша история.

Спасо-Яковлевский монастырь

Следующим объектом нашего путешествия был Спасо-Яковлевский монастырь. Около него к 11-30 уже шла бойкая торговля сувенирной продукцией, стояли туристические автобусы.

На пути к Спасо-Яковлевскому монастырю

Несмотря на то, что монастырь является действующим, прямо на входе можно было приобрести экскурсию по монастырю, чем мы и воспользовались. Надо отметить, что нам несказанно повезло с экскурсоводом. Давно я не слышала такого интересного и захватывающего рассказа!

Спасо-Яковлевский монастырь

Я рекомендую вам взять экскурсию по монастырю, ведь это позволит увидеть то, что вы без экскурсовода сами не посмотрите. Так нашей небольшой группе разрешили спуститься в подземный храм, который для всех закрыт. Далее мы поднимались по узкой лестнице под самый купол одного из соборов. Конечно же после экскурсии мы посетили смотровую площадку на территории монастыря и полюбовались на озеро Неро. В общем, нам очень понравилась экскурсия!

Подробнее о Спасо-Яковлевском монастыре можно почитать здесь.

Несмотря на кажущуюся с виду ухоженность монастыря, заглянув внутрь - можно ужаснуться состоянию. вот так например выглядит лестница на смотровую площадку.

Ростовская финифть

Но как говориться, и это еще не все. После посещения святого места, мы решили отправиться в магазин при фабрике ростовской финифти, где продаются изделия из серебра со вставками эмали. Финифть - это особый вид работы с эмалью. Этот вид промысла сохранился в Ростове с дальних времен по сей день.

Пришлось немного поискать магазин при фабрике, но самый верный способ найти его – спросить у местных. Вам подскажет любой из прохожих, ведь эту фабрику знают все в Ростове. Вот там мы с подругой зависли надолго. Многие подумают, что изделия ростовский финифти старомодные и их никто не носит. Однако, мы были приятно удивлены современным дизайном украшений. Молодцы дизайнеры фабрики!

Подробнее о магазине при фабрике

Фабрика Ростовской Финифти

После часового шоппинга мы решили все тки дойти до Кремля, ведь именно Кремль является жемчужиной Ростова.

Ростов - город контрастов

Хочу пару слов сказать о том, что не стоит воспринимать Ростов как город-картинку. Свернув с центральной улицы можно увидеть убогость и плохое состояние тротуаров и дорог.

Например вот такая усадьба находилась прямо напротив нашей гостинице, на улице Московская.

Ростов Великий

А вот такая картинка - норма для города: старый деревянный дом с заколоченными окнами.

Думаю, через пару лет, деревянных домов в Ростове не останется. Повсеместно встречается вот такая картинка. Это Вам не Суздаль, в Ростове никто не следит за единым стилем в центре. А жаль.

Вот так выглядят дороги в Ростове Великом.

Ростовский Кремль

Однако, от фабрики финифти до кремля путь неблизкий, а дороги в Ростове, разбиты как после войны. Ну ничего, мы были подготовлены и экипированы соответствующим образом. Попутно по дороге мы не переставали фотографировать. В Ростове встречаются чудесные образцы деревянного модерна.
Итак, вот и он- красавец Ростовский Кремль ! На входе в Кремль мы приобрели единый билет на посещение всех выставок (его стоимость 400 рублей). Это было правильным решением, ведь на территории Кремля одновременно проводится множество выставок, а билеты продаются только на входе в Кремль. На посещение всех выставок в Кремле нам потребовалось около 4-х часов!

На территории Ростовского Кремля

Чего тут только нет: здесь и предметы из археологических раскопок, и выставка церковных ценностей, иконы.

В Ростовском Кремле

Потрясающая выставка церковной утвари в церкви Одигитрии . Кстати, обязательно ее посетите, в этой церкви просто потрясающий интерьер.

Церковь Одигитрии

На территории Ростовского Кремля нельзя пропустить смотровую площадку, откуда открываются незабываемые виды на Кремль и озеро Неро.

Лестница на смотровую площадку

На самой смотровой площадке едва ли поместятся 10 человек.

Смотровая площадка

После осмотра выставок мы вышли в Митрополичий сад и заглянули в Садовый домик, где находится уютнейшее кафе! Здесь также можно приобрести вкуснейшие медовые пряники, которые мы увезли с собой в Москву.

В садовом домике

После осмотра экспозиций Кремля мы не могли пройти мимо Успенского собора – старейшего сооружения Ростова Великого. Внутри собор находится в очень плохом состоянии, все в лесах. Но даже и в таком состоянии собор производит неизгладимое впечатление!

Успенский собор

Внутри Успенского собора

Ощутив мощь древнего здания, мы вышли на улицу … и услышали диво-дивное, чудо-чудное – ростовские колокольные звоны. Это было настолько красиво, что я не могу передать словами. Все люди, которые были рядом с собором замерли в тишине, наслаждаясь прекрасными звуками. Стены Ростовского кремля создают прекрасную акустику для этих неземных звуков. Кстати, за отдельную плату можно поднятья на колокольню и осмотреть огромные колокола.

Звонница

Крепостные валы Ростова

Осмотрев Ростовский Кремль , мы отправились на небольшую прогулку по ростовским валам, которые расположены вокруг Кремля. Если у Вас есть время – не отказывайте себе в удовольствии еще раз полюбоваться на Кремль со стороны. Кажется, что время здесь остановилось и виды, которые открываются с валов не менялись последние эдак 150 лет!

Крепостные валы

Озеро Неро

Так незаметно по валам мы дошли до самого озера Неро. Озеро Неро – это еще одна достопримечательность Ростова. Говорят, что сказочная царевна-лягушка, которой прилетела стрела счастья от Ивана-Царевича, жила именно здесь. Летом по озеру Неро можно покататься на кораблике и сфотографировать Ростовский Кремль с воды. Но в начале мая, когда мы были в Ростове мы увидели лишь лодки на причале.

На берегу озера Неро

На береговой улице также много всего интересного. Например частная арт-галерея Русский Вертоград.

Подышав озерным воздухом, прогулявшись по берегу и сфотографировав вид на Спасо-Яковлевский монастырь, мы отправились обратно в центр, тем же путем.

Что купить в Ростове Великом

Самым популярным сувениром, который привозят из Ростова Великого, является конечно же изделия из Ростовской Финифти.Изделия из Ростовской финифти можно купить как в магазинчике Ростовского кремля (в музее финифти), или же в магазине при фабрике Ростовской Финифти, который находится по адресу Ярославская обл., г. Ростов, Борисоглебское шоссе, д.3.  (